Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день все большую актуальность приобретает проблема исследования влияния личности на взаимоотношения в коллективе.
Это детерминировано тем, что одной из важнейших задач компетентного управления в организации является формирование благоприятных психологических оснований деятельности коллег в трудовом коллективе, так как это будет способствовать эффективному выполнению поставленных профессиональных задач перед работниками и повышению производительности деятельности. Сущность такой благоприятной психологической среды внутри коллектива составляют межличностные отношения, формирующиеся между коллегами, между сотрудниками и руководством не только в процессе межличностного взаимодействия, но и в процессе руководства организацией.
Процесс влияния личности на группу, коллектив в целом выражается в следующих явлениях: авторитет, лидерство, руководство. Феномен авторитета напрямую зависит от личных свойств и качеств человека. Руководство является составной частью управления, которая связана с осуществлением целенаправленного влияния на людей, с целью регуляции их поведения.
Понимание особенностей влияния стиля руководства на межличностные взаимоотношения сотрудников помогает руководителю в выборе эффективных управленческих стратегий по организации бесконфликтного общения внутри коллектива, снижая потенциальные угрозы для благоприятного психологического климата в целом [7, с. 103].
Именно поэтому изучение влияния личности на коллектив следует считать довольно актуальной темой исследования, важной как с научной, так и с практической точки зрения.
В связи с этим, целью нашего исследования является изучение влияния стиля управления руководителя на межличностные отношения сотрудников.
Объект исследования - трудовой коллектив.
Предмет исследования - межличностные отношения в трудовом коллективе.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что стиль управления руководителя способен повлиять на межличностные взаимоотношения сотрудников и их удовлетворенность трудом.
Теоретические и экспериментальные задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по исследуемой проблеме.
2. Изучить понятие «личность», «коллектив» и «межличностные отношения» как психологические категории.
3. Изучить стили управления руководителя.
4. Разработать программу исследования.
5. Проанализировать работу организаций по изучаемому вопросу и выявить достоинства и недостатки.
6. Разработать рекомендации по оптимизации межличностных отношений в трудовом коллективе.
Современный подход к изучению личности специалиста и психологических основ его межличностных взаимоотношений в коллективе, предопределил необходимость применения совокупности методов исследования: теоретического анализа разнообразных источников, методов психодиагностики, количественного и качественного анализа данных.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней обобщен материал, затрагивающий понятия межличностных взаимоотношений, трудового коллектива, а также рассмотрена классификация стилей управления, изучены методы оптимизации межличностных отношений и стиля руководства в коллективе.
Практическая значимость работы заключается в том, что исследованы возможности применения технологии использования обратной связи и спецификации цели в процессе формирования межличностных отношений в трудовом коллективе, оптимизации психологического климата и снижении уровня конфликтности, в разработке методических рекомендаций по развитию управленческих и лидерских способностей, правильность их влияния на межличностные взаимоотношения и морально-психологический климат в организации.
Данные исследования могут быть применены в деятельности руководителя, менеджеров по улучшению качества работы персонала, повышению эффективности взаимодействия внутри коллектива и, как следствие, будут способствовать увеличению качества и производительности труда.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе дошкольных организаций г. Омска (№ 147, 105, 4, 122, 124, 208, 79, 106, 61, 62, 59, 19). Всего в исследовании приняло участие 288 человек: 12 руководителей и 276 сотрудников.
Курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретическое исследование подходов к изучению проблемы личности в коллективе
1.1 Понятие личности в психологии управления
На сегодняшний день существует немало различных теорий личности, однако некоторые из них притягивают к себе максимальное внимание и являются наиболее разработанными. Например, психоаналитическая теория личности, теория черт личности, гуманистическая теория личности, а также теория социальных ролей.
Практически все современные теории личности были разработаны в начале XX века. В середине XX века было разработано около 20 разных частных психологических теорий личности. Так как в данных теориях нашли отражение многообразные взгляды на психологию личности, которые представляют вышеперечисленные направления исследования личности, примерно в это время фактически прекратились попытки создания новых психологических теорий. Вместо этого ученые стали углублено изучать некоторые особенности личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения.
Теорию черт личности разработали психологи Г. Оллпорт и Р. Кеттел. В этой теории главной дефиницией, описывающей личность, является дефиниция черты личности. Черта личности – это неизменное свойство, приобретаемое человеком в процессе жизни на базе его наследственности, опыта и физиологических особенностей организма. К чертам личности относят, к примеру, черты характера человека [4, с. 47].
Предположительно, черты личности начинают формироваться у человека достаточно рано (в раннем детстве) и к 6 - 7 годам основные черты личности человека (черты его характера) уже сформировались. Затем система черт личности индивидуума может изменяться, развиваться и данный процесс, как правило, длится на протяжении всей жизни человека. Но основные черты личности, которые сформировались в детстве, остаются неизменными всю жизнь.
Теория черт личности повлияла существенно на современные исследования личности и на методы исследования личности. Большинство психологических тестов, при помощи которых сегодня исследуется и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности.
Психоаналитическая теория, автором которой был 3. Фрейд, нашла свое последующее развитие в работах его бесчисленных последователей и учеников, наиболее известными из которых являются А. Адлер, Э. Фромм, Г. Салливан, К. Хорни, К. Юнг.
Главные идеи данной теории сводятся к тому, что личность – это внутреннее, психологическое образование человека, которое состоит из трех частей. Основная часть личности представлена бессознательным (в психоаналитической теории это «Ид»). Сюда включены физиологические потребности и биологические инстинкты человека, общие с животными и неосознанно побуждающие его функционировать предопределенным образом.
Влияние данных потребностей и инстинктов на собственное поведение человеком не контролируется. Наоборот, они кроме воли и сознания индивидуума правят его поведением, нередко принуждая действовать наперекор сознанию и воле [4, с. 48].
Между З. Фрейдом и его последователями были некоторые разногласия в осознании сути бессознательного. Работая над основами своей теории в тот период, когда на все науки интенсивно влияла теория эволюции Ч. Дарвина, З. Фрейд выделил как основу бессознательного в психологии личности только лишь два врожденных биологических инстинкта: агрессивность и сексуальную потребность.
Перечисленные выше последователи З. Фрейда (неофрейдисты) пробовали оспорить такое излишне узкое и практически только биологическое понимание бессознательного в личности, дополнив его отдельными социальными потребностями. А. Адлер, к примеру, одной из существенных бессознательных потребностей считал стремление к власти. К. Хорни в структуру бессознательного включала различные комплексы, а Э. Фромм считал, что к бессознательному также следует относить и стремление индивидуума к свободе или же, наоборот, к ее ограничению.
Вторую часть структуры личности представлена так называемым «Эго». Сюда включено все то, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Данная часть личности осмысливаться человеком, но не всегда верно. К «Эго» могут причисляться как положительные, так и отрицательные качества, которые признаются человеком как реально существующие у него [10, с. 96].
Третья часть личности в психоаналитической теории представлена так называемым «Суперэго». В него вмещаются ценности индивидуума, его идеалы, жизненные цели – то есть, то, кем бы человек хотел стать, какой личностью он себя хотел бы видеть.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 381 c.
2. Вайнштейн, Л.А. Психология управления: учебное пособие / Л. А. Вайнштейн, И. В. Гулис. - Минск : Вышэйшая школа, 2018. - 382 с.
3. Василенко, М. А. Основы социально-психологического тренинга: моногр. / М.А. Василенко. - М.: Феникс, 2014. - 128 c.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - Москва, «Просвещение», 2013. - 378 с.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
6. Горбунова, М. Ю. Кадровый менеджмент и психология управления / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос, 2015. - 224 c.
7. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 559 c.
8. Зуб, А.Т. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 372 c.
9. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 64 c.
10. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
11. Караванова, Л. Ж. Психология: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 263 с.
12. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2013. - 80 c.
13. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Издательство политической литературы, 2014. - 272 c.
14. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
15. Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2015. - 311 c.
16. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2014. - 416 c.
17. Филина, Ф. Н. Самый лучший стиль управления // Новый менеджмент. - 2007. - № 5.- Режим доступа: http://www.new-management.info