Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современная школа должна стать школой новых возможностей для каждого ребенка, обеспечить не только интеллектуальное развитие, информационную грамотность, но и сформировать духовно-нравственную, гражданскую позицию.
В основе программы по литературному чтению лежит утверждение - благодаря вдумчивому прочтению произведений русской классической литературы происходит становление личности младшего школьника, формируется его внутренний мир.
Иван Андреевич Крылов вошел в историю русской литературы как великий баснописец. А.С. Пушкин называл его «истинно народным». И это действительно было так, ведь каждый литературный персонаж Ивана Андреевича Крылова до сих пор учит доброму, светлому и вечному. Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях, ставших неотъемлемой частью классической русской литературы.
Первые басни Крылова, без подписи, появились еще в ХVШ веке: «Стыдливый игрок», «Недовольный гостями стихотворец», «Павлин и Соловей». Но в них крыловского еще ничего не было. Подлинные басни, сделавшие имя Крылова всенародно любимым, он начал писать с 1805 года. Первый сборник басен вышел в 1809 году, среди них были шедевры: «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Петух и Жемчужное зерно». Всего написано более 200 басен. Басенное наследие Крылова - это, по выражению Гоголя, «достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа»*.
Иван Андреевич родился в Москве в 1769 году. Его отец служил в гарнизоне и не поощрял литературные интересы сына. А вот его мама, Мария Алексеевна, напротив, заботилась об образовании маленького Вани, пробуждала в нём интерес к книгам, любовь к чтению. Мальчик из-за отсутствия денег не учился в школе. Но всё это не помешало Крылову стать образованнейшим человеком своего времени. Иван Андреевич самостоятельно изучил русский и иностранные языки, литературу, математику. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке.
Оставшись без родителей, работал в Петербурге переписчиком документов и одновременно занимался написанием пьес – трагедий и комедий. Писать басни он начал только в 37 лет. После приобретения известности в литературных кругах, некоторое время работал журналистом. Много путешествовал и жил в провинции, не переставая сочинять. После переезда в Москву вышли в свет его первые басни, которые разошлись на пословицы и крылатые слова. Самого писателя в народе стали звать «дедушкой Крыловым» — это имя надежно закрепилось в его биографии. Умер баснописец 9 ноября 1844 года.
Объектом исследования являются басни И.А.Крылова
Предмет исследования – языковой материал басен И.А. Крылова.
Цель исследования – определить художественное своеобразие басен И.А.Крылова.
Задачи исследовательской работы:
Характеристика жанровых особенностей басен И.А. Крылова
Обзор наиболее распространённых персонажей басен И.А. Крылова и их речевых характеристик
Определение организационных моментов уроков литературы при изучении басенного творчества И.А. Крылова.
Характеристика процесса нравственного воспитания при изучении басен И.А. Крылова
Результаты работы могут быть использованы учащимися и учителями на уроках литературы при изучении темы «Творчество И.А. Крылова», на уроках развития речи, внеклассного мероприятия.
Глава 1. Художественное своеобразие басен И.А. Крылова
1.1.Жанровые особенности басен И.А. Крылова
Басни Крылова охватывают широчайший круг тем, продиктованных самой жизнью, современной автору. В языковых средствах, образах Крылов идёт от фольклора.
В своих баснях Крылов искусно соединил книжную, поэтическую речь и разговорную, включая просторечия. Отсюда та необыкновенная лёгкость, простота языка, которыми не переставали восхищаться Жуковский и Гоголь.
Важнейшая черта басен И.А. Крылова - это народный разговорный язык с обильным включением просторечий («горланит вздор», «не впрок», «дыханье сперло»), фразеологизмов, пословиц и поговорок («Дело мастера боится», «Ласточка одна не делает весны»). Недаром Белинский увидел в баснях Крылова черту, вообще свойственную русскому человеку, «способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться». Великий русский баснописец пополнил русский язык множеством афоризмов и крылатых выражений («Слона-то я и не приметил», «А ларчик просто открывался», «Да воз и ныне там»), прочно вошедших в речь и обогативших современный русский язык. Крылатые выражения помогают понять сюжет басни, мораль и сделать выводы и делают нашу речь более яркой .
В каждой басне Крылова есть мораль. Мораль – это главная мысль сказанного раннее, вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом. Басня согласно определению из словаря - это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания использует образы животных, наделенных отдельными человеческими чертами: смелостью, трудолюбием, трусостью, добротой, красотой, мужеством и др. Иносказание (аллегория) - художественный прием, который автор использует в произведении - это одно из художественных особенностей баснописца. В баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот» нужно отметить следующую художественную особенность Крылова - метафору. В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Из истории мы знаем, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни». «У сильного всегда бессильный виноват», - гласит мораль басни «Волк и ягненок». Образ ягненка использован не только как «Агнец Божий» - аллегория слабости и беззащитности. Этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников. Стоит обратить внимание и на ритмику басни «Стрекоза и муравей». Муравей говорит: «Кумушка, мне странно это», «Так поди же, попляши». Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером - хореем. Басни Крылова - стихотворные произведения .
Художественным своеобразием басен Крылова является живость, яркость, меткость самого языка, обилие тех характерных народно-разговорных словечек, которые придают речи особую выразительность. Основной художественный приём баснописца – иносказание, но мы отмечаем, как Крылов виртуозно использовал в своем творчестве метафору, иронию. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Мораль в басне Крылова высказана кратко и лаконично. Басни Крылова - стихотворные произведения, содержащие диалог между действующими персонажами.
«Проказница-мартышка.
Осел.
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет...»
О ком же здесь написано, как не о животных? Только вот современники Крылова ответили бы иначе - они-то быстро раскусили, что Медведь в этой басне - это не лесной любитель малины, а на самом деле... граф Аракчеев, Мартышка - граф Мордвинов, Козел - князь Лопухин, а Осел - граф Завадовский. Догадаться было совсем не трудно: незадолго до написания басни (в 1811 году) по решению царя Александра I был создан Государственный Совет, состоявший из четырех департаментов - тот самый басенный Квартет. Создать-то его создали, но тут же пошли долгие нескончаемые споры, как рассадить вельмож по департаментам, пересаживали и так. и эдак.
«А вы. друзья, как ни садитесь.
Всё в музыканты не годитесь»,-
говорит им Соловей (персонаж, часто выступающий как выражение авторского мнения).
«Не годитесь вы. господа, в управление государством, как вас не пересаживай». - вот что хочет сказать титулованным особам баснописец.
Да как же разрешили печатать такую крамолу! И в других баснях - то же самое. Все ведь понимают, что речь идет не о каких-то там ослах, а о вполне конкретных: и уж если упоминается Лев или Орел, так это, надо думать, сам царь.
Не сразу Иван Андреевич нашел такой выход - говорить правду «вполоткрыта», иносказательно. В молодости, еще в правление Екатерины II, он пытался писать и прямо - начинал издавать несколько сатирических журналов («Зритель», «Почта духов» и другие), только просуществовали эти журналы недолго .
Другого выхода не было, пришлось писать «эзоповским» языком. Что же это за язык такой? Давно, две с половиной тысячи лет назад жил в Древней Греции человек по имени Эзоп, но память о нем жива и по сей день. Он был рабом, фригийцем по происхождению. Считается, что он первым начал писать басни - открыл язык иносказания, когда поэт выражает свои мысли не прямо, а намеком. «Эзоповским» языком Крылов владел мастерски. Вот строки из письма, которое он еще в молодости написал обидевшему его директору театра Соймонову. Внешне все очень вежливо, даже почтительно: «Видя глупое. Ваше превосходительство, можно ли не удивляться?», «И последний подлец, каков только может быть. Ваше превосходительство, огорчился бы...» Стоит убрать запятые, и почтительное послание превращается в оскорбление. Но запятые на месте.