Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы связана с тем, что современная школа не в полной мере готова работать с детьми с развитым дивергентным или ковергентным мышлением. Проблема здесь состоит в том, что система обучения в средней школе приучает детей к стандартному мышлению и стандартному поиску ответа на стандартные вопросы. К сожалению, такова сегодняшняя реальность обучения в средней школе с применением системы единого государственного экзамена.
Еще одной большой проблемой применения методик обучения дивергентному мышлению состоит в том, что в современной педагогике существует довольно небольшой процент актуальной методической литературы способной подготовить к работе с данными методиками, как учителей, так и учеников.
По большому счету развитие дивергентного мышления скорее относится к области психологии, чем к педагогике. Однако это неверная точка зрения.
Дело в том, что детский возраст является одним из важных этапов формирования или манифестации таланта, одаренности или проявления тех или иных задатков. В большинстве случаев способность к нестандартному мышлению или мышлению отличному от стандартного является хорошим подспорьем для развития талантливого или одаренного ребенка.
Кроме этого нужно отметить, что формирование дивергентного мышления необходимо и студентам педагогических ВУЗов. Это важно хотя бы потому, что учитель сам обладающий дивергентным мышлением способен обучить такому виду мышления и своих учеников. Так же такой учитель способен лучше понимать потребности и ожидания своего класса.
К сожалению, как уже отмечалось выше, современная школа не в полной мере готова выращивать и поддерживать талантливых детей. Идеи унификации и стандартизации образовательного процесса, заложенные предыдущим министром образования М. Фурсенко, ведут к тому, что одаренные дети оказываются выдвинутыми за рамки образовательного процесса, как в классе, так и в школе.
Талантливый ребенок интересен педагогу, но учитель вынужден равняться на середняков класса закрепляя у них необходимые навыки и умения решать задачи из комплекса ЕГЭ. Талантливому ребенку такие задачи могут показаться неинтересными, поскольку он их легко решает. В итоге происходит застой и постепенная стагнация перспективного математика, физика, химика и т.д.
Цель работы – выявить теоретические аспекты формирования дивергентного мышления будущих учителей начальных классов.
Объект исследования – дивергентное мышление.
Предмет исследования – теоретические аспекты формирования дивергентного мышления будущих учителей начальных классов.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «дивергентное мышление»;
2. Рассмотреть историю изучения явления дивергентного мышления;
3. Рассмотреть аспекты обучения дивергентного мышления у младших школьников или дошкольников;
4. Выявить теоретические аспекты формирования дивергентного мышления будущих учителей начальных классов.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Сущность дивергентного мышления в психолого-педагогической литературе
Преобразования в социальной, культурной, экономической жизни современного Российского общества обусловливают изменения в системе образования, являющейся важнейшим социальным институтом, который позволяет влиять на развитие общественного сознания, закрепляя в нем новые ориентиры развития. Демократические преобразования в Российском обществе привели к серьезным изменениям, касающимся организационной и содержательной стороны системы начального школьного образования.
В частности, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС) начального общего образования, в основе которого лежит конституционное право каждого ребенка как члена общества. Он определяет такие ключевые позиции как «ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося осуществляется на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира... взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся» [1].
Новые образовательные стандарты указывают на то, что образование, с одной стороны, должно быть сориентировано на личность ребенка, с другой стороны на конструирование содержания, форм и методов воспитания и обучения, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств.
Гуманизация образования предполагает максимально возможную индивидуализацию учебно-воспитательного процесса и в то же время требует создания образовательных технологий, обеспечивающих реализацию основных положений ФГОС в части непрерывного образования на всех уровнях средней школы в содержательном материале. Необходимость разработки таких технологий является чрезвычайно актуальной для практики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Наименее разработанными эти вопросы являются в теории и практике развития различных качеств и свойств мышления учащегося в системе начального школьного образования, в частности, такого свойства мышления как «дивергентность».
Актуальность формирования дивергентного мышления младших школьников связана с необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей данного возраста, т.к. ФГОС задает высокие требования к освоению теоретических основ общих дисциплин, осуществление межпредметных связей. Формирование дивергентного мышления способствует интеллектуальному развитию ребенка, особенно с учетом того, что младший школьный возраст является сензитивным для развития общих интеллектуальных способностей, мышления детей.
В научной литературе подходы к пониманию феномена «мышление» различны. Мышление, как сложное социально-историческое явление, изучается многими науками. Так, например, в теории познания мышление рассматривается сквозь призму соотношения объективного и субъективного, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического; в логике – исследуется как «механизм» получения истинности выводного знания. Кроме того, мышление является предметом научного внимания эстетики, кибернетики, науковедения, нейрофизиологии, психопатологии, этологии и других научных дисциплин.
Особое место мышление занимает в психологических исследованиях, в которых рассматривается как процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Проведенный анализ исследований мышления с точек зрения различных зарубежных и отечественных психологических концепций показал, что изыскания специалистов психологов имеют не только прикладную направленность, но и способствуют более глубокому пониманию природы самого феномена «мышление», обогащая его общую психологическую теорию.
Анализ современной психологической литературы показал, что задача мышления заключается в раскрытии отношений между предметами, выявлении связей и отделении их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования, а также опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Представляя собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.
Мышление в теории деятельности понимают как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны [9].
С точки С.Л. Рубинштейна, мыслительная деятельность определяется объектом, опосредованно, через ее внутренние специфические закономерности (цели, мотивы), по принципу «внешнее через внутреннее» [13]. Все внешние воздействия, опосредствующие активную роль внутренних условий (целей и мотивации мышления), определяют, какие из внешних причин участвуют в едином процессе детерминации жизни субъекта. Иначе говоря, эффект внешних причин, действующих только через внутренние условия, существенно зависит от последних.
Исследования А.Н. Леонтьева показывают наличие существующих отношений аналогии между структурами внешней, составляющей
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373 [Электронный ресурс] // http:// www. fgos. isiorao. ru/ download /fgos-ОЮ /kondakov.ppt.
2. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы ее идентификации [Текст] / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Психологическая наука и образование. – 2000. -№ 4. – С. 5-13.
3. Бруклинский, А.В. Психология индивидуального и группового субъекта [Текст] / А.В. Бруклинский. – М.: ПЕРСЭ, 2002. – 368 с.
4. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий Хрестоматия. Познавательные психические процессы. Сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова [Текст] / П.Я. Гальперин. – СПб.: Питер, 2001. – 451 с.
5. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления [Текст] / Дж. Гилфорд – М.: Прогресс, 1965. – 46 с.
6. Дрожжина В.П. Создание психолого-педагогических условий для развития дивергентного мышления в урочной и во внеурочной деятельности младших школьников как одно из условий управления качеством образования // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 21(41). URL: https://sibac.info/journal/student/41/119795 (дата обращения: 04.04.2019).
7. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – 166 с.
8. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – С. 26.
9. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – С. 72.
10. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] /А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. – 511 с.
11. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] /А.Г. Маклаков. – СПб.; Питер, 2005. – 583 с.
12. Петровский, А.В. Психология [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 2002. – 512 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. – СПб.; Питер, 2005. – 713 с.
14. Томских, И.М. Особенности развития дивергентного мышления младших школьников [Текст] / И.М. Томских, В.С. Новаковская // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 6. – С.76–77.
15. Федорова, О.Д. Креативность выпускников педагогических ВУЗов. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.
16. Фененко, А. Современная история педагогики: 1991 – 2015. Учебное пособие / М.: Аспект Пресс, 2015. 384 с.
17. Щербакова А.А. Исследование понятия «диергентное мышление» // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 386-397
18. Ярцев Е.Н. Особенности формирования дивергентного мышления у школьников и студентов // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 412-425