Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в связи с формированием новых стандартов образования, наряду с изменением учебно-воспитательного процесса большое внимание уделяется содержанию и характеру дошкольного образования. Установка новых принципов, целей и задач, ведут к неотъемлемой модернизации образовательных программ и предопределяют необходимость совершенствования многоаспектного процесса развития ребенка. Одной из важнейших задач данного процесса является речевое развитие ребенка, учитывающее его индивидуальные особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья.
На текущий момент одной из самых распространенных проблем в течении последних нескольких лет становится увеличение количества детей, страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выявление и устранение данных речевых нарушений у детей является одной из дискуссионных проблем в психологии, педагогике и логопедии. Вопросы, связанные с конкретизацией причин, механизмов, а также поиском оптимизированных условий, действенных методов по коррекции фонетико-фонематического нарушения речи на сегодняшний день приобретают особую значимость. Своевременное выявление этого нарушения, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае, чрезвычайно важно для построения коррекционной работы с детьми.
Объектом исследования в работе являются нарушения фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования выступают методы изучения артикуляционной моторики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования: на основании проработки теоретических материалов определить особенности артикуляционной моторики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие артикуляционной моторики в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить развитие артикуляционной моторики в онтогенезе.
3. Исследовать особенности артикуляционной моторики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Выявить и исследовать особенности артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области педагогики (Л.С. Выготский, П.К. Анохин, А.Р. Лурия), психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина), дефектологии (М.Е Хватцев, В.И. Селиверстов, Л.С. Волкова). Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина. Г.А. Каше и другие.
Основными методами исследования являются: теоретический метод (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические методы, подразумевающие выявление особенностей артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения.
Глава 1. Теоретические основы артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с ФФНР
1.1 Понятие артикуляционной моторики в психолого-педагогической литературе
Речь выступает в качестве основного средства общения людей и является основным инструментом и орудием мышления. Каждый индивид в процессе жизнедеятельности овладевает культурой речи, которая заключается в умении правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, а также с учетом условий речевого общения и целью высказывания, использовать все языковые средства. Звуковая культура речи является одной из составляющих речевой культуры. Для правильного произнесения звука, индивиду необходимо наиболее четко воспроизвести артикуляционный уклад, артикуляционная моторика должна быть достаточно развитой.
Понятие артикуляционной моторики носит обширный характер и рассматривается непосредственно с артикуляцией.
Артикуляцией является деятельность органов речи, необходимой для правильного произнесения отдельных звуков речи и их комплексов [21, с. 41]. Следует отметить, что артикуляция является сложным многоступенчатым процессом и формируется исключительно у человека.
Артикуляционная моторика – это сложная система, которая охватывает артикуляцию звуков речи (моторную речь), совокупность скоординированных движений дыхательного, фонаторного и артикуляционного отдела, которые обеспечивают правильное звукопроизношение, работу высших отделов центральной нервной системы, отвечающих за иннервацию периферических органов речи [20, с. 70].
Рассмотрим строение артикуляционного отдела периферического речевого аппарата на рисунке 1.
Рисунок 1 – Строение артикуляционного отдела периферического речевого аппарата
Согласно рисунку, артикуляционный отдел периферического речевого аппарата включает полость рта, нижнюю челюсть, язык, губы, глотку и мягкое небо.
Основная роль в произнесении речевых звуков отводится мышцам языка, также в данном процессе принимают участие мышцы губ и щек, мышцы, которые поднимают нижнюю челюсть, мышцы шеи.
По мнению Р.И. Лалаевой, нарушение функций, которые связаны с органами речевого аппарата (глотание, сосание, жевание) очень часто проявляются в раннем возрасте и могут быть первопричиной речевых расстройств. Наличие данных признаков свидетельствует о патологии сенсомоторной системы, которая способствует развитию нежелательных явлений в речи [18, с. 44].
Как было указано выше, артикуляция представляет собой работу периферических органов речи, иными словами, их моторную деятельность, результатом артикуляции выступает речевой акт, таким образом, понятия «речевая моторика», «артикуляционная моторика» и «речевая артикуляция» являются тождественными.
Речевая артикуляция выступает в качестве произвольных движений, которыми ребенок овладевает на раннем этапе речевого развития в дошкольном возрасте. В данном возрастном периоде, механизмы, отвечающие за становление речевой артикуляции, находятся на стадии становления.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что артикуляционная моторика – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, которые призваны обеспечивать одно из условий правильного произношения, в дошкольном возрасте артикуляционная моторика находится на стадии становления и отличается низким уровнем произвольности.
1.2 Развитие артикуляционной моторики в онтогенезе.
Вопросы изучения развития артикуляционной моторики в онтогенезе до сих пор волнуют многих ученых. Достаточно много работ, посвященных изучению данной проблемы, опубликовано как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Фонетико-фонематическая сторона речи в психолого-педагогической литературе рассматривается как достаточно сложный и многогранный процесс, который является показателем общей культуры речи, указывает насколько речь говорящего соответствует произносительным нормам и напрямую связана со становлением и развитием речевого, фонематического слуха и фонематического восприятия.
По мнению ученых, в онтогенезе развитие артикуляционной моторики происходит постепенно. Е.Ф. Архипова, подчеркивает, что ребенок рождается уже с готовыми функционированию органами артикуляции, однако необходим ряд последующих этапов для полноценного развития артикуляционной моторики:
1. 0-3 месяца.
В данный период развития у ребенка преобладают эмоционально-выразительные реакции.
2. 3-6 месяцев.
Данный период развития характеризуется появлением голосовых реакций, ребенок способен дифференцировать исключительно противопоставленные звуки [].
Следует отметить, что качество и произношение звуков зависит в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, который в данный возрастной период начинает активно функционировать, в речи ребенка присутствуют лепетные слова.
3. 6-10 месяцев.
На данном возрастном отрезке развития ребенок начинает понимать речь, появляются первые четкие звуки, которые не носят устойчивого характера и произносятся в основном в коротких словосочетаниях, наиболее четко среди гласных звучит звук – а, у; к согласным можно отнести звуки – п, б, м, к, т.
4. 10-12 месяцев.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аванесова В.Н. Фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников. // Сенсорное воспитание в детском саду. М., 2019.
2. Антипова Ж. Дислалия, дизартрия: О работе по коррекции речевых нарушений // Дошкольное воспитание. – 2015. – №9. – с. 36–38
3. Артёмова Л.В. Фонетико-фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста: Кн, Для воспит. детских садов и родителей. М.: Просвещение, 2018.
4. Бабина Г.В. Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией. – М.: ИНФРА – М. -148 с.
5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2018.
6. Волкова Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - с.- П.: "Детство - Пресс", 2019.
7. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: ЭКСМО, 2016. – 247 с.
8. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения. / Под ред. Ю.Ф, Гаркуши. – М.: НИИ Школьных технологий, 2010. – 192 с.
9. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 2010.
10. Зайцева Л.А. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения” – СПб., 2016.
11. Жукова П.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопедов. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2018. - 320 с. 12. Калягин В.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция. - СПб.: КАРО, 2018. - 536 с. 13. Коваленко О. М., Тимофеичева И. В. Особенности артикуляционной моторики и содержание коррекционной работы по ее формированию у детей 5-6 лет с ФФНР// Логопедия. – 2019. – № 2. – С. 41 – 58.
14. Кондратенко И. Ю. Обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста с проблемами фонетико-фонематического развития. // Дефектология.-2019.- №6.-с.41-47.
15. Коновалова С.Н. Для чего ребенку фонематический слух? // Дефектология. – 2018. - №3. – с. 59-66.
16. Корнев А.Н. О структурном подходе к коррекции артикуляционной моторики у детей с ФФНР. // Сб. научных трудов. Под ред. проф. Ланцева. - СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи. - 2017. - с. 135-145.
17. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. – 128 с.
18. Лалаева Р.И. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников. СПб: Союз,2010.
19. Левина Р.Е. Логопедия. Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. 2010 – 245 с.
20. Логопедия: [учебник для студентов дефектологических факультетов высших учебных заведений] / под ред. Л. С. Волковой. - Издание пятое, переработанное и дополненное. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
21. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 2010. – 241 с. 22. Мастюкова Е.М. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой // Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - 2-ое изд. Перераб. -М.: Просвещение. 2019. - с. 7-37.
23. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. Структура и содержание речевой карты/ Под общ. ред. проф. Н.М. Трубниковой. М.: АРКТИ, 2013. - 60 с.