Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью обучения информатике в школе является формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах, являющихся элементами реальной действительности; знакомство с базовой системой терминов информатики; формирование первичных пред¬ставлений об объектах информатики; приобретение опыта, связанного с созданием и преобразованием текстов, рисунков, различного вида схем, т. е. информационных объектов и моделей, в том числе с помощью компьютера; разви¬тие умения строить простейшие информационные мо-дели и использовать их при решении учебных и прак¬тических задач, используемых при изучении других школьных предметов.
Одной из актуальных задач в настоящее время является использования средств мультимедиа в образовании, что предполагает возможность изготовления и использования учебных материалов даже преподавателями, не имеющими специальной квалификации в области обработки информации.
Использование мультимедиа-контента в учебном процессе значительно расширяет набор инструментария, который может использоваться преподавателями. Тенденции развития образовательных технологий связаны с возможностями работы с преподавательским составом, находящимся в любой точке мира. Обучаемые получают возможности получения материалов от преподавателей самой высшей квалификации. Развитие мультимедиа систем постепенно будет приводить к снижению роли педагога, находящегося в аудитории, развитию дистанционных методов обучения.
Целью данной работы является разработка контрольно-измерительных материалов для курса информатики в 6 классе.
Задачи работы:
- анализ эффективности самостоятельного обучения с использованием современных технологий;
- анализ общих подходов к образовательному процессу на современном этапе;
- анализ технологий активного обучения и контроля знаний применительно к курсу информатики 6 класса;
- разработка системы контроля знаний с использованием компьютерных технологий применительно к курсу информатики 6 класса.
Объект исследования: методика обучения информатики для 6 класса.
Предмет исследования: системы контроля знаний в курсе информатики 6 класса.
ГЛАВА I. Теоретическая часть
1.1 Проблема контроля знаний учащихся в теории и практике школы
Осуществление контролирования, оценивания знаний, умений учащихся является составной частью диагностирования. Это традиционные составляющие педагогических технологий, технологии контроля и оценивания - это непременные спутники учебного процесса, его сопровождения и развития.
Проблемы осуществления контроля результатов учебной деятельности являются традиционными, в силу чего педагогический опыт, накопленный в данной области достаточно разнообразен.
Требования к объективности контроля в сочетании с гуманным отношением педагогов к учащимся пронизывают все дидактические системы.
В процессе традиционного опроса учитель спрашивает одного или группу учащихся, остальная группа учащихся остается в данный момент незадействованной. В силу этого, в такой обстановке ученики не способны к проявлением любознательности и инициативы.
В современной школе технологии контроля знаний совершенствуются, предполагая максимальный охват учащихся в процессе проверки усвоенного материала. Осуществление дидактического контроля как своеобразного метода обучения предполагает наличие ярко выраженной обучающей, развивающей направленности, самоконтроля, что предполагает необходимость и полезность прежде всего для самих обучаемых.
Попытки, связанные с изменением подходов к школьному контролю, предпринимаемые в прошлом, являлись неэффективными, в силу этого прослеживалась группировка проблем вокруг одного вопроса, связанного с эффективностью использования пятибалльной системы. В ранней советской педагогической практике существовали попытки, связанные с отменой оценок и экзаменов, внедрения простейших форм контроля знаний с использованием специальных тетрадей учета, содержащих фамилии более и менее успешно освоивших программу учащихся. Между учащимися внедрялись «социалистического соревнования» и т. д. Но учебный процесс без оценок (и фактически без контроля) не мог дать необходимого уровня освоения материала. В силу этого стало понятно, что «радостная перспектива приобретения знаний», а также «заложенное самой природой стремление к знаниям» не могут рассматриваться в качестве действенных стимулов в учебном процессе.
Контроль предполагает работы по выявлению, измерению и оцениванию знаний, умений учащихся. Технологии по выявлению и измерению усвоенного материала называются проверкой. В силу этого проверка является составным компонентом контроля, главная дидактическая функция которого заключается в обеспечении обратной связи преподавателей и обучающихся, получении учителями объективных данных о степени освоения учебных материалов, своевременностью выявления недостатков в знаниях.
Современные технологии обучения требуют отказа не столько от собственно процесса контроля и оценивания полученных знаний, умений, а от рутинности форм, побуждающих к изучению материала с помощью оценивания. Поиск новых методов стимулирования учебной работы учащихся, предполагает использование иных подходов. В системе диагностики оценивание как средство стимулирования приобретает иные качества. Прежде всего результаты проверки знаний, где могут быть использованы оценочные суждения (баллы), способствуют возможности самоопределения личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором. В дополнение к принципам добровольности обучения (а значит, и контроля), оценивание из нелюбимого в прошлом для многих учащихся средства принудительного обучения преобразуется в метод рационального определения собственного рейтинга - параметра значимости (весового коэффициента) человека в цивилизованном обществе.
Учитель, при вынесении оценки, должен постоянно проводить ее обоснование, руководствуясь логикой и существующими показателями. Опытные педагоги знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтных ситуаций с учащимися.
Субъективность педагогов при оценивании знаний может быть вызвана различными причинами. В одном из экспериментов учителям были предложены для оценки «личные дела» учащихся. Необходимо было провести оценку уровня интеллекта ученика, отношения его родителей к школе, а также планов школьника на будущее. Секрет заключался в том, что всем экспертам было представлено одно и то же «личное дело» с приложением к нему разных фотографий - привлекательных и не очень. В результате было установлено, что «привлекательные» дети - при иных равных условиях получали более высокий балл интеллекта, более высокий уровень социального статуса в группе одноклассников, также им практически всегда выставлялись завышенные баллы.
Интересным было также и то, что педагоги, как оказалось, непроизвольно приоритет в работе и контроле отдают обучаемым, сидящим за первыми партами, и склонны оценивать их знания более высокими баллами. Таким образом, фактор личности педагога при оценивании знаний является одним из решающих. Также было показано, что учителя, имеющие хороший почерк, выставляли более высокие баллы ученикам - «каллиграфистам», т. е. имеющим красивый почерк. Педагоги, которые чувствительны к правильному произношению, зачастую несправедливо могут снижать баллы обучаемым с дефектами речи.
Одна из причин необъективности педагогических оценок - это недостаточность в определении критериев оценивания.
Таким образом, педагогический субъективизм является главной причиной, по которой современные школьники отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием педагогов.
Педагоги должны сознательно стремиться к объективности при выставлении оценок выполненных учащимися работ. Кроме того, необходимо постоянно обосновывать ученикам причины выставления той или иной оценки.
Внедрение технологий тестирования в образовательный процесс повсеместно стало происходить в 90-е гг. XX в., когда стали подниматься вопросы о научной обоснованности в управлении образовательным процессом, информационное обеспечение которого стало обеспечиваться за счет внедрения технологий тестирования. Новое понимание возможностей проведения тестирования в образовательном процессе способствовало росту количества научных исследований в данной области. В 90-е гг. XX в. Издается большое количество работ и научных исследований в области проблемам измерений и тестирования в образовательном процессе. Также в данный период защищено большое количество кандидатских и докторских диссертаций, издано монографий, учебных пособий, журналов в данной области, проведено множество конференций и симпозиумов.
Последнее десятилетие XX в. в РФ пришлось на период бурного развития учреждений, занимающихся практическими работами по созданию и использованию тестов. Основными событиями данного периода можно назвать:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Методика обучения информатике [Электронный ресурс]: / Лыскова Вероника Юрьевна. - Тамбов : ТГУ, 2014.
2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 8-е изд., испр. и лоп. - Москва : Академия, 2016. – 543с.
3. Федорова Г. А. Реализация телекоммуникационных образовательных проектов в среде MOODLE : учебно-методическое пособие / Г. А. Федорова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Ом. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 164с.
4. Федотов, А.А. Информатика: Курс лекций. Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.
5. Туманова О. А. Методика организации сотрудничества учащихся на уроках информатики на основе интернет сервисов : автореферат дис. на соиск. уч. степ. кандидата педагогических наук : специальность 13.00.02 <Теория и методика обучения и воспитания> / Туманова Ольга Анатольевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2016.
6. Тарасова, Н.В. Информатика: Учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 с.
7. Гусева, Е. Н. Информатика [Электронный ресурс] : Учеб. пособ. / Е. Н. Гусева и др. - 3-е изд., стереотип. – М. : Флинта, 2011. - 260 с.
8. Анашкина Н. А., Шишкин А. И. Мультимедийные технологии в образовании : создание учебного видеофильма : учебное пособие / Н. А. Анашкина, А. И. Шишкин. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 90 с.
9. Мультимедиа в современном образовании. "ММСО-2014" : IV всероссийская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 23 апреля 2014) : материалы и доклады / сост.: С. Ю. Привалова. - Санкт-Петербург : АНО ВПО СУРАО, 2014. - 111 с.
10. Мультимедиа в современном образовании. "ММСО-2015" : V всероссийская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 8 апреля 2015) : материалы и доклады / сост. С. Ю. Привалова. - Санкт-Петербург : АНО ВПО СУРАО, 2015. - 273 с.
11. Андреев В. В. Информатика и ИКТ : мультимедийные средства в образовании : учебник для студентов гуманитарных педагогических специальностей вузов / [Андреев Валерий Владимирович, Герова Наталья Викторовна, Москвитина Алла Алексеевна, Роговая Ольга Михайловна. - Рязань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный университет", 2012. - 125 с.
12. Ториков В. Е., Мельникова О. В. Методика преподавания дисциплины «Информатика» [Электронный ресурс] / Ториков В. Е.,Мельникова О. В.,. - 1-е изд : Лань, 2017. - 196 с
13. Кузнецова Е. Ю., Самылкина Н. Н. Информатика : информация. Кодирование и измерение : 7-9 классы / Е.Ю. Кузнецова, Н.Н. Самылкина. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 [т.е. 2013]. - 102 с.
14. Лукьянов Г. В. Дидактические материалы по дисциплине "Проектный практикум»: учебное пособие : / Г. В. Лукьянов. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2016. - 50 с.
15. Босова Л. Л., Савельева В. С. Разноуровневые дидактические материалы по информатике / Л.Л. Босова, В.С. Савельева. - М. : Образование и информатика, 2001. – 263с.
16. Сидорина В. А. Дидактические материалы по курсу "Информатика" в системе непрерывного профессионального образования : Учеб.-метод. пособие / В.А. Сидорина. - Ижевск : ИжГТУ, 2003. - 136 с.
17. Информатика в школе: Прил. к журн. "Информатика и образование". 2010, № 6, Дидактические материалы по информатике. - 2010. - 96 с.
18. Обработка текстовой информации : дидактические материалы / [Л.Л. Босова и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 112 с.