Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наше время проблемой является неуспеваемость. Причиной является не только методика преподавания, но и психологические особенности детей.
Можно заметить, что данная проблема изучается многими учеными, которые хотят выявить, почему же школьники не могут сосредоточиться на учебе. Неуспеваемость - это наше с вами безразличие, в некотором смысле, не всегда родители и учителя могут серьезно отнестись к учебе школьников. По опыту можно заметить: чем трудней отношения ребенка с родителями и учителями, тем хуже его успеваемость.
Проблема школьной неуспеваемости – одна из главных проблем в педагогике и психологии. Неуспеваемость заключается в следующих причинах: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологических: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Данные причины усложняют учителю выявить главную проблему, и в этом случае учитель выбирает способ дополнительных занятий, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. Но данные занятия проводятся не отдельно с учеником, а сразу с несколькими. Однако, проделанная работа затрачивает много времени, и никаких результатов не дает.
Для того чтобы найти эффективный способ вернуть успеваемость нужно выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.
Данной проблемой интересуются многие педагоги и психологи (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Причинами школьной неуспеваемости были выделены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; ослабленность ребенка в результате каких-либо заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.
В наше время для теоретической мыcли характерна теория двух факторов, т.е., принятие как биологических, так и социальных теорий. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является сразу и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Поэтому требуют, чтобы учитель был универсалом: и педагогом, и психологом, и социальным педагогом. Некоторые думают, что чтобы выявить причину, нужно пройти обследование.
Несмотря на данные работы педагогов, родителей, ученых, число неуспевающих учеников быстро растет. Это и является актуальностью нашей работы.
При изучении различной литературы мы выявили противоречие между большим количеством психолого-педагогической литературы по проблеме неуспеваемости младших школьников, с одной стороны, и малым количеством методических разработок путей устранения этих причин.
Данные выявленные противоречия помогло обозначить проблему исследования: изучение причин неуспеваемости младших школьников и путей устранения этих причин.
Данная проблема помогла подобрать тему исследования: "Причины неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин".
Объектом исследования является неуспеваемость младших школьников.
Предметом исследования является причины школьной неуспеваемости детей младшего школьного возраста и пути их устранения.
Цель исследования: теоретически выявить и путем эксперимента проверить эффективность путей устранения причин неуспеваемости младших школьников.
Изучая различную литературу, нами была выявлена гипотеза: предполагается, что устранение причин неуспеваемости младших школьников будет осуществляться в лучшую сторону, если своевременно проводить педагогическую и психологическую профилактику, психодиагностику причин неуспеваемости школьников, при наличии воспитательного воздействия, с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были выявлены следующие задачи:
1. Проанализировать необходимую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие "неуспеваемость" в различных источниках и выявить причины неуспеваемости младших школьников.
3. Определить пути устранения неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.
4. Способом эксперимента проверить эффективность мероприятий по устранению неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: были использованы работы П.П. Блонского, А.М. Гельмонта, Н.И. Мурачковского и других.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, метод наблюдения за педагогом и учениками и их интервьюирования, метод анализа результатов деятельности учащихся, метод сравнения, метод рганизации и проведение эксперимента с целью проверки гипотезы.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – постановочный – выбор и изучение темы. Чтение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап – собственно-исследовательский – разработать комплекс мероприятий и их систематически провести, обработать полученные результаты, проверить гипотезы.
Третий этап – интерпретационно-оформительский – это обработка и систематизация материала.
Научной новизной исследования состоит в том, что неуспеваемость младших школьников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность мероприятий по устранению неуспеваемости у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в различных учебных заведениях.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который включает 33 наименования, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников и пути устранения этих причин
1.1 Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе
Под неуспеваемостью традиционно принято понимать отставание развития ребёнка от школьной программы. Она выражается обычно в низком уровне развитости навыков чтения, счёта, аналитических способностей и обобщения, а также других умений и навыков, необходимых для результативного обучения в школе. Подобная неуспеваемость приводит к педагогической запущенности, под которой в психолого-педагогических исследованиях понимается комплексы негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы и социума. Неуспеваемость относится к очень опасным явлениями с моральной, социальной, экономической позиций, так как неуспевающие дети часто становятся асоциальными, девиантными или маргинальными личностями. Неуспеваемость в этой связи сложное и многогранное явление школьной действительности, которое требует разносторонних подходов при ее изучении [11, с.234].
Неуспеваемость — это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании творческого опыта и воспитанности в познавательных отношениях. М.А. Данилов, например, считает, что неуспеваемость связана с движущими силами процесса обучения, в частности, с противоречиями этого процесса. Исследователь полагает: то, что дается ребенку не выполняется в полном объёме или делается наоборот.
В. Оконь разделяет точку зрения М.А. Данилова, понимая, подобно ему, неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками и учителями. Неуспеваемость рассматривается и в работах А.М. Гельмонта, который, показывая разные уровни усвоения учебного материала учениками, делит учащихся на следующие группы [12, с.326]:
1) неуспевающие ученики, не способные следить за ходом объяснения учителя, имеющие большие трудности при понимании учебного текста;
2) неуспевающие учащиеся, частичное справляющиеся с операциями анализа и синтеза, но только тогда, когда речь идет о конкретных предметах, явлениях.
Общим для обеих групп является нежелание ученика напрягать свои умственные силы, отрицательное, неприемлемое отношение к более сложным формам и методам учебной работы.
В.С. Цетлин понимает неуспеваемость как «несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец четверти, полугодия, года» [28, с.243]. Неуспеваемость, считает В.С. Цетлин тесно связана с отставанием, под которым он понимает «это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание — это перерыв непрерывности» [28, с.246].
Безусловно, мы разделяем точку зрения исследователя и также, как и он уверены, что неуспеваемость и отставание связаны теснейшим образом. Также он говорит, что в неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она и является итогом процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, становятся объемными, зацепляются друг с другом, образуют, в итоге, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти объемы, сразу устранять их [9, с.116].
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина A.Д. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6438/1/nf000304.pdf
2) Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] /Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 2005. - С. 190.
3) Афонина, Г.M. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия [Текст] / Г.M. Афонина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elib.pstu.ru/Record/RUPSTUbooks55487
4) Бабанский, Ю.K. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст] / Ю.K. Бабанский // Советская педагогика. - 1979. - №1. - С.18.
5) Бардин, K.B. Если ваш ребёнок не хочет учиться [Текст] /K.B. Бардин. - М.: Знание, 1990. - C.24-25.
6) Блонский, П.П. Школьная успеваемость [Текст] / П.П. Блонский.
- М.: Просвещение, 2005. - 423 c.
7) Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников [Текст] /Л.И. Божович, H.Г. Морозова, Л.C. Славина. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:62876/Source:default
8) Бударный, A.A. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005987454
9) Венгер, A.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.:BЛAДОC, 2014. - 534 с.
10) Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.K. Бабанского. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/22865834/?*
11) Гельмонт, A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / A.M. Гельмонт. - М.: ACT, 2014. - С.326.
12) Зимняя, И.A. Педагогическая психология [Текст] /И.A. Зимняя. - M.: Логос, 1999. - С.165.
13) Ищеева-Филатова, M.M. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся [Текст] /M.M. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1997. - 432 с.
14) Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст] /Э.И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. - 338 с.
15) Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация, обучения слабоуспевающих школьников [Текст] /Г.Ф. Кумарина // Сов. педагогика. 1983. - №6. - С.117.
16) Локалова, H.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику [Текст] / H.П. Локалова. - M.: Просвещение, 2007. - С.7-12.
17) Маркова, A.K. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников [Текст] /A.K. Маркова // Вопр. психологии. - 1992. - №8. - С.78.
18) Маркова, A.К. Виды отношений школьников, к учению [Текст] / А.K. Маркова // Сов. педагогика. - 1974. -№15. - С.12-23.
19) Маттес, Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников [Текст] /Г. Маттес // Вопр. психологии. - 1994. - №6. - С.152-154.
20) Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст] /Н.И. Мурачковский. – М.: МГУ, 2017. - 228 с.
21) Мурачковский, H.И. Типы неуспеваемости школьников [Текст] / H.И. Мурачковский. - М.: Советская педагогика, 1987. - №8. - С.23.
22) Ольшанский, В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям [Текст] / В.Б. Ольшанский. - М.: Тривиола, 1996. - С.210.
23) Педагогическая психология // под ред. Раева А.И. - СПб.: PГПУ, 2009. - С.412.
24) Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] /Е.И. Рогов. - М.: Владос, 1996. - С.356.
25) Славина, C.C. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст] / С.С. Славина. - М.: Просвещение, 1996. - 217 с.
26) Тутушкина, M.K. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] /M.K. Тутушкина. - Спб.: Плюс, 2010. - 352 с.
27) Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика [Текст] /Г. Фигдор. - M.: Институт психотерапии, 2010. -280с.
28) Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1997. - С.243.