Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.
Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.
Многочисленными исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой. Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше и др. было подтверждено предположение, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учёными Р.Е. Левиной и P.M. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков фонематического слуха .
Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.
Объектом исследования развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Предметом исследования Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня..
Целью исследования является теоретическое и эмпирическое изучение проблемы Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня..
Задачи.
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений фонематического слуха у детей с речевой патологией.
2. Разработать методику исследования фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
3. Интерпретация и обобщение результатов проведенного исследования, формулировка выводов.
Гипотеза: развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в будет эффективно при условии:
1. Индивидуального подхода к развитию фонематического восприятия каждого ребенка.
2. Главный акцент в образовательной деятельности будет сделан на игровых приёмах, которые включают в себя различные многообразные дидактические игры, словесные игры, упражнения и задания, направленные на развитие звукового анализа слова, фонематического слуха и восприятия,
Глава 1 1. Теоретические основы диагностики и коррекции нарушений фонетического строя и фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
1.1 Сопоставительный анализ методик диагностики состояния фонетико-фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Фонематическая система – это система фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость-мягкость, звонкость-глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески. Фонематическую систему составляют фонематические функции. В психолингвистической литературе выделяют следующие фонематические функции.
Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематическим восприятием определяется процесс узнавания и различения как отдельных фонем, так и фонематических рядов, слов. При сформированном фонематическом восприятии слова дифференцируются по значению и слухопроизносительным образам звуков.
Фонематическое восприятие – это способность ребенка распознавать, обдумывать и обрабатывать звуки устной речи (способность воспринимать звуковой состав слова). Это не то же самое, что фонетический метод обучения чтению. Фонематическое восприятие – это, на самом деле, один из важнейших навыков, предшествующих умению прочитывать написанные буквы. Вот почему при обучении фонематическому восприятию не используются печатные буквы. Если вы начали работать с буквами или печатными словами, это значит, что вы пропустили этот этап обучения и перешли к фонетическому методу обучения чтению. Это важный момент, так как мы должны убедиться, что у детей присутствует твердое понимание звуков речи, прежде чем приступим к фонетическому обучению.
В настоящее время мы сталкиваемся с дополнительными трудностями. В современных младших классах учителя испытывают все большее давление, чтобы побыстрее научить своих учеников хорошо читать. При этом упускается из виду процесс развития ребенка и пропускаются целые этапы обучения, пропускать которые нельзя. Дети не могут добиться существенного улучшения навыков чтения, если не научатся понимать звуки в словах, т. е. не овладеют навыкам фонематического восприятия. Причем процесс обучения данным навыкам не занимает много времени. Достаточно посвятить ему всего пять-десять минут в день.
Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:
1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях
Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка. Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР.
Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.
2. Составление речевой карты
Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:
– процесс протекания беременности;
– наличие осложнений во время родов;
– хронические заболевания матери;
– применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.
3. Логопедическое обследование
Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша.
• Слуховое внимание и восприятие.
Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.
• Анализ восприятия речи.
Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.
• Анализ воспроизведения звуков.
Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.
иагностику состояния фонетико-фонематических процессов мы проводили по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работе Е.Ф. Архиповой и адаптировали её применительно к исследуемой проблеме. [9]
Для того, чтобы определить, на сколько развиты фонетико-фонематические процессы, мы определили основные параметры, которые можно рассматривать в качестве критериев:
1) уровень развития фонетической стороны речи;
2) уровень развития фонематического слуха.
1) уровень развития фонетической стороны речи
а) уровень возможности изолированного произнесения звука
Инструкция: «Повтори за мной звуки». Р, Р', Л, Л', С, С’, З, З’, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Г, Г', К, К', Х, Х', j.
б) уровень возможности произнесения звука в слогах разной конструкции
Инструкция: «Повтори за мной слоги».
СА, СО, СУ, ЗА, ЗО, ЗУ, РА, РО, РУ, ША, ШУ, ШО;
АС, ОС, УС, АЗ, ОЗ, УЗ, АР, ОР, УР, ОШ, УШ, АШ;
СЛА, СЛО, СЛУ, СЛЫ, АЛС, ОЛС, УЛС, ЫЛС;
САС, СОС, СУС, СЫС, АРА, ОРО, УРУ, ЫРЫ.
в) уровень возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова
Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно).
Сани сено
Оса осень
Нос неси
Зубы Зина
Коза вези
Цепь конец
Инструкция 2: «Назови эти картинки» (без образца).
Коса коза яйцо
Оса зонт овца
Сад заяц птица
Сова язык цветы
Сок замок боец
Песок зубы певец
г) уровень возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры
Инструкция 1: «Повтори за мной слова».
-двусложные слова с открытыми слогами (МУКА)
-трехсложные слова с открытыми слогами (МОЛОКО)
-односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ)
-двусложные слова из открытого и закрытого слога (ПЕНАЛ)
-двусложные слова со стечением согласных в середине (МЫШКА)
-двусложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (КОМПОТ)
-трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕЛЕФОН)
-трехсложные слова со стечением согласных (КОНФЕТЫ)
-трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ПАМЯТНИК)
-трехсложные слова с двумя стечениями согласных (МОРКО
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., 1997.
4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993.
6. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
9. Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи. – М., 1965.
10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 1994.
11. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. – СПб., 1999.
12. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М., 1971.
13. Каше Г.А., Филичева Т.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М ., 1978.
14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
15. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. – СПб., 1995.
16. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе (для детей с ОНР 3 уровня). – М., 1998.
17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня. – М., 1998.
18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.
19. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2003.
20. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001.
21. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать. – СПб., 2003.
22. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2004.
23. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.
24. Основы логопедии и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1969.