Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется социализации школьников, особенно в подростковом возрасте. Известно, что успешная социализация подростков как никогда необходима на современном этапе развития общества. От того, насколько социализировался подросток, зависит степень его адаптации к социуму, успешность в решении ряда задач, освоение будущей профессии, профессиональная компетентность.
Однако практика показывает, что не всегда социализация подростков проходит успешно. Многие подростки испытывают ряд проблем в обществе, проявляют девиантное, агрессивное, антисоциальное поведение.
В развитии данных детей возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно - образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения. Эти отклонения проявляются в школьной неуспеваемости детей, отсутствии интереса к учению, труду, организационному досугу. Такие дети отличаются склонностью к агрессии, недисциплинированностью, стремлением к нарушению прав окружающих людей. У таких детей преобладает высокий уровень конфликтности, тревожности. Характерной чертой является наличие нежелательных качеств личности (лени, лживости, эгоистичности, грубости), склонность к употреблению алкоголя, к правонарушениям .
Сегодня ряд возможностей для социализации раскрывается в рамках системы дополнительного образования. В рамках дополнительного образования педагог дополнительного образования может задействовать ряд возможностей для социализации, в том числе, нетрадиционные формы организации досуга, свободного времени, различные формы взаимодействия между участниками образовательного процесса. Есть возможность привлечения друзей, родителей .
Проблематика исследования. Возникает противоречие между необходимостью успешной социализации подростков и низким ее уровнем на практике у большинства из них. Данное противоречие определяет актуальность нашей темы, и подчеркивает важность и значимость педагогического сопровождения подростков в период их социализации. В настоящее время активно разрабатываются новые методы, программы социализации и адаптации детей подросткового возраста. Проводятся различные мероприятия, направленные на поддержку и популяризацию этой сферы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Однако единой комплексной программы, которая могла бы обеспечить качественную социализацию подростка, до сих пор не существует. Важно обеспечить такое содержание педагогического сопровождения подростков, которое обеспечит полноценное личностное, психическое и физическое развитие каждому ребенку .
Объект исследования – педагогическое сопровождение социализации подростков.
Предмет исследования – педагогическое сопровождение субъектно-развивающей социализации подростков в условиях дополнительного образования.
Цель исследования – разработать программу педагогического сопровождения субъектно-развивающей социализации подростков в условиях дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Уточнить теоретические основы педагогического сопровождения социализации подростков.
2. Раскрыть содержательные характеристики субъектно-развивающей социализации подростков.
3. Рассмотреть педагогическое сопровождение как условие здоровой социализации подростков в системе дополнительного образования.
4. Охарактеризовать средства педагогического сопровождения субъектно-развивающей социализации подростков.
5. Разработать и проверить эффективность программы субъектной социализации подростков в условиях дополнительного образования.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, международных документов), практические (тестирование, педагогический эксперимент), методы математико-статистической обработки данных.
Научная новизна. Разработана программа педагогического сопровождения субъектно-развивающей социализации подростков в условиях дополнительного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
1 Теоретические основы исследования особенностей педагогического сопровождения процесса социализации подростков
1.1 Теоретические основы педагогического сопровождения социализации подростков
Для того чтобы процесс социализации подростков был эффективным и полноценным, необходимо соблюдать требования, предъявляемые к организации обучения, свободного времени, развивать систему дополнительного образования. Под качественной социализацией сегодня подразумевают совокупность основных свойств и характеристик, реализация которых способствует всестороннему, комплексному развитию ребенка, его активному включению в социальную жизнь. Требования к социализации определяются особенностями развития общества и направлены на успешную адаптацию ребенка к условиям современного общества, на сохранение здоровья, физической активности, психического развития ребенка. Система дополнительного образования призвана обеспечить максимально эффективный переход к следующему этапу развития ребенка.
В основе эффективного планирования процесса социализации лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с подростками. Именно этот принцип является основой эффективного педагогического сопровождения в системе дополнительного образования. Эта модель направлена на утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы деятельности ребенка.
К проблеме педагогического сопровождения обращаются в своих трудах многие исследователи, такие как Бочарова В.Г., Козырева, Е.А., Гурова В.Н., Шинкаренко Н., Казакова Е.И. и др.
Беляева Л.А. и Васильков М. А считают, что сопровождение – это выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации личности [3].
Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.
Е.А. Козырева рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуацией [4].
Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций:
• диагностики существа возникшей проблемы;
• информации о путях возможного решения проблемы;
• консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы;
• первичной помощи при реализации плана решения.
Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением.
Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно - воспитательных учреждений и социальной среды.
Под социально - педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов, по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Работа педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:
- организационные социально-педагогические технологии
- социально-педагогические технологии индивидуальной работы
Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных психолого-педагогических систем в их институциональном оформлении.
Педагогическая деятельность сопровождающего строится разнонаправлено, интегрируя формы защиты, заботы, поддержки, подкрепления, обеспечивающие реализацию активности школьника в его развитии, выстроенные по степени субъектности включения участников в событийную жизнедеятельность.
Защита представлена деятельностью взрослого, который применяет совокупность механизмов, направленных на ограничение или устранение негативного влияния социума с целью обеспечения жизненно важных потребностей ребенка. Так взрослый обеспечивает физическую и психологичную безопасность ребенка.
К действиям защищающего характера относятся: ограничение доступа детей к потенциально опасным объектам, педагогическая экспертиза (например, спектакля или мультипликационного фильма), решение межличностного конфликта в игре и т.п .
Забота характеризуется действенным участием взрослого, который на основе позитивных чувств нацелен систематически удовлетворять потребности ребенка в освоении социальной среды; забота может быть в виде эмоции (я тебе сопереживаю), как знак внимания (я внимательно слушаю) и как материальный вклад (я принес тебе подарок).
В действиях взрослого заботливое отношение проявляется через его позитивные чувства и благие намерения, реализуется в обеспечении положительных эмоций и впечатлений подростка в процессе социального познания.
Поддержка реализуется как содействие взрослого в создании и подержании позитивной направленности ребенка в социальном познании и представленного совокупностью действий и отношений, усиливающих направленность на освоение социального опыта.
Подкрепление обязательное условие в социализации человека. Как правило, подкрепление – это мгновенная реакция более опытного взрослого на определенные акты поведения подростка с целью закрепить положительный опыт; подкрепление бывает положительное (одобрительный взгляд) и отрицательное (резкая фраза) [4].
Последовательность работы по сопровождению подростка представляет собой следующий алгоритм:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция РФ. Основной закон. 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс, – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document
2 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // СПС Консультант Плюс, – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document
3 Бозина И.Г. Некоторые аспекты процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении // Вестник Томского государственного университета: Научный журнал. – 2007. №300. – Т. 1. – С. 180-183
4 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
5 Голованова, Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н.Ф. Голованова // Педагогика. — 1998. — № 5. — С. 42—46.
6 Ерёмина Л.С., Куровский В.Н. Социализированность как результат процесса социализации подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – №10 (112). – С.166-169
7 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация “Логос”, 1999. – 384 с.
8 Каляева И.Ф. Общие вопросы теории и методики обучения технологии: Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: НГПУ, 2010. – 107 с.
9 Кругликов Г.И.Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.».
10 Лопатин А.В. Социализация – ведущий фактор формирования социальной активности подростков [Текст] / А.В. Лопатин // Вестник Московского государственного университета. – 2012. – №4(48). – С.114-117.
11 Медникова А. А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 120–123.
12 Мирдиянова Б.М. Социализация как педагогическое явление // Фундаментальные исследования: Научный журнал. – 2005. №3. – С. 87-88
13 Митрофанова Г.Г. Развитие личностных ресурсов (воспитательного потенциала) подростка (учебно-методическое пособие). - СПб: ООО «Книжный Дом», 2016.
14 Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 184 с.
15 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007. – 640 с.
16 Нестеров А.Н. Социализация подростков в условиях межличностных отношений в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.01 [Текст] / А.Н. Нестеров - Карачаевск, 2005. - 22 с.
17 Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии // Избр. труды. М., 1998. 272 с.
18 Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2002. 576 с.
19 Сергеев А.Н. Разработка содержания и методики обучения будущих учителей технологии основам строительных и ремонтно-отделочных работ: дис. канд. пед. наук. - Тула, 2001. – 168 с.
20 Свободное время подростков: социализация или девиация. Учебно-методические материалы / под ред. Л. Г. Борисовой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. 212 с.
21 Сушко В.А. Социализация подростков в современном российском обществе: социологический анализ [Текст] / А.В. Сушко // Ценности и смыслы. – 2014. – №1(29). – С. 63-81.
22 Филатова А.Ф. Современное образование и развитие школьника-подростка как субъекта учебной деятельности // Интеграция образования. – 2006. – №2. – С. 148-152
23 Яковлева Н.М. Особенности подготовки рабочих кадров строительного направления в контексте ФГОС нового поколения (на примере профессии «Мастер отделочных строительных работ») [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 212-215 (файл ped184_ch2)
25 Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 288 с.
26 Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образованияв условиях мультикультурного общества // Личность в социокультурном измерении: история исовременность. М.: «Индрик», 2007. 416 с