Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы состоит в том, что о крупных классиках русского авангарда широкой общественности известно практически все. Марк Шагал, Константин Малевич эти фамилии известны каждому искусствоведу и любителю живописи.
Однако мало что известно о еще одном видном деятеле русского авангарда – Лазаре Лисицком. Этот талантливый художник сделал многое для развития, как отечественного авангарда, так и для развития дизайна и архитектуры.
К сожалению, имя этого талантливого художника и архитектора до недавнего времени было знакомо только специалистам-искусствоведам, архитекторам и отчасти специалистам в области дизайна и архитектуры. В связи с этим опыт и воззрения Лазаря Лисицкого были мало знакомы отечественным специалистам, зато достаточно хорошо они были известны в Европе.
Итогом этой ситуации стала реализация опытно-конструкторских идей Л. Ливицкого в бетоне в Китае. Там существует целый ряд зданий выполненных в виде гигантских букв. В частности одно из них напоминает русскую букву «Д», а второе похоже на букву «Е».
Сегодня происходит переоценка взглядов Л. Ливицкого. Особенно быстро этот процесс происходит в современной Белоруссии. Здесь уместно напомнить, что художник длительное время творил в г. Витебск. С именем этого города связано имя еще одного авангардиста – это М. Шагал. Примечательно, что в городе действует музей деятельности М. Шагала, а вот музея имени Л. Ливицкого пока еще нет.
В плане образования белорусские художники и архитекторы отмечают, что Л. Ливицкий был сторонником эксперимента. Он не боялся использовать простые формы, такие как круг, квадрат, треугольник и придавать им объем. Более того Ливицкий не боялся располагать эти фигуры каким угодно образом.
Не боялся архитектор экспериментировать и с материалами. Ливицкий предполагал, что можно и допустимо использовать различные материалы или даже сочетать их между собой. Сама форма здания может быть главной несущей структурой здания.
Цель работы – определить педагогическое значение творчества Лазаря Ливицкого для отечественной живописи и архитектуры.
Объект исследования – творчество Лазаря Ливицкого.
Предмет исследования – педагогическое значение творчества Лазаря Ливицкого для отечественной живописи и архитектуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать биографию Лазаря Ливицкого;
2. Проанализировать творческое наследие Лазаря Ливицкого;
3. Выявить влияние деятельности Л. Ливицкого на современное искусство;
4. Привести примеры творчества Лазаря Ливицкого;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Представление о деятельности Лазаря Лисицкого
1.1. Биография и творческий путь художника
Лазарь Маркович Лисицкий (Эль Лисицкий) (1890-1941) работал в нескольких областях искусства. Он был архитектором, художником, книжным графиком, дизайнером, театральным декоратором, мастером фотомонтажа, оформителем выставок. В каждую из этих областей он внес свой вклад, вошел в практику и историю развития искусства первой половины XX века [2].
Лисицкий окончил архитектурный факультет Высшей технической школы в Дармштадте (1909-1914) и Рижский политехникум (1915-1918). Универсальность Лисицкого как художника и стремление его работать в нескольких областях искусства – это не просто особенность его дарования, а в значительной степени потребность той эпохи, когда во взаимодействии различных видов искусства складывались черты современной эстетической культуры.
Лисицкий был одним из тех, кто стоял у истоков новой архитектуры и оказал своими творческими и теоретическими работами значительное влияние на формально-эстетические поиски архитекторов-новаторов.
Лазарь Маркович (Мордухович) Лисицкий родился в семье ремесленника-предпринимателя Мордуха Залмановича Лисицкого и домохозяйки Сарры Лейбовны Лисицкой 10 (22) ноября 1890 в с. Починок Смоленской губернии. Окончил реальное училище в Смоленске (1909).
Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время Первой мировой войны в Москву (1915-1916). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна [1].
С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве. Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книг, в том числе современных еврейских авторов и произведений для детей.
С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (еврейское народное издательство), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей. В этот же период (1916) Лисицкий принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины [9].
Результатом этой поездки явились опубликованные им в 1923 году в Берлине репродукции росписей могилёвской синагоги на Школище и сопроводительная статья на идише «Воспоминания о могилевской синагоге», журнал «Милгройм» - единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.
В 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основателей «Култур-лиге» (идиш: лига культуры) – авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства. В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Народном художественном училище (1919-1920).
В 1917-19 годах Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации. В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму [10].
Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам «Шифс-карта» (1922), стихи Мани Лейба (1918-1922), Равви (1922) и другим. Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922-1923). После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.
С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926). В 1920 вступил в Инхук [10].
Формирование новой архитектуры в первые годы после Октябрьской революции происходило в тесном взаимодействии архитекторов с деятелями «левого» изобразительного искусства. В эти годы происходил сложный процесс кристаллизации нового стиля, который наиболее интенсивно протекал на стыке изобразительного искусства и архитектуры.
Будучи архитектором по образованию, Лисицкий одним из первых понял значение художественных поисков «левой» живописи для развития современной архитектуры. Работая на стыке архитектуры и изобразительного искусства, он много сделал для того, чтобы перенести в новую архитектуру те формально-эстетические находки, которые помогали формированию современной художественной культуры.
Один из активных деятелей возглавлявшегося К. Малевичем витебского УНОВИСа, Лисицкий и 1919-1921 годах создает свои ПРОУНы (проекты утверждения нового) – аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве [1].
В 1921-1925 годах жил в Германии и Швейцарии. Вступил в голландскую группу «Стиль».
В своих формально-эстетических поисках тех лет Лисицкий сознательно делал ставку именно на архитектуру, рассматривая ПРОУНы как «пересадочные станции на пути от живописи к архитектуре». ПРОУНы представляли собой одно из звеньев процесса передачи эстафеты от левой живописи к новой архитектуре.
Это были своеобразные модели новой архитектуры, архитектонические эксперименты в области формообразования, поиски новых геометрически-пространственных представлений, некие композиционные «заготовки» будущих объемно-пространственных построений. Не случайно некоторым из своих ПРОУНов он дает такие названия, как «город», «мост» и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Bojko Szymon. El Lisicki//Fotograria. Listopag. — 1963. — Nr. 11. — Warzawa.
2. El Lissitzky. Maler. Architekt. Typograt. Fotograf. — Erinnerungen. Briete. Schriften. Ubergeben von Sophie Lissitzky-Kuppers/Veb Verlagder Kunst, Drezden, 1967. —C.407
3. Баландин С.Н., Пивкин В.М. По призванию художник. — Известия ВУЗов. Строительство и архитектура, 1991, 6. — 54-56.
4. Герчук Ю. Эль Лисицкий // Творчество. — 1990. — № 10. — С. 24-26.
5. Лисицкий Л.М. 1890-1941 (каталог). М., 1990
6. Лисицкий, Лазарь Маркович -- Википедия. Электронный ресурс. http://ru.wikipedia.org
7. О Лисицком. К 75-летию со дня рождения (Беседа с В.О.Роскиным. Записал Ю.Герчук) // Декоративное искусство СССР. — 1966. — № 5. — С. 17-18.
8. Харджиев Н. Памяти художника Лисицкого // Декоративное искусство СССР. — 1961. — № 2. — С. 10-12.
9. Шатских А. С. Эль Маркович Лисицкий. Электронный ресурс. http://www.peoples.ru/art/designer/lisicki/
10. Эль Лисицкий – конструктор книги. Электронный ресурс. http://www.pustovit.ru/?p=18