Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что игра для ребенка с нарушениями слуха имеет огромное значение, т.к. она не только способствует его речевому, умственному, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть ребенку отставание в развитии от нормально слышащих детей, которое связано с нарушением или потерей слуха, недоразвитием речи и речевого общения.
Современные тенденции обучения и воспитания детей с нарушениями слуха требуют от воспитателя сурдопедагога творческого подхода к процессу обучения и воспитания, поиска новых форм, методов и приемов. Одной из важнейших форм является применение игровых технологий во всех сферах деятельности детей. Для ребенка с нарушениями слуха игра является основной ведущей деятельностью. С ее помощью развиваются те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для дальнейшей учебы в школе и в жизни.
В настоящее время в отечественной и зарубежной сурдопедагогике используются игровые технологии для развития речи, слухового восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. В работах Л.А. Головчиц, Э.И. Леонгард, А. Лёве, Л.П. Носковой, Т.В. Пелымской, Н.Д. Шматко, показана эффективность применения игр для развития внимания, памяти, мышления, речевых навыков детей с нарушениями слуха [8, 15, 16, 18,20, 26].
Поэтому проблема использования игры в коррекционно–развивающем обучении и воспитании детей с нарушениями слуха является актуальной и перспективной.
Актуальность работы определила тему исследования «Особенности игры дошкольников с нарушениями слуха».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования: содержание комплекса игр детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературе по проблеме особенностей игры детей с нарушениями слуха.
2. Выявить специфику игры у детей с нарушениями слуха.
3. Определить уровень развития игры у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
4. Разработать и реализовать комплекс игр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
База исследования: МБДОУ детский сад № 10 комбинированного вида, г. ХХХХ, 5 воспитанников подготовительной группы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Важную роль в развитии человека играет слух. Ребенок, лишенный слуха, не воспринимает звуковые сигналы, которые наиболее важны для полноценного познания окружающего мира, для создания глубоких представлений о предметах и явлениях действительности.
Различные стороны психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха являлись предметом научных исследований Р. М. Боскис, Г. Л. Выгодской, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, Т. В. Розановой, Ж. И. Шиф и др.[2, 5, 14, 15, 16, 22, 25].
Одним из существенных недостатков слуха у ребенка является замедление процесса овладения речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные мероприятия, тем успешнее развивается речь.
Н.Ю. Борякова отмечает, что у глухих детей дошкольного возраста без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Однако без обучения число голосовых реакций с возрастом сокращается. Они становятся более однообразными, иногда к пяти-шести годам исчезают совсем. Некоторые необученные старшие дошкольники начинают осознавать свои речевые проблемы, очень неохотно идут на общение с новыми людьми, уходят от контактов со взрослыми и слышащими детьми [1].
Автор отмечает, что общение глухих детей дошкольного возраста с окружающими взрослыми осуществляется с помощью предметных действий, естественных жестов, мимики и других неречевых средств в сочетании с голосовыми реакциями, неотнесенным лепетом. Количество средств неречевого обучения с возрастом у глухих дошкольников расширяется: становится больше естественных жестов, некоторые из них дети придумывают сами или заимствуют у взрослых. Развиваются разнообразные взгляды, наблюдательность, внимание к мимике взрослых [1].
В раннем возрасте различия в речи глухих и детей с тяжелой тугоухостью не выражены, более заметны они становятся после четырех лет.
Н.И. Бурова отмечает, что у ребенка с нарушенным слухом помимо речи в той или иной степени страдает развитие различных сторон познания, таких как восприятие мышление, внимание, воображение, память, формирование произвольности психических процессов [3].
Главной основой познания является, по мнению Н.И. Буровой чувственное познание, включающее процессы восприятия, наглядные формы мышления [3]. Процессы чувственного познания довольно активно развиваются в дошкольный период детства и у детей, имеющих нарушения слуха. Развитие у детей с нарушениями слуха познавательных интересов, развитие предметной деятельности, формирование игровой деятельности способствуют их сенсорному развитию. Однако наличие нарушений речи и средств общения, отставание в игровой и предметной деятельности приводят к задержке сенсорного развития необученных детей с нарушениями слуха. У детей дошкольного возраста с нарушениями слуха наблюдаются большие по сравнению со слышащими детьми трудности в формировании образов представлений, в частности для них характерна расплывчатость, нечеткость эталонных представлений, которые не закреплены в слове [3]. Замедлено становление целостного образа предмета, что находит отражение в деятельности, связанной со складыванием разрезных картинок, с играми в лото. Замедленное формирование целостного образа у детей с нарушениями слуха способствует более позднему становлению предметного рисунка по сравнению с детьми, которые не имеют патологий слуха. Особенности сенсорного развития таких детей проявляются в виде трудностей, связанных с выделением свойств и отношений предметов, а так жнее в других видах детской деятельности, например, конструировании [3].
Уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха существенно изменяется в процессе обучения и воспитания. Возможность усвоения сенсорного опыта возрастает по мере овладения того, как ребенок овладевает речью. Развитие восприятия опосредовано усвоением слов, что способствует закреплению у детей более четких, дифференцированных представлений о предметах. Вместе с тем, употребление детьми с нарушениями слуха слов, которые фиксируют сенсорные эталоны, не всегда основывается на адекватных зрительных представлениях: слово может быть, так называемым, «пустым», не содержать в себе требуемую степень обобщения сенсорного опыта. Устранение таких проблем возможно при обучении детей способам обследования предметов и сопоставления их свойств, специальной работой по объединению эталона и слова. Если обучение детей с нарушениями слуха начато рано и проводится систематически, то дети могут достигнуть достаточно высокого уровня сенсорного развития, который характерен для их сверстников с нормальным слухом [3].
В свою очередь, задержка формирования игровой и предметной деятельности у детей с нарушениями слуха, недостаточный опыт
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Ю. Борякова. – М.:АСТ; Астель, 2008. – 222 с.
2. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. – М.: Наука, 1987. – 238 с.
3. Бурова, Н.И. Интегрированное обучение детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных организациях: методические рекомендации / Н.И. Бурова – Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 82 с.
4. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард.– М.: Просвещение, 1972. - 143 стр.
5. Выгодская, Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм / Г.Л. Выгодская. – М.: «Просвещение», 1975. – 174 с.
6. Выгодский, Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей: собр. соч., т. 5 / Л.С. Выгодский. – М.: Педагогика, 1983. – 341 с.
7. Высоцкая, К. Ю. Использование игровых технологий в обучении и воспитании детей дошкольного с нарушениями слуха [Электронный ресурс] / К.Ю. Высоцкая // Педагог.– Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6064
8. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика : воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха : учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Головчиц. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 319 с.
9. Зворыгина, Е. Руководство формированием игры / Е. Зворыгина, С. Новоселова // Дошкольное воспитание. 1981.- № 4. - С. 31-33.
10. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
11. Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся / А.Г. Зикеев. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
12. Коломинский, Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция/ Я. П. Коломинский, Панько Е. А, Игумнов С. А. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
13. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в психокоррекции / И.Г. Корнилова. – М.: Научная книга, 2000. – 168 с.
14. Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье / Б.Д. Корсунская. – М.: Педагогика, 1970. – 192 с.
15. Леонгард, Э.И. Я не хочу молчать / Э.И.Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванов. - М.: Просвещение, 1990. - 112 с.
16. Носкова, Л.П.Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 344 с. – (Коррекционная педагогика).
17. Обухова, Т.И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха / Т.И. Обухова.– Учеб.-метод. пособие. – Минск: БГПУ, 2007. 54 с.
18. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М., 2003.
19. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 1987. – 339 с.
20. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности : [учебное пособие] / А. Лёве ; [пер. с нем. Л. Н. Родченко, Н. М. Назаровой ; науч. ред. рус. текста Н. М. Назаровой]. - Москва : Академия, 2003. - 220 с.
21. Речицкая, Е.Г. Сурдопедгогика Учебник для студ. высш. пед. учеб. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика).
22. Розанова, Т.В. Познавательная деятельность глухих младших школьников / Т.В. Розанова // Сб. науч. тр. / под ред. Т.В. Розановой. – М., 1977. – С. 9-11.
23. Савина, Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Е.А. Савина; под ред. А.П. Олейниковой . – М: «Прометей» МПГУ, 1998. – 252 с.
24. Сошникова, Н.Г. Деятельность педагога по социальному воспитанию глухих и слабослышащих детей старшего дошкольного возраста со сложными нарушениями развития. Методические рекомендации для специалистов специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей / Н.Г. Сошникова. – Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2011. – 55 стр.
25. Шиф, Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. – М.: Просвещение, 1968. – 316 с.
26. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3. – С. 77-81
27. Эльконин, Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д.Б. Эльконин. – М: Учпедгиз, 2014. – 456 с.