Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что в аспекте современного развития общества резко возрастает потребность в общении. Уже на ранних этапах обучения в школе необходимо сформировать у младших школьников умение мыслить, общаться, высказывать свое мнение, аргументировать его. В основе такого умения лежат лексические навыки. Формирование лексических навыков начинается еще на этапе обучения в начальной школе. Именно от того, насколько полно и качественно будут сформированы эти навыки на начальных этапах обучения, во многом зависит и уровень дальнейшей успеваемости школьника, овладения грамматикой, лексикой, и родным языком, в целом [1].
Основной целью изучения любого языка принято считать коммуникативную (практическую). Она предназначена для того, чтобы научить учащихся умению общаться. Усвоение языка невозможно без полноценного овладения лексическими навыками. При помощи этих навыков школьники осваивают лексический материал, учатся понимать речь, вырабатывают речевой навык [2].
Речь может передаваться различными способами: при помощи слов, письменно, жестами, мимикой. Однако это все вспомогательные средства. Основным средством передачи информации является непосредственная передача информации при помощи лексического навыка. Именно этот навык максимально реализуется в ходе обучения учащихся говорению, и его необходимо максимально развить в ходе обучения школьников на уроках русского языка. Лексический навык во многом определяет умение правильно подобрать лексику, правильно ее применить, согласовать с другими членами предложения.
Только тогда можно считать, что школьник овладел лексическими навыками, когда он способен не только выразить свою мысль при помощи языка и языковых средств, но и воспринять информацию от собеседника, полученную в устной и письменной речи, извлечь основное содержание и понять смысл произносимого на слух [3].
Проблема исследования состоит в недостаточном раскрытии механизмов формирования лексических навыков у младших школьников, в отсутствии научно обоснованных концепций, на базе которых возможно дальнейшее развитие механизмов обучения школьников лексическим навыкам на уроках русского языка. В настоящее время формированию лексических навыков на уроках русского языка в системе начального школьного образования уделяется недостаточно внимания. Нет единых методов, алгоритмов и стандартов обучения школьников лексическим навыкам. Все это говорит об актуальности определения уровня сформированности лексических навыков и о дальнейшем поиске эффективных методов и средств формирования лексического навыка [4]. Уровень сформированности лексических навыков у младших школьников может быть различным, что указывает на необходимость комплексного исследования сформированности этих навыков у детей.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что обучение школьников русскому языку невозможно без полноценно сформированных лексических навыков. В связи с отсутствием единых критериев оценки уровня сформированности лексических навыков, мы предположили, что целесообразно разработать и проверить на практике достоверность критериально-уровневого подхода.
Цель исследования – определить уровень сформированности лексического навыка на основе критериально-уровневого подхода у учащихся 3 класса на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать лексические навыки младших школьников;
2. Охарактеризовать методы формирования лексических навыков младших школьников на уроках русского языка;
3. Подобрать критерии и определить уровни оценки сформированности лексических навыков у младших школьников;
4. Оценить уровень сформированности лексических навыков учащихся 3 класса на уроках русского языка в динамике.
Объект исследования – формирование лексических навыков у младших школьников.
Предмет исследования – уровень сформированности лексических навыков у учащихся 3 класса на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические, такие как анализ литературных источников, научных публикаций, обобщение, систематизация, классификация полученных данных. Эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, математико-статистическая обработка данных).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и совершенствования учебно-методических комплексов, планирования занятий, составления учебных программ и требований. Также результаты могут быть использованы в качестве учебного материала для студентов педагогических учебных заведений, педагогов, репетиторов, обучающих детей русскому языку, лексическому навыку, умению понимать родную речь. Материалы могут быть использованы для формирования лексической компетенции, лексических навыков, для улучшения освоения лексического материала.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «Лексический навык»
Под лексическими навыками подразумевают специфические способности учащихся, связанные с умением грамотно применять лексику в процессе построения устного или письменного высказывания. Лексические навыки лежат в основе формирования лексической компетенции.
В свою очередь, под лексической компетенцией подразумевают компетенцию, направленную на формирование и закрепление у ребенка лексического навыка. У ребенка с достаточно развитой лексической компетенцией, наблюдаются сформированные лексические навыки, способность интуитивно выбирать и применять в речи необходимые лексические компоненты.
Практическая значимость лексических навыков состоит в умении корректно использовать основные речевые компоненты, в умении грамотно выстраивать коммуникацию, подбирать нужные средства для выражения своих мыслей и донесения их до собеседника. Лексический навык лежит в основе формирования экспрессивных и рецептивных видов речи [5].
Соответственно, можно выделить экспрессивные и рецептивные виды речи. Экспрессивные виды речи представляют собой особые способности ребенка к применению нужных лексических средств. В таком случае ребенок интуитивно ощущает правильность словоупотребления и словообразования. При этом лексические компоненты применяются в строгом соответствии с целями и задачами высказывания, с коммуникативной ситуацией.
Под рецептивными лексическими навыками подразумевают выученную способность понимать, узнавать и применять в речи, на слух, при чтении необходимые лексические навыки. Пир этом формирование лексических навыков может происходить либо на основе активного словаря, либо на основе пассивного словаря [25].
В основе лексического навыка лежит два взаимосвязанных компонента: словоупотребление и словообразование.
Лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование.
Лексическая правильность речи выражается, прежде всего, в правильном словоупотреблении, то есть в семантически правильном сочетании слов изучаемого языка по его нормам. При этом важно понимать значение и понятие слова. Значение и понятие образуют диалектическое единство. Значение выражает какое-либо понятие лишь частично, поэтому одно и то же понятие может быть выражено в разных языках разными словами, а слова, обозначающие одно и тоже понятие, в разных языках не совпадают по объему значений [16].
Лексическая правильность речи зависит от уровня сформированности лексических навыков, то есть от упроченности связей слов с понятиями и связей между словами. Поэтому решающим фактором правильного словоупотребления является прочность и гибкость этих связей.
Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую структуру, состоящую из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков.
За курс обучения в начальной школе учащиеся должны усвоить значение и формы этих единиц и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, то есть овладеть навыками лексического оформления экспрессивной речи и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении [6].
При осуществлении продуктивных видов речевой деятельности необходимо:
- владеть лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями;
- сочетать новые слова с ранее усвоенными;
- выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]: книга для учителя / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1991.- 416 с.
2. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся [Текст] / В.И. Боричевская // Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 5-7.
3. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся [Текст]: учеб. для вузов / В.К. Буряк.- М.: Просвещение, 1984. – 356 с.
4. Вапрян, Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математики [Текст] / Н.Ф. Вапрян // Начальная школа. - 2015. - № 3. - С. 15-19.
5. Васильева, Р.А. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст]: учеб. для вузов / Р.А. Васильева, Г.Ф. Суворова. – М.: высшее образование. – 2017. – 157 с.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С.541-547.
7. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей [Текст] / Г.Ф, Гаврилычева // Начальная школа. - 2017. - № 11. - С. 57-61.
8. Давыдов, В.А. Что такое учебная деятельность [Текст] / В.А. Давыдов // Начальная школа. - 2017. - № 7. - С. 12-16.
9. Епишева, О.Б. Формирование приемов учебной деятельности [Текст] / О.Б. Епишева // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 26-31.
10. Есипов, Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке [Текст] / Б.П. Есипов // Сов. педагогика. - 2015. - № 8. - С. 5-7.
11. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]: учеб. для вузов / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2016. – 34 с.
12. Жарова, А.В. Учить самостоятельности [Текст]: учеб. для вузов / А.В. Жарова.- М.: Академия, 2015. – 115 с.
13. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: учеб. для вузов / Ю.Б. Зотов.- М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
14. Исаев, Л.Н. О видах заданий к самостоятельной работе с книгой [Текст] / В.И. Боричевская // Сов. педагогика. - 2015. - № 3. – С. 21-23.
15. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах [Текст]: учеб. для вузов / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
16. Каясова Т.А. Роль объяснительных диктантов в формировании языковой личности // Вестник ОГУ. - №9 (145). – 2012. – С. 13-17.
17. Клименко, А. В. Проектная деятельность учащихся [Текст] / А.В. Клименко // Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2012. - № 9. - С. 69.
18. Ковальская, М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения [Текст]: учеб. для вузов / М.К, Ковальская. - М.: Просвещение, 2015. – 178 с.
19. Лекаркина, Ю.А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике [Текст] / Ю.А. Лекаркина // Начальная школа. - 2015. - № 3. - С. 74-76.
20. Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении истории [Текст]: учеб. для вузов / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 2016. – 123 с.
21. Матронина, Л. Ф. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. для вузов / Л.Ф. Матронина. - М.: МИРЭА, 2016. – 205 с.
22. Моро, М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках арифметики в начальных классах [Текст]: учеб. для вузов / М.И. Моро. - М.: Просвещение, 2016. – 305 с.
23. Моро, М.И. Средства обучения математике в начальных классах [Текст]: учеб. для вузов / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: Академия, 2014. -416 с.
24. Начальная школа [Текст]: учебник / Р.Д. Карпенко. – М.: Просвещение, 2015. – 314 с.
25. Организация самостоятельной работы по русскому языку [Текст]: учебник / Н.К, Крупская. – Йошкар-Ола: изд-во МарГПИ, 2015. – 346 с.
26. Педагогика / [Текст]: учебник / Р.Д. Карпенко. – М.: Рос. Пед. агентство, 2015. – 265 с.
27. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания [Текст]: первая книга учителя / П.И. Пидкасистый. - М.: Российское педагогическое агентство, 2014. -416 с.
28. Тупичкина, Е.А. Виды самостоятельных работ на уроках математики [Текст] / Е.А. Тупичкина // Начальная школа. - 2016. - № 5. – С.16.
29. Хакунова, Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых [Текст] / Ф.П. Хакунова // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 70.
30. Хакунова, Ф.П. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? [Текст] / Ф,П. Хакунова // Начальная школа. - 2007. - № 22. - С. 3.