Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Если же учесть то обстоятельство, что двигательная деятельность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов совершенствования двигательной деятельности у детей школьного возрас-та [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописаны основные моменты, регламентирующие деятельность в области образования. Существует ФГОС, которым руководствуются при составлении программ для школьного учреждения, в том числе по физическому воспитанию учащихся средней школы. В результате анализа ФГОС установили, что в среднем школьном возрасте крайне важно развивать все физические качества в комплексе. В этом возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения [10].
Под физическими качествами и способностями мы подразумеваем набор основных качеств и способностей ребенка, с помощью которых можно определить уровень физического развития ребенка. В первую оче-редь физические качества ребенка определяются морфофункциональным развитием организма, особенностями биохимического обмена в организме. К числу основных характеристик относят: конституция организма, функ-циональное состояние органов и систем органов и организма в целом. Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели. Двигательная функция определяет уровень развития и сформированности двигательных качеств организма [2].
Одним из основных физических качеств, которые интенсивно разви-ваются в среднем школьном возрасте, является сила. Можно сказать, что именно средний школьный возраст является оптимальным периодом для развития силовых способностей детей. Это связано в первую очередь, с тем, что средний школьный возраст является сенситивным периодом для развития силовых способностей учащихся. То есть в этот период сила раз-вита не достаточно, тем не менее, складывается ряд предпосылок для ее быстрого и успешного развития. Существует множество различных средств развития силовых способностей учащихся. Огромным потенциа-лом в развитии силы обладает волейбол, а именно игровые волейбольные техники.
Проблематика исследования. В результате осуществлённого анализа литературных источников, нами сформулирован основополагающий вопрос – определение методических особенностей организации внеурочных занятий по волейболу с целью развития иловых качеств учащихся среднего школьного возраста.
Объект исследования – методика развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности по волейболу.
Предмет исследования – особенности методики развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста с использованием игровой формы проведения занятий в рамках внеурочной деятельности по волейболу.
Цель работы: разработать методику развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста с использованием игровой формы проведения занятий в рамках внеурочной деятельности по волейболу.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности физического развития детей среднего школьного возраста;
2. Охарактеризовать силу как одно из основных физических качеств ребенка среднего школьного возраста;
3. Разработать методику развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста с использованием игровой формы проведе-ния занятий в рамках внеурочной деятельности по волейболу;
4. Апробировать и оценить эффективность предложенной методики в развитии силовых способностей учащихся.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что для развития силовых способностей учащихся среднего школьного возраста необходимо применять специально разработанную методику развития силовых способностей с использованием игровой формы проведения занятий в рамках внеурочной деятельности по волейболу.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литера-турных источников по теме исследования; изучение нормативно – право-вых актов, ФГОСа).
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных посо-бий, для разработки курса лекций и практических занятий по развитию силовых способностей.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических занятий по физической куль-туре для детей среднего школьного возраста с целью развития силовых способностей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заклю-чения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности псизофизиологического развития учащихся среднего школьного возраста
В ходе организации любого тренировочного процесса, в том числе на занятиях физической культурой в школе, большое внимание уделяется развитию физических качеств и основных двигательных навыков. Особую значимость приобретают занятия физической культурой именно в среднем школьном возрасте, поскольку это период наиболее интенсивного психического и физического развития. Именно этот возраст является оптимальным периодом для развития основных видов движения и различных физических качеств. Это связано в первую очередь с тем, что на этот период приходится окончательное становление личности, как на физическом, так и на психическом уровне [2].
Человек стремится общению, к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие всех органов и систем. Развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие. В дальнейшем эти качества являются той базой, на которую накладываются более сложные движения, человек может быстро приспосабливаться и выполнять освоенные движения в любой видоизмененной форме и в различных условиях двигательной деятельности [5].
К числу основных психофизиологических характеристик относят: конституция организма, функциональное состояние органов и систем ор-ганов и организма в целом. Конституцию организма характеризует ряд признаков: телосложение, рост, вес, окружность тела и другие показатели. Двигательная функция занимает особое положение среди множества дру-гих функций, она определяет способность человека к передвижению, а также способствует выполнению определенного объема движений. Двига-тельная функция определяет уровень развития и сформированности двига-тельных качеств организма [1].
Для человека в этом возрасте характерно интенсивное формирование физических и психических качеств. Важным этапом является развитие высокого уровня произвольного характера обучения и познания. У человека в этом возрасте, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, стремлением проявить свою индивидуальность. Также характерно эмоциональное отношение к окружающему миру, которое он учится контролировать при помощи физической нагрузки. Для учащегося среднего школьного возраста очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. Именно по этой причине эффективным средством развития физических качеств является применение инновационных методов преподавания, применение различных технологий, нового оборудования на занятиях, интересное для ребенка построение занятия, позволяющее поддерживать высокий уровень интереса и положительный эмоциональный фон [4].
Для нервной системы учащихся среднего школьного возраста характерна высокая пластичность, благодаря чему у него легко формируются условные связи. Это свойство позволяет сформировать большое разнообразие двигательных навыков и легко их закрепить, довести до автоматизма. Однако необходимо учитывать, что организм еще не окончательно сформирован, восприимчив к действию различных повреждающих факторов. К примеру, организм восприимчив к ряду инфекционных заболеваний, часто наблюдаются нарушения нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта [6].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2011.- 247с.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.А. Беляев, Л.В. Булыкина - М.: Физкультура и Спорт, 2007.- 184с.
3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2002. - 105 с.
4. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2013.- 245 с.
5. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Василь-ков.- Ростов н/д : Феникс, 2008. - 381 с.
6. Гаврилов М.А. Волейбол / М.А.Гаврило - М.: «Физкультура, образование, и наука» 2000. - 294с.
7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие - М.:2000. - 168с.
8. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 160 с.
9. Зайцев, А.А. Физическое воспитание школьников: Учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. / Калининград: Калинингр. ун-т., 2011. - 71 с
10. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с.
11. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. -2009. - №4. - С.33-37.
12. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. - М.: Олимпийский спорт, 2008. - 421с.
13. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
14. Кузнецова, М. Современные пути оздоровления школьников / М.Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11.
15. Современные программы по физическому воспитанию детей школьного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.
16. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития школьников / Э.Я.Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.
17. Филонов. А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов.- М.: Школь-ная книга, 2002. - 233 с.
18. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности волей-болистов. Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С.33.
19. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.
20. Шустин Б.М. Современная система физической подготовки. - Москва, 2013. - 193 с.