Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. С сентября 2011 года все школы Российской Федерации перешли на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, в которых наряду со знаниями по предметам предполагается и формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД) — совокупности способов действий учащихся, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Сюда же включена и способность к самостоятельной организации познавательного процесса. Универсальные учебные действия должны оцениваться с помощью системы мониторинга, и для их реализации проектируются специальные условия.
Хотя с момента разработки и экспериментального внедрения стандартов прошло немало времени, отношение к ним педагогического сообщества и родителей весьма противоречиво. И яблоком раздора как раз и являются универсальные учебные действия, поскольку далеко не все понимают, что же это такое, как их формировать, а главное — оценивать.
Напомним, что образовательный стандарт предполагает, что у учащихся будут сформированы четыре группы универсальных учебных действий:
личностные — самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;
регулятивные — управление своей деятельностью;
коммуникативные — речевая деятельность, навыки сотрудничества;
ознавательные — работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения задачи, выполнение логических операций.
Внедрение ФГОС сопряжено с рядом определенных сложностей: это и методические аспекты, педагогические. При этом немаловажное место занимают также и психологические трудности. Они возникают с детьми, с родителями. И от организованного сопровождения и психологического консультирования во многом в целом зависит успешность данного процесса. Таким образом, психологическое консультирование при внедрении новых стандартов является актуальной задачей современного школьного образования.
Цель работы – исследовать роль психолога в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Задачи: изучить педагогические и психологические сложности при внедрении ФГОС;
выявить роль психолога в данном процессе.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1 Сложности при введении ФГОС
Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС:
упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода;
сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;
традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;
принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных)
отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов).
Введение новых стандартов на начальной ступени общего образования потребует подготовки всех категорий педагогических работников.
Учителя начальной школы должны быть готовы к восприятию новизны ФГОС, должны овладеть методами формирования и развития универсальных учебных действий. Для директоров общеобразовательных школ важен процесс органи-зации овладения новым содержанием и требований ФГОС всеми субъектами образовательного процесса вверенного им учреждения (педагогическими работниками, обучающимися, родителями).
Руководители и специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием должны обеспечить условия для внедрения ФГОС, управлять данным процессом на муниципальном уровне, включая создание систем контроля качества реализации ФГОС.
В помощь педагогическим работникам, специалистам и руководителям системы образования может быть организована работа по обучению и консультированию психолого-педагогического персонала, а также краткосрочную подготовку по модульным образовательным программам, которые отражают основное содержание ФГОС второго поколения. Возможно при этом изучение следующих вопросов:
Как организовать образовательный процесс в начальной школе - ФГОС второго поколения: идеология, структура, содержание. Новое содержание образования в педагогическом процессе начальной школы. Формирование универсальных учебных действий. Система оценки учебных достижений.
Как организовать внеурочную деятельность школьников - Формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Сущность, задачи, формы организации, планирование и анализ эффективности внеурочной деятельности.
Как разработать основную образовательную программу начального общего образования - Нормативные условия образовательного учреждения. Структура, основные разделы, содержание, подходы к построению, организация разработки.
Данные программы помогут педагогам и руководителям отработать технологии написания Основной образовательной программы ОУ, организации образовательного процесса в начальной школе и внеурочной деятельности детей. Значительное внимание будет уделено основам технологии образовательного аудита, вопросам организации методической работы в образовательном учреждении, технологии подготовки и участия педагогического работника в аттестационных мероприятиях.
В рамках введения ФГОС второго поколения предлагается модуль образовательной программы для работников дошкольных образовательных учреждений, который поможет слушателям отработать вопросы преемственности ДОУ и школы. При освещении подобных аспектов работы возможна организация курсов повышения квалификации и переподготовки.
1. Инновационное использование информационных технологий и современных средств коммуникации в образовании (72 - 500 ч.)
2. Создание медиасреды ОУ (72 - 500 ч.)
3. Основы компьютерной графики и дизайна (72 - 500 ч.)
4. Как подготовить и написать аттестационный проект (72 - 500 ч.)
5. Основы организации методической работы (72 - 500 ч.)
6. Искусство классного руководства (72 - 500 ч.)
7. Обобщенная модель эффективной образовательной деятельности школы как научная основа практической реализации целей компетентностного подхода в образовании (72 - 500 ч.)
8. Основы технологии образовательного аудита (72 - 500 ч.)
По запросу слушателей, при наборе в группу 25 человек, возможна организация курсов повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам. Содержание программ отвечает актуальным проблемам российского образования, предоставляет возможность педагогам выйти на новый уровень профессионально- педагогической компетентности.
В проекте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения требования к результатам деятельности обучающихся представлены как предметные, метапредметные и личностные. Такое понимание результатов образования требует обращения к технологиям личностно-ориентированного развивающего образования, где центральное место будет занимать оценочная деятельность педагога. Именно оценочная деятельность учителя должна обеспечить получение информации, позволяющей оценить эффективность организуемой им деятельности обучающихся, а самому обучающемуся - возможность увидеть индивидуально-личностное продвижение в образовательном процессе.
Новое понимание образовательных результатов влечёт за собой необходимость обновления традиционной оценочной деятельности педагога, её развития.
В педагогической науке описаны затруднения учителей, возникающие при оценке образовательных результатов младших школьников (В.А. Афанасов, А.Д. Деминцев, Т.С. Полякова, В.Л. Синебрюхова Т.И. Шамова и др.), но недостаточно исследована проблема управления развитием
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. -№ 2. - С. 12-22.
2. Андреянова, Е. Е. Управление дошкольной образовательной организацией в условиях ФГОС ДО / Е. Е. Андреянова //Управление дошкольным образовательным учреждением . - 2015. - № 1. - С. 106-115.
3. Акопова, Э. Как оценить метапредметный образовательный результат? / Э. Акопова // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 6. - С. 20 - 31.
4. Асташина, Н. И. Организация и использование экологических троп в условиях перехода на новые образовательные стандарты / Н. И. Асташина // Биология в школе. - 2015. - № 5. - С. 48-51.
5. Аянян, А. Н. Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО / А. Н. Аянян // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 68-79.
6. Бабаева, Т. И. Программа "Детство" как примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева,, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2015. - № 2. - С. 17-24.
7. Бабкин, А. Н. Современные подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся / А. Н. Бабкин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - № 2. - С. 60-63.
8. Белая, К. Ю. Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - № 4. - С. 4-9.
9. Белова, С. Н. Внутренний аудит в системе управления качеством образования / С. Н. Белова // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - № 2. - С. 17 - 32.
10. Богославец, Л. Г. Методический аудит в ДОУ / Л. Г. Богославец // Управление ДОУ. - 2008. -№ 6. - С. 41 - 47.
11. Бойко, Е. Н. Контрольно - измерительные материалы как средство оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования /Е. Н. Бойко // Начальное образование. - 2014. - № 3. - С. 20 - 23.
12. Болотов, В. А. Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников /В. А. Болотов, И. А. Вальдман // Педагогика. - 2013. - № 8. - С. 15 - 26.
13. Болотова, Е. Л. Правовая база и регулирование успешности в общем образовании / Е. Л. Болотова // Управление образованием. - 2014. - № 6. - С. 23-30.
14. Батаршев А.В. Система психолого-педагогического сопровождения педагога-профессионала: субъекты и объекты сопровождения // В сборнике: Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования Сборник научных статей III-й Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. 2015. С. 21-29.
15. Варламова, Ю.В. Технология и содержание дней качества в школе: Как провести День качества в школе? / Ю. В. Варламова, А. А. Корепанова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5. - С. 52 - 54.
16. Веннецкая, О. Взаимодействие детского сада и семьи при реализации задач образовательной области "Физическое развитие" / О. Веннецкая, М. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 39-44.
17. Воровщиков, С. Освоение учащимися универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического сопровождения / С. Воровщиков // Методическая работа в школе. - 2015. - № 2. - С. 45-50.
18. Васильева Н.Н. Реализация компетентностного подхода в системе подготовки бакалавров к психолого-педагогическому сопровождению образования детей // В сборнике: Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей Сборник научных статей. Ответственный редактор - Т. Н. Семенова. 2015. С. 58-60.
19. Гневэк О.В.О содержательном наполнении понятия «психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 49. С. 50-54.
20. Глазунова, Н. Региональная система оценки качества дошкольного образования. Опыт Белгородской области / Н. Глазунова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2015. - № 1. - С. 42 - 55. Битянова М.Р. Практическая психология в образовании. – М.: Изд-во Генезис, 2000. – 304 с.
21. Гомолицкая И.Н., Уголкова И.В., Медникова Н.В., Пристав О.В. Роль интеграции как педагогической категории применительно к психолого-педагогическому сопровождению в общеобразовательном и дошкольном учреждении // Путь науки. 2015. № 5 (15). С. 109-110.
22. Дранишникова О.О., Костикова Н.В. Организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при переходе к инклюзивному образованию // В сборнике: II МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ МУЛЬТИКОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ 2016. С. 152-153.
23. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Непомнящая Н. А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 1–8. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46370.htm.
24. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования. — М.: Перо, 2016. — 241 с.
25. Кувшинова И.А., Мицан Е.Л. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков в инклюзивном образовательном пространстве // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 49. С. 74-78.
26. Нечаев М.П., Фадеева Е.И. Система работы образовательной организации по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2016. № 1 (7). С. 42-47.
27. Орлова В.Е. Психолого-педагогическое сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // В сборнике: Российская наука в современном мире Сборник статей международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Соловьев В.Б. 2015. С. 82-85.
28. Соколова Д.В., Сеничева Н.Н. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса // Научный альманах. 2015. № 10-4 (12). С. 437-440.
29. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.
30. Шляпников С.Е. Перспективы применения социологических технологий в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса // В книге: Актуальные проблемы инновационного развития ядерных технологий Материалы конференции в рамках Научной сессии НИЯУ МИФИ. Научный редактор М.Д. Носков. 2016. С. 138-138а.