Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях развития общества довольно значимое место отводится театрализованным представлениям, массовым мероприятиям, народным празднествам, которые организовываются в честь прздников, важных событий, памятных дат. Они занимают важное место не только в жизни каждого отдельного человека, но и в развитии и функционировании общества в целом.
Театрализованные представления сближают людей, формируют идентичное, торжественное настроение, возникает чувство единства. Возникает праздничное настроение, которое объединяет в себе реальность и искусство.
Театр оказывает преображающее воздействие на человека. Во время театрального представления, сопереживая, человек раскрывается духовно, происходит формирование общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов. При этом такие ценности являются основой формирования эстетических чувств, нравственных идеалов, физического совершенства и гармоничной личности. Под современным идеалом, обладающим различными ценностями он понимает всестороннюю реализацию интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и высокой активности. Именно к такому идеалу следует стремиться при создании постановки, иначе театр не имеет смысла [1].
Вместе с тем современный театр не лишен проблем. В частности, ни одно представление, каким бы ярким и красочным оно не было, каким бы интригующим ни был сценарий, не сможет заинтересовать публику, оказать на нее преобразующее воздействие, если игра актеров не достаточно эмоциональна, находится на низком уровне. В связи с этим огромную значимость приобретает организация театральной студии, обучение актеров актерскому мастерству.
Проблематика исследования. Несмотря на то, что театрализованные представления нужны современному обществу, они претерпевают определенный кризис. Все больше театр вытесняется кинотеатрами, компьютерными технологиями, спецэффектами. Сделать постановку, которая будет соответствовать всем требованиям режиссуры, достаточно сложно. Она требует длительной подготовки, тщательных репетиций, временных и материльных затрат. Важно не только осуществить постановку, но и максимально приблизить ее к условиям современности, отвечающим потребностям общества, заинтересовать зрителя. Для этого необходимо работать в рамках театральной студии, тщательно отрабатывать мастерство актера, тщательно планировать программу театральной студии.
Степень разработанности тематики. Несмотря на то, что театральные студии широко распространены в современном обществе, до сих пор нет единых требований к их организации, не разработано тематическое планирование занятий по курсу мастерства актера.
Объект исследования – занятия по курсу мастерства актера в рамках деятельности театральной студии.
Предмет исследования – тематическое планирование занятий по курсу мастерства актера в рамках деятельности театральной студии.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что для организации хорошего представления, которое заинтересует зрителей, привлечет внимание к театральным представлениям, необходимо тщательно организовывать деятельность театральных студий, разработать эффективное тематическое планирование занятий по мастерству актера.
Цель исследования – разработать тематическое планирование занятий по курсу мастерства актера для реализации в рамках деятельности театральной студии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть театрализацию как основу деятельности театральной студии.
2. Рассмотреть роль мастерства актера в реализации театрализованного поставления.
3. Составить тематическое планирование по курсу мастерства актера в рамках деятельности театральной студии.
4. Рассмотреть содержание занятий по по курсу мастерства актера в рамках деятельности театральной студии.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования, научных публикаций, нормативно – правовых актов), практические (разработка тематического планирования занятий по курсу мастерства актера).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки тематического планирования занятий по курсу мастерства актера в рамках деятельности театральной студии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка используемой литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования театрализованной деятельности
1.1. Театрализация как основа деятельности театральной студии
Под театрализацией подразумеваеют работу над созданием художественного образа, которая осуществляется в канве драматургии театра. При этом в процессе создания образа принимают непосредственное участие зрители.
Под театрализацией также слеудет понимать творческий способ, при котором происходит художественное осмысление различных событий, которые имеют место в обществе, коллективе. Иногда освещаются даже отдельные качастве индивида. Суть этого метода состоит в том, что действия реализуются в яркой, броской форме, представленной образами. Любая образная форма содержит художественную интерпретацию любого факта. Представления, созданные с использованием метода театрализации, соответственно, называются театрализованными [2].
Театрализация как социокультурный метод имеет несколько разновидностей. Чаще всего применяется театрализация компилированного или комбинированного типа. При этом художественные образы отбираются в соответствии с тематикой. Также активно внедряются готовые художественные образы, заимствованные из других областей искусства. При этом происходит синтез различных частей представления в елиную целостную систему, объединенную сценарно-режисерскими приемами, либо общим ходом. Этот метод применяется преимущественно в ходе концертной деятельности, при организации театрализованных представлений, различных постановок [3].
В театре должны быть в первую очередь те постановки, которые затронут чувства и эмоции современных людей, дадут возможность зрителю воссоединиться с героем, чувствовать вместе с ним, сопереживать. Эмоции, которые переживает зритель во время представления, должны быть близки зрителю, должны затрагивать его собственные чувства и эмоции. Именно таких качеств можно добиться, с применением театрализации компилированного типа. Только таким образом у зрителя может появиться неподдельный интерес к представлению и появится желание вновь и вновь посещать театр.
Применение театрализации необычного вида подразумевает обязательное создание режиссером новейших художественных образов, которые реализуются в строгом соответствии со сценарно-режиссерским планом. При этом важное место отводится созданию сценариев документального жанра. Именно на базе документальных фильмов осуществляется инсценировка любой документации. При этом важно учитывать, что любой документальный факт приобретает важное публицистическое звучание, особенно ярко выраженное в том случае, если описываемый факт имеет общественную значимость. Главное, что нужно соблюдать при работе с такой формой театрализации – документ должен быть злободневным и актуальным, отображать значимость как для отдельной личности, так и для общества в целом [1].
Синтез публицистического и документального материала требует от режиссера огромного мастерства и профессионализма. В данном случае можем говорить об актуальности тематического отбора, органичном слиянии подготовленного материала по принципу развития чувственности и эмоциональности восприятия. Успешная комбинация документального и художественного материала позволяет не только производить тематический отбор и классификацию информации, но и задействовать чувственную и эмоциональную сторону человеческой мысли [4].
При театрализации смешанного типа между собой успешно сочетаются основные характеристики и первого, и второго типов. При этом тесно переплетается компиляция извесного, готового материала с созданием, привнесением нового. Основным принципом реализации задуманого явялется тематический отбор и сведение полученной информации в единую систему, композицию, созданную на основе осуществления сквозного
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления.– М.-1985.
2. Глан Б. Н. Театрализованные праздники и зрелища. 1964-1972 – М., "Искусство", 1976.
3. Триодин В.Е. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. Составитель– М.-1987.
4. Туманов И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного праздника. – М.-1976.
5. Царев М.И. Авт. Предисл. и Ред.-сост. Глан Б.Н. Театрализованные праздники и зрелища. 1964-Т29 1972. М., "Искусство", 1976.
6. Чечетин А.И. Драматургия театрализованных представлений.– М.-1979.
7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001.
8. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 .
9. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1988 г.
10. Мочалов Ю. Первые уроки театра. М.: «Просвещение», 1986.
11. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. М.: «Просвещение», 1981.
12. Станиславский К.С. Собрание сочинений. М.»Искусство» 1951.
13. Чехов М. Литературное наследие в 2х томах. М «Искусство» 1986.
14. Лихачев Б. Педагогика - курс лекций. М. «Прометей», «Юрайт» 1998.
15. Брук П. Пустое пространство. - М.»Искусство» 2003.