Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. В «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности» подчёркивается, что, несмотря на ряд позитивных тенденций в социальном и экономическом развитии РФ, российское общество и подрастающее поколение находятся в состоянии системного духовно-нравственного кризиса.
Значимость проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе обусловлена комплексом факторов. Многие исследователи отмечают, что молодое поколение является одной из самых уязвимых категорий населения. Это связано с тем, что у них отсутствует жизненный опыт, кроме того, внимание со стороны общества к проблемам детей, подростков и молодежи снижено. Дети легко поддаются деструктивным влияниям, что способствует усвоению ими антисоциальных и асоциальных установок.
Опыт свидетельствует о том, что социально-экономические достижения государства и материальное благополучие граждан не гарантируют нравственное и духовное развитие общества. Нация, утратившая духовно-нравственную и национально-культурную идентичность, оказывается незащищенной перед вызовами истории. Будущее и настоящее государства и народа России определяются духовно-нравственным здоровьем нации, сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, норм общественной жизни.
В настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственных и культурных понятий, национального сознания и поведения.
Духовно - нравственное воспитание - одна из сложных и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Основным содержанием духовно - нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Актуальность исследования обусловлена значимостью исследуемой проблемы, а также низким уровнем нравственной воспитанности и поведения детей.
Целью нашей работы является теоретическое обоснование нравственного воспитания и экспериментальная проверка уровня нравственной воспитанности детей.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей.
Предмет исследования – воспитание нравственности детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. выявить особенности нравственного воспитания детей;
4. провести экспериментальную работу по нравственному воспитанию детей, сформулировать выводы.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что нравственное воспитание детейбудет эффективным, если:
учитываются возрастные и индивидуальные особенности;
разработана и внедрена система мероприятий, направленных на нравственное воспитание детей, где применяются различные формы и методы работы;
проводится диагностика уровней нравственной воспитанности детей в соответствии с выбранными критериями.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованыследующие методы исследования:
метод сбора информации (изучение литературы, анализ продуктов деятельности учащихся);
общелогические методы: анализ, сравнение, синтез, обобщение;
экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
математические методы обработки результатов;
статистические методы: количественный и качественный анализ результатов исследования, их статистическая обработка.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальных глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ЕГО ФАКТОРЫ
1.1 Условия и современные проблемы нравственного развития детей
Общественные явления, которые приобретают ярко выраженный характер, такие как размывание традиционных ценностей, недоверие к старшим поколениям, отсутствие защищенности на уровне государства, приводят к расширению зоны десоциализации.
Преобладание в современном обществе материальных ценностей, формирование культа денег, материального благополучия, индивидуализма и гедонизма, социального паразитизма, приводит к вытеснению исконных традиционных ценностей и разрушению нравственной основы формирования личности. Именно поэтому на современном этапе развития общества и системы образования большое внимание исследователей обращено к проблеме нравственного развития личности.
Нравственное развитие личности выступает как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных ценностей, и идеалов, отношение к себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом.
Также нравственное развитие можно представить, как процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей, изменений в системе духовных ценностей, обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе ее нравственно ориентированной, креативной, созидательной жизнедеятельности и успешной самореализации в государстве и обществе.
В психолого-педагогической литературе нравственное развитие тесным образом связано с духовно - нравственным воспитанием, поскольку развитие происходит в процессе воспитания.
Процесс нравственного воспитания направлен на нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Основу данного процесса составляет формирование нравственных ценностей личности, которые являются основополагающими в отношениях людей друг к другу, к семье, обществу и т.д.
В научной литературе нравственным воспитанием называется педагогически организованный процесс. Такой процесс подразумевает передачу обучающимся нравственных норм жизни, а также создание условий для усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, духовных, нравственных и культурных ценностей многонационального народа России.
Кроме того, нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, непременно включающее освоение духовных, то есть высших смысло-жизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, нравственной культуры также определенного типа. Определенный образ жизни человека и является результатом нравственного воспитания.
Изучение научной литературы показывает, что существует и другая трактовка нравственного воспитания, согласно которой оно понимается как воспитание нравственности, духовности в некоем общем положительном смысле, без конкретного указания на определенное мировоззрение и систему морали, то есть не дифференцируется по мировоззренческому признаку. Анализ показывает, что такая трактовка сейчас более распространена в научной литературе, в образовательных материалах, документах. Однако эта позиция может представлять значительные трудности при практической организации нравственного воспитания школьников и даже допускает возможность крайне опасных подмен, способных в будущем продуцировать социальные противоречия и, не исключено, конфликты.
Важно отметить, что содержание нравственного развития и воспитания личности приобретает определенный характер и направление в зависимости от
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» М., 2011. С. 151-169.
2. Абраменкова, В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2005. №1.
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2016. 702 с.
4. Адлер, А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 - 60 гг. XX века. (Тексты). - М., 1986. - 131-140с.
5. Андреева, Г.М Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2001. - 384с
6. Андреенкова, Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;
7. Антилогова, Л. Н. Нравственное сознание личности и его структура. - М.: ОМСК, ОМГПУ, 1999.
8. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.
9. Батищев, Г.С. Единство деятельности и общения / Г.С. Батищев // Принципы материалистической диалектики как теории познания. - М.: Наука. - 1984. - С. 194-210.
10. Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание. Философско-этические основы. Воронеж: Изд - во Воронежск. ун - та,2014. - 142 с.
11. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону: РГПУ. - 2000. - 352с
12. Бондаренко, С.В. Модель социализации пользователей в киберпространстве // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. - СПб.: СПБТГУ, 2003. -5-7с.
13. Бондаренко, С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность // Научная мысль Кавказа. Приложение. - 2002. - № 12 (38). - 32-39с.
14. Бузин, В.Н. Основы медиапланирования: Курс лекций. - М.: Изд-во Международного института рекламы, 2002. - 208 с.
15. Визнер,Дж.Б. Перспективы информационной тирании.// Кибернетика сегодня: проблемы и суждения. Сборник.М., - Знание. 2006, 39-46с.
16. Власова, Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни //Педагогика. 2011. № 9. С. 108-113.
17. Гидденс, Э. Социология: Учебник / Э. Гидденс; пер. с англ.; научн. ред. В.А. Ядов. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.
18. Гирич, В.Л Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам/ В.Л. Гирич, В.Н. Чуприна.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rsl.ru/upload/mba2007/mba2007 05.pdf
19. Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
20. Губанова, Е.В., Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [//Воспитание школьников. 2011. № 5. С. 8-14.
21. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. С. 4-5.
22. Долгов, Ю. Н., Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический подход/ Ю.Н. Долгов, А.С.Копова, Г.Н. Малчнко. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - 208 с.
23. Засурский, Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации. - М. - 2001. - 21. - 25 с.
24. Захарченко, М.В. Народная традиционная культура в системе образования // Философия педагогики. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.portal-slovo.ru
25. Исхакова Н.Р. Роль телевидения в формировании ценностных ориентаций молодежи / Исхакова Н.Р., Корнейчук Д.И. // Адлеровскиесоциол. чтения. - 2010. - Т. 1, № 1. - С. 71-73
26. Кавецкий, И.Т Основы психологии и педагогики/ И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А.Лобан, С.В. Старовойтова. - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
27. Каршинова, Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве //Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 6. С.48 - 52.
28. КикинаМ. И., Овсянникова Е. Е. Психолого-педагогическая диагностика изменений уровней личностных качеств детей, изучающих предмет «Самопознание»: мет. реком. / М. И. Кикина, Е. Е. Овсянникова. - Усть-Каменогорск, 2007. - 29 с.
29. Книжникова С. В. Медиабезопасность подрастающего поколения: минимизация угроз девиантного поведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 37. - С. 236-240. - URL:http ://e-koncept.ru/2015/95670.htm.
30. Книжникова, С.В. Девиантология для педагогов и психологов: учебное пособие/ М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014 . - 363 с.
31. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров; [рецензенты: док. пед. наук, профессор Е. Г. Силяева; канд. псих. наук, доцент Н. А. Аминов]. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
32. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошк. воспитание. 2001. - №9. - С. 98 - 101.
33. Коломенский, Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.
34. Кон, И. С. Юность как социальная проблема / И. С. Кон // Общество и молодежь / сост. В. Д. Кобецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Молодая гвардия, 1973. - С. 22-51.
35. Кон, И. Социологическая психология./ Москва — Воронеж.: 1999 - 273с.
36. Коповой, А.С Современное информационное пространство как фактор формирования готовности учителяинформатики к развитию культуры медиапотребления / А.С. Коповой, Д.А. Давыдов // СИСП. - 2012. - № 3. - С. 32.
37. Мясникова, М.А. О функционально-деятельностном анализе телевидения // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – N 4 (68). – С. 71-79.
38. Науменко М.В. К вопросу о влиянии средств массовой информации на «модное» поведение молодёжи // Сб. науч. тр. Sworld. - 2012. - Т. 17, № 3. - С. 41-42.
39. Никиреев, Е.М. Нахождение количественного выражения уровня самооценки: конфликта неадекватной самооценки (между «могу» и «хочу») тест С.А. Будасси , 2004, с. 148.
40. Николина, В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого - педагогический аспект // Православие и культура. XI Рождественские православно - философские чтения / под ред. Л.Е. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. 2002. - 485 с. - С. 72-89.
41. Овчинская, Е.В. Изменение практик телепотребления российской молодежи в условиях развития информационно - коммуникационных технологий // Знание. Понимание. Умение. 2011, № 3. 295-299 С.
42. Педагогический энциклопедический словарь / [ред. Б. М. Бим-Бад]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
43. Печерников Д. Поведение, которое нам навязывают сериалы //Остров Горн, 2014, № 8 -[Электронный ресурс]. — Режим доступаhttp://contrlist.ucoz.ru/index/povedenie_kotoroe_nam_navjazyvajut_serialy/0-790
44. Плешаков, В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. - Вып. 25. /Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - М.: МШ У-МОСПИ, 2006, 23-25с.
45. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. - М.: Владос, 1999. - Кн. 2 : Процесс воспитания. - 256 с.
46. Почкай Е.П. Ценностные установки в современных молодежных телевизионных передачах // Система ценностей соврем. о-ва. - 2013. - № 32. - С. 164-169.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000, - 712 с.
48. Смирнов, В.М., Коповой А.С. Психология медиа-безопасности: учебное пособие. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2012. 93 с.
49. Тюляева, Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски //Методист. 2010. № 7. С. 7-12.
50. Филонов Г.Н. Телевидение и воспитание //Педагогика. 2007. № 10. С. 29-32.
51. Фролова, С.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов по формированию Нравственных ценностей // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 6. - С. 55-67.
52. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 578 с.