Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования объясняется тем, что детская речь привлекает внимание исследователей в самых различных аспектах: слово и формообразование в детской речи (С.Н. Цейтлин), языковая игра в детской речи (Т.А. Гридина), особенности номинаций в детской речи (М.Л. Кусова), развитие лексикона ребенка (С.В. Плотникова), освоение детьми семантических категорий (Г.Р. Доброва, Е.А. Офицерова, М.А. Ященко и др.), внутренняя системность детской речи (С.Н. Цейтлин). Определены особенности усвоения ребенком значения слова, описаны методы и приемы развития его лексикона. Лексикон ребенка представлен как динамический процесс, в котором фиксируются определенные позиции на разных возрастных этапах, обусловленные влиянием системы языка, речевой среды, дихотомией «система норма».
Степень разработанности темы. Детскую речь изучали не только лингвисты, но прежде биологи, физиологи, психологи. Исходные положения учения об онтогенетическом развитии детей принадлежат И.М. Сеченову. Идеи Сеченова получили углубление в школе И.П. Павлова. Психологи - Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р Лурия утверждали: язык - особый вид интеллектуальной деятельности. Л.С. Выготский выдвинул и доказал положение о смысловом и системном развитии значения слова в онтогенезе, а, следовательно, о смысловом и системном развитии сознания, отражающем внешний мир через посредство языка. А.Р Лурия тоже занимался разработкой этого вопроса. Развитие ребенка и развитие его речи изучали также М.И. Лисина, Л.А. Венгер, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин.
Проблемой работы является детская речь, как особое явление, с двойственной позиции – происхождения и развития речи и детского словообразования
Объектом исследования в данной работе является детская речь. Предметом исследования являются особенности детской речи, в том числе детское словотворчество.
Целью исследования является выявление особенностей детской речи.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующего ряда задач:
1. осветить существующие в лингвистике подходы к изучению детской речи;
2. уточнить значение слова в детской речи;
3. охарактеризовать методические основы обучения словообразованию детей;
4. провести экспериментальное исследование детской речи.
Поставленные задачи решались при помощи следующих приемов и методов исследования: общенаучный метод для отбора литературы по теме исследования; метод обобщения и систематизации для формулирования основных понятий исследования; эксперимент; метод описания.
Научно-теоретической и методологической базой работы послужили труды исследователей, как А. Г. Арушанова, Е. В. Архипова, Г. О. Винокур, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Т. Б. Филичева и др.
Материалом исследования является детское словообразование.
Научная новизна исследования связана с тем, что выделяются словообразующие факторы детской речи
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке принципов квалификации словообразования в речи ребёнка как главной единицы анализа детской речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработаны конкретные рекомендации по общению с ребёнком и речевому развитию ребёнка.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения детской речи
1.1 Детская речь как объект научного исследования
Сегодня существует большое количество теорий, которые пытаются объяснить возникновение и развитие речи. Проблема состоит в том, что дать однозначный ответ является ли речь человека врожденной или она сформировалась в процессе его развития, оказывается достаточно трудно. Ответ, по всей вероятности. только один – речь формируется в процессе онтогенеза и не является врожденной. Истинность данного вывода подтверждают многочисленные примеры. Так, у выросших в изоляции детей, признаков членораздельной речи не существует.
Вербальная понятийная речь может появиться только у тех людей, кто вырос в их обществе. Но существуют факты, с другой стороны, которые дают возможность говорить о врожденности речи. Многие высшие животные, например, обладают такими средствами коммуникации, которые по своим функциям напоминают речь человека. К тому же принимались достаточно успешные попытки научить животных – обезьян – примитивному языку знаков, похожих на язык глухонемых.
Помимо этого, существуют доказательства того, что с рождения дети способны отличать речь человека и выделять её из множества звуков. Стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы, что является еще одним доказательством её врожденности. Надо сказать, что эта последовательность одинакова у всех детей, независимо от места их рождения. Тем не менее, однозначного ответа по поводу этой проблемы нет, споры и исследования продолжаются.
Есть целый ряд теорий, которые пытаются объяснить процесс формирования речи. Они расходятся в вопросе о том, является ли речь человеческим приобретением и можно ли считать её структуры универсальными и наследственными. Многие споры, с другой стороны, касаются зависимости развития речи от развития мышления, или, наоборот, речь служит основой для развития познавательных функций. Рассмотрим некоторые теории.
Теория научения строится на постулате о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью, подражать, среди них способность подражать звукам. Подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. В рамках данной теории, таким образом, овладение речью сводится к научению всем основным её элементам. Подражание и подкрепление являются механизмами формирования речи.
Эта теория, однако, не может объяснить процесс усвоения языка, быстроту усвоения речи, наблюдаемую у детей в раннем возрасте. Для развития речевых способностей необходимы задатки, а они сами по себе не могут быть приобретены в процессе научения.
В развитии речи ребенка есть такие моменты, которые нельзя объяснить подражанием речи взрослых людей. Умные и рассудительные высказывания детей взрослые обычно подкрепляют одобрением, в этом состоит еще один факт, ставящий под сомнение истинность теории научения. Объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей в рамках этой теории достаточно трудно.
По мнению Уотсона, между речью и мышлением существует тесная связь, и ребенок научается говорить методом обусловливания. Лингвистические поведенческие реакции, им приобретаемые, постепенно интериоризуются и формируют «внутренний диалог», который и будет мышлением.
По мнению ранних бихевиористов речь полностью определяется той средой, в которой ребенок находится и усваивает родной язык путем последовательных приближений под давлением этой среды.
Сторонники бихевиористского подхода подчеркивают особую роль подражания речи родителей, снижая значение социального подкрепления и окружающей среды в формировании лингвистических поведенческих реакций. Если бы подражание действительно лежало в основе усвоения языка, то речь ребенка точно бы воспроизводила «родительскую модель», т.е. грамматически правильную, но, это не так. Сначала ребенок произносит часто неправильные и оригинальные фразы. Потом, независимо от того, что навязывают родители, он сам корректирует их с точки зрения грамматики.
Преформистская теория или теория специфических задатков, рассматривает проблему формирования речи, а её автором является Н. Хомский (1968). По его мнению, в организме и мозге родившегося ребенка уже есть специфические задатки к усвоению речи и её основных атрибутов.
Психолингвисты убеждены в том, что у большинства языков сходна базовая структура. В каждом предложении, например, есть подлежащее, сказуемое, дополнение, а из этого следует, что любой язык - это один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей.
Преформисты считают, что существует какая-то структура, наследственно заложенная в мозгу и, именно она определяет врожденную способность каждого человека изменять значение или смысл любой фразы.
Эта врожденная лингвистическая компетентность является основой развития познавательных и интеллектуальных процессов у ребенка. Преформисты все-таки отводят определенную роль среде, в которой находится ребенок, но, приоритет оставляют за врожденными структурами, благодаря которым, в раннем возрасте ребенок может усваивать грамматические правила, свойственные родному языку.
К первому году жизни эти структуры окончательно складываются и открывают возможность для ускоренного развития речи до трех лет – это сензитивный возраст для формирования речи. Развитие речи в этот период происходит без осложнений, поэтому дети иммигрантов, например, незнакомый язык, усваивают быстрее взрослых людей; теория преформистов совершенно противоположна бихевиористическим концепциям.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 1999.
2. Архипова, Е. В. Лингвистические модели и принцип моделирования при обучении русскому языку в полиэтнической среде / Е. В. Архипова // Функциональная лингвистика: сб. науч. работ / КРИППО ; науч. ред. А.Н. Рудяков. № 5. Симферополь, 2013. С. 15-17.
3. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Вербум, 2004. 192 с.
4. Базжина Т.В. Голофразис как начальный этап формирования структуры высказывания / Т. В. Базжина // Детская речь: Проблемы и наблюдения. Л., 1989.
5. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию: Избранные работы по русскому языку / Г. О . Винокур. М.: Госучпедгиз, 1959. С. 419-442.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М., 1961.
7. Гридина Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи / Т. А. Гридина. М., 2006.
8. Доброва Г. Р. О вариативности речевого онтогенеза: референциальная и экспрессивная стратегия освоения языка / Г. Р. Добррова // Вопросы психолингвистики, 2009 №9.
9. Доброва Г.Р. О некоторых аспектах усвоения лексической семантики детьми 3-6 лет: влияние «нового знания» на речевое поведение / Г. Р. Доброва // Проблемы социои психолингвистики. Вып. 10. Возраст как фактор речевого поведения. Пермь, 2007.
10. Еливанова В.А. Двухкомпонентные высказывания как этап становления грамматической системы языка ребенка раннего возраста / В. А. Еливанова: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. СПб., 2004.
11. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / / Ю. Н. Караулов. М., 2010.
12. Касевич В.Б. Онтолингвистика как центральный раздел языкознания / В. Б. Касевич // Проблемы онтолингвистики-2009: материалы международной конференции (17-19 июня 2009 г., Санкт-Петербург). СПб., 2009.
13. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М., 1999.
14. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. -М.: Изд-во Мос. психол. -социол. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2002.
15. Теория и практика обучения русскому языку [: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В.Архипова [и др.] ; под ред. Р.Б. Сабаткоева. 3 изд., стер. М.: Академия, 2008. 336 с.
16. Харченко В.К. Словарь современного детского языка: ок. 10000 слов: свыше 15000 высказываний / В. К. Харченко. М., 2005.
17. Цейтлин С.Н. Введение //Речь ребенка: ранние этапы / С. Н. Цейтлин. СПб.: Изд-во ЗАО «Издательский цех «Балтика», 2000.
18. Цейтлин С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка). / С. Н. Цейтлин: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. Л, 1989.
19. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С. Н. Цейтлин. М., 2009.
20. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С. Н. Цейтлин. М., 2009.
21. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / / С. Н. Цейтлин. М., 2000.
22. Шахнарович А.М. Семантика детской речи: психолингвистический аспект / А. М. Шахронович: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. М., 1985.
23. Юрьева Н.М. Функционирование производного слова в онтогенезе / Н. М. Юрьева: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 1983.