Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема воспитания и обучения школьников является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями, что является основным принципом гуманистической психологии. Сегодня прослеживается тесная связь между гуманистической педагогикой, в которой центральным звеном выступает личность ребенка и педагогикой сотрудничества, при которой процесс развития личности происходит в тесной взаимосвязи и в сотрудничестве с педагогом.
В процессе становления и развития личности ребенка наблюдается зависимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие личности педагога, родителей, родственников, ближайшего окружения. Современный педагогический процесс в школах построен на основе двух взаимосвязанных принципах – принципах сотрудничества и гуманизма [1].
Человека из животного мира выделяет культура. Именно она (и все, что с ней связано — мораль, нравственность, духовность, религиозные культы…) определяет человеческое качество общества. Следовательно, и воспитание становится воспитанием человека, если оно понимается в контексте культуры, как элемент культуры, и развивается исключительно в гуманистическом направлении [1].
Сегодня, в связи с внедрением личностно-ориентированной концепции образования и воспитания школьников, все большую значимость приобретает взаимодействие ученического и педагогического коллективов в процессе воспитания. При этом ведущая роль отводится реализации основных принципов педагогики сотрудничества и гуманистической педагогики.
Воспитание и обучение в контексте гуманистической педагогики предполагает саму жизнь, а не «подготовку к жизни», когда всякое взаимодействие педагога с воспитанником приводит к содержательному обогащению жизни каждого из участников взаимодействия
Воспитание и обучение как социальные явления — это инструмент продолжения общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры (социализация). Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром [7].
Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи и сотрудничестве (в форме руководства, поддержки и сопровождения). В первую очередь, это помощь самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере общения человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и связанных с нею эмоциональных состояниях) [5].
В рамках педагогики сотрудничества, воспитание как специально организованная деятельность определяется как ценностно-смысловое сотрудничество педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них. Результатом такого воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта.
Проблематика исследования. Воспитание и обучение мало что дадут, если они не будут основаны на прогнозе изменений, происходящих в воспитаннике и окружающих его обстоятельствах, в самом педагоге. Вот почему воспитание всегда связано с обнаружением динамических тенденций в образовательной практике, с обращением к категории процесса. Важно понимать, что процесс — это разворачивающаяся во времени закономерная смена различных состояний, последовательность которых определена их внутренней структурой и теми возможными переходами (превращениями, преобразованиями), которые содержатся в этой структуре как ее интенция (предрасположенность). Педагогический процесс — это закономерное изменение свойств и качеств его участников, условий воспитания и характера воспитательного взаимодействия. В связи с этим важно пересмотреть существующие подходы к воспитанию школьников и определить роль принципов педагогики сотрудничества и гуманистической педагогики в целостном педагогическом процессе, а также рассмотреть воспитание с позиций сотрудничества и взаимодействия между участниками образовательного процесса [1].
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что сегодня, в потоке стремительного развития общества, научно-технического прогресса, развития компьютерных технологий, межкультурной коммуникации, воспитание и обучение имеют огромную значимость, как никогда. Поэтому на сегодня актуальным является поиск новых средств и способов организации воспитательного процесса, совершенствование уже существующих форм и методов. Мы предположили, что наиболее эффективной формой воспитательного процесса в школе будет взаимодействие ученического и педагогического коллективов..
Объект исследования – взаимодействие ученического и педагогического коллективов.
Предмет исследования – взаимодействие ученического и педагогического коллективов в воспитательном процессе.
Цель исследования: рассмотреть особенности реализации взаимодействия ученического и педагогического коллективов в воспитательном процессе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «воспитание», «воспитательный процесс».
2. Раскрыть сущность и значимость принципов педагогики сотрудничества и гуманистической педагогики как основы эффективного взаимодействия между ученическим и педагогическим коллективом.
3. Обобщить педагогический опыт, имеющийся в области взаимодействия ученического и педагогического коллективов в воспитательном процессе.
4. Обобщить результаты исследования и сформулировать выводы.
Методологическая основа исследования. Работа основана на трудах Борытко Н.М. [1-2] об основах воспитания и воспитательного процесса, Дергаевой С.С. [3], которая подробно раскрывает сущность, основные принципы педагогики сотрудничества, гуманистической педагогики. Симбирцева Н.А. [8] подробно описывает принципы эффективного учебного сотрудничества, сотрудничества между педагогом и учащимся. Соловцова И.А. [9], Ферцер В.Ю. [10] подробно описывают основы сотрудничества в учебном и воспитательном процессе.
Источниковая база. Работа основана на анализе литературных источников, научных публикаций, обобщении педагогического и методологического опыта, на анализе классных журналов за последние три года.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Воспитание: предмет, сущность, задачи
Характерной чертой, которая отличает человека от всего остального животного мира, является культура. К понятию «культура» тесно прилегают такие смежные понятия, как мораль, нравственность, духовность. Сюда же относят различные религиозные культы. Все эти категории определяют набор качеств, характерных сугубо человеку. Воспитание направлено на развитие указанных качеств. Соответственно, воспитание рассматривает как процесс, направленный исключительно на человека, на его преобразование. Если рассматривать воспитание в контексте культуры, оно становится отдельным элементом культуры.
Под культурой с точки зрения педагогики следует подразумевать три воспитательных аспекта: социально-нормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный.
Под социально-нормативным компонентом воспитания подразумевают идентификацию себя с социокультурным и профессиональным окружением. В первую очередь, данный аспект подразумевает, что человек должен принять себя как часть социума, а также должен принять те нормы и правила поведения, ценностные ориентации, свойственные обществу, данной культурной среде.
Под индивидуально-смысловым компонентом подразумевают самоидентификацию, осознание себя как личности и выделение из среды. В данном контексте следует рассматривать самоопределение человека, его самостановление, самореализацию, и другие компоненты личностного развития и становления человека. Именно эти компоненты и подразумевают самоценность человека, определяют его роль в социуме и в каждом отдельном виде деятельности.
Под ценностно-деятельностным аспектом подразумевают взаимодействие человека с окружающей средой, взаимное влияние и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016.— 98 с.
2. Борытко, Н. М. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для сту-дентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016.— С. 21–23.
3. Дергаева С.С. Гуманистические термины и их отражение в педагогических журналах второй половина ХIХ века // АНИ: педагогика и психология. - №1 (14). – Т. 5. – 2016. – С.45-48.
4. Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2015.- № 9.- С. 69.
5. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2017.- № 7.- С. 28.
6. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках // Начальная школа. – 2015. - № 6. – С. 41.
7. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика // Энциклопедия гуманитарных знаний. - №2. – 2014. – С. 304 – 307.
8. Симбирцева Н.А. Какая она – современная педагогика? (по поводу Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век») // Приглашаем к дискусиии. - №1. – 2015. – С. 98-102.
9. Соловцова, И. А. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Бо-рытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016.— С. 38–39.
10. Ферцер В. Ю., Кутякова Н.К. Народно-гуманистические основы социализации личности в отечественной педагогике во второй половине XIX –начале XX века // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасов. - №3. – Т. 19. – 2013. – С.191-193.
11. Чепеленко К.О. Гуманизация в пространстве непрерывного образования // Известия Саратовского университета. - №1. – Т.17. - 2017. – С.117-120.
12. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
13. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов/П.С. Гуревич.-М.: ЮНИТИСИ-ДАНА, 2015.-320 с.
14. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 2017.
15. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М.: ИЦ РИОР, 2015. - 112 с.
16. Сиротюк А. Л. Научно-методическое сопровождение интеллектуальной одаренности. Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014. -1229 с.
17. Гусарова Н.В. «Использование современных информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности» Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 1 (3). С. 274-276.
18. Лаврова Т.А. «Новые информационные технологии как фактор развития обучаемости младших школьников в образовательном процессе современной начальной школы» Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 29. С. 55-62.
19. Чепыжова Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. - 2016. - N 6. - С. 13-15.
20. Швырина Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся // Образование и общество. - 2015. - N 3. - С. 61-64.