Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в мире происходят значительные изменения в разных сферах жизни. Огромные прорывы науки в нано-, био- и информационных технологиях поставили перед мировым сообществом необходимость поиска новых подходов в одной из самых обширных сфер человеческой деятельности – образовании.
Формирование профессиональных умений обучающихся невозможно без специальных заданий, которые способствуют развитию мышления специалиста.
Умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на каком-либо правиле (знании) и соответствующем правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка 6, с. 140.
По мнению С.В. Тигрова, «проектные умения – это группа умений, которая выделяется по такому признаку, как общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач» [14, с. 11].
За время обучения учащийся должен приобрести умение методически пошагово и осознанно выстраивать схему процесса работы над решением конкретной задачи, т.е. отыскивать органическую связь между содержанием и формой для успешного достижения поставленной цели.
Таким образом, профессиональные умения являются результатом синтеза теоретических знаний (объединяющих специальные знания в области информационных дисциплин, организационные знания, аналитические, интеграционные и знания в области общепрофессиональных дисциплин), необходимых для проектирования и создания предметной среды человека и набора практических навыков, а также умения их выбирать и эффективно использовать в профессиональной деятельности.
Одним из средств обучения, направленных на формирование профессиональных умений у обучающихся, являются инструкционные карты.
Инструкционная карта – это средство организации проектной работы, включающее, помимо содержания, свойственного технологической карте, указания и положения о правилах выполнения работ. В инструкционных картах представлена информация двух видов: словесная и графическая. Словесная информация – это описание наиболее рациональной последовательности, правил-рекомендаций и указаний о выполнении изучаемых приемов и способов, правил и критериев контроля и самоконтроля выполняемых действий, правил и способов безопасности при выполнении действий, указания о применяемых средствах выполнения трудовых действий. Графическая информация – это рисунки, схемы, графики, имеющие определенную инструктивную значимость.
Таким образом, инструкционная карта дает построчно развернутую ориентировочную основу деятельности обучающихся при освоении соответствующего вида работы. Вышеизложенное обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – инструкционная карта как инструмент профессионального обучения.
Предмет исследования – методика составления инструкционных карт.
Цель исследования – изучить роль инструкционных карт в профессиональном обучении.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать инструкционные карты как средство профессионального обучения.
2. Рассмотреть методику разработки инструкционных карт.
Гипотеза исследования: инструкционные карты способствуют схематичности и наглядности излагаемого материала для обучающихся.
1. Инструкционная карта как средство профессионального обучения
1.1 Особенности занятий по профессиональному обучению и роль инструкционных карт в их организации
В настоящее время на многих предприятиях используется технологическая и техническая документация, которая разрабатывается в соответствии с установленными государственными (национальными) стандартами, которые во многом сегодня приближаются или полностью соответствуют требованиям международных стандартов. Это необходимо для интеграции страны в мировую экономику, для обеспечения соответствия национальных стандартов России стандартам международной организации по стандартизации (ИСО).
Национальные стандарты обязательны на производстве, но требования, прописанные в них, не всегда правильно понимаются учащимися. Вместе с тем подготовка будущих педагогов профессионального обучения предусматривает в обязательном порядке уверенное владение технической документацией предприятия, так как данное требование – одни из главных показателей профессиональной компетентности рабочего или служащего среднего звена, подготовку которых осуществляют педагоги профессионального обучения. Поэтому учебная документация, которая в начале обучения имеет более упрощенный характер, по своему содержанию должна приближаться к документации, которая действует на предприятиях машиностроительной отрасли, а на старших курсах – должна соответствовать технической и технологической документации предприятия. Это требование является обязательным условием при подготовке рабочих и специалистов среднего звена для различных отраслей 12, с. 76.
Для выполнения комплексного характера работ применяются технологические (инструкционно-технологические) карты. Они раскрывают последовательность технологических операций, определяют время работы, средства выполнения учебно-производственных работ [9, с. 54].
Профессиональное обучение учащихся проводится в тесной связи с теоретическим обучением. В учебных мастерских есть полная возможность организовать обучение на основе выполнения всех требований методики профессионального обучения.
Цели обучения учащихся в условиях мастерских следующие:
- обеспечение тесной связи теоретического и производственного обучения;
- обеспечение высокого теоретического и практического уровня производственного обучения на основе современных достижений науки и техники и передового опыта мастеров производственного обучения;
- воспитание учащихся в процессе производственного обучения как высоко квалифицированных рабочих;
- организация обучения на основе общественно полезному труду и выпуска продукции нужной стране 15, с. 31.
Основной формой организации профессионального обучения в учебных мастерских является учебное занятие. В зависимости от цели и содержания занятия профессионального обучения могут быть:
1. Занятия по изучению трудовых приемов и операций, цель которых дать учащимся производственно-технические знания, первичные навыки и умения выполнения изучаемых приемов и операций.
2. Занятия по выполнению комплексных работ, цель которых - познакомить учащихся с постепенно осложненными учебно-производственными работами, организацией труда и планированием технологического процесса, совершенствование и закрепление навыков и умений, выполнения ранее изученных операций в различных сочетаниях (при этом учащиеся должны выполнять свои нормы).
3. Занятия проверки знаний, навыков и умений, цель которых - определить уровень подготовки учащихся за определенный период обучения (полугодие, год или более короткий период обучения).
4. Личным видом занятий в производственном обучении является лабораторно-практические занятия, которые проводятся при практической подготовке специалистов любой профессии 17, с. 22.
Основной формой профессионального обучения является фронтально-групповая форма. Эта форма организации обучения характеризуется единым для всех учащихся группы учебным материалом, формированием у них одних и тех же умений и навыков на основе выполнения одинаковых задач и использование идентичных средств обучения. Вступительное и текущее инструктирование, а также контроль проводятся преподавателем одновременно для всех учащихся. Такая организация характерна и целесообразной для занятий по изучению операционных тем, при формировании и отработке первичных умений и навыков. Учащийся выполняет задания от начала и до конца, овладевая всеми приемами выполнения данной операции. Положительным в этой форме организации является то, что учащийся видит результаты своего труда и может сравнить их с результатами других. Но длительное выполнение простых работ в тренировочный период обучения снижает заинтересованность в обучении. При этом фронтальность может нарушаться, так как некоторые учащиеся идут вперед, а другие отстают 8, с. 120.
На занятиях по профессиональному обучению преподаватель проводит инструктажи, в результате которых у учащихся формируются соответствующие представления и понятия о средствах и условия выполнения изучаемых трудовых действий.
Вводный инструктаж учащихся на занятиях профессионального обучения проводится в самом их начале. Педагог сообщает тему и цель занятия, затем проверяет знания учащихся по материалу, изученному на прошлом занятии и связанном с темой данного занятия. Затем преподаватель
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика /В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 342 с.
2. Дружинин А.А. Средства обучения в деятельности педагога профессионального обучения / А.А. Дружинин //Студенческая наука и XXI век. – 2012. – № 9. – С. 477-479.
3. Жильцова А.В. Использование технологических карт в процессе обучения технологии/А.В. Жильцова, А.В. Жадаева //В сборнике: XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета Сборник статей. 2018. – С. 71-74.
4. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу / Н.И. Макиенко. – Изд. 2-е, переработ. и дополн. – М.: Высшая школа, 1987. – 192 с.
5. Орешкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов посредством инструкционно-технологических карт/ Л.А. Орешкина //В сборнике: Образование и педагогические науки в xxi веке: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2018. – С. 32-35.
6. Педагогика. Большая современная энциклопедия. – Минск:, ИООО «Современное слово», 2005. – 719 с.
7. Рыжиков С.Н. Применение инструкционных карт на практических занятиях / С.Н. Рыжиков URL: http://www.informio.ru/publications/id1023/Primenenie-instrukcionnyh-kart-na-prakticheskih-zanjatijah (дата обращения: 20.04.2019).
8. Рыжов В.И. Дидактика: монография / В.И. Рыжов. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 318 с.
9. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения /В.А. Скакун. – М.: Высш. школа, 2005. – 180 с.
10. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений / В.А. Скакун. – М.: Высш. школа, 2001. – 180 с.
11. Скакун В.А. Методика преподавания курса «Организация и методика производственного обучения» / В.А. Скакун. – М.: Высш. школа, 2012. – 284с.
12. Слепинин В.А. Руководство для обучения токарей по металлу /В. А. Слепинин. – М.: Высшая школа, 2007. – 199 с.
13. Справочник мастера производственного обучения / Учебное пособие под ред. Ю.А. Якубы. – М.: АCАDEMІA, 2000. – 310 с.
14. Тигров С.В. Личностно-ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза: дисс. … канд. пед. наук /С.В. Тигров. Липецк, 2004. – 115 с.
15. Шалунова М. Г. Практикум по методике профессионального обучения: учебное пособие для студентов инженерно-педагогических специальностей электротехнического профиля / М. Г. Шалунова, Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 105 с.
16. Шестова А.А. Формирование умений проектирования графических информационных объектов у студентов колледжа с помощью инструкционных карт/ А.А. Шестова //В сборнике: Актуальные вопросы развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор С.В. Нечаева. 2017. – С. 331-334.
17. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие / Н. Е. Эрганова. 3-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 150 с.