Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современная культура снова постепенно возвращается к повышению ценности музыки прошлого. Ведь именно оттуда пришло огромное количество музыкальных стилей, на основе которых построена и современная музыка.
Классическая музыка создает особенное настроение, а ее разноплановость позволяет каждому человеку найти для себя что-то свое, подходящее настроению и внутреннему состоянию.
Вопрос о методической подготовки контртеноров также является важным для рассмотрения, поскольку такой тип голоса редок в современном мире. Выступления контртеноров всегда сопровождаются аншлагами, порой, людям просто не хватает возможности на них попасть. А потому должна развиваться и совершенствоваться школа подготовки таких певцов.
Цель исследования – проанализировать деятельность выдающихся современных контртеноров и рассмотреть методические особенности работы с голосом.
Объект исследования – выдающиеся современные контртенора.
Предмет исследования – методические особенности работы с голосом у контртеноров.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд последовательных задач исследования:
1. Охарактеризовать основные особенности эпохе барокко в музыке.
2. Проанализировать кастратный период как основу формирования контртеноров.
3. Выявить проявления интереса к барочной музыке в 90-х годах XX века в Европе и Америке.
4. Провести обзор деятельности современных контртеноров.
5. Определить основные акценты в обучении контртеноров.
6. Описать особые рекомендации в обучении контртеноров.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, хронологический, историографический, классификация, синтез, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ЭПОХА БАРОККО КАК ИСТОЧНИК ИНТЕРЕСА К КОНТРТЕНОРАМ
1.1. Основные особенности эпохи барокко в музыке
Музыкальное искусство Западной Европы особенно активно начало развиваться в XI веке в связи с изобретением нотной письменности. Запись нотного текста, а не заучивание музыкальных произведений наизусть позволило композиторам оставлять свои имена в истории. И все же потребовалось некоторое время, чтобы в истории появились по-настоящему гениальные композиторы, музыка которых не потеряла актуальности и до сих пор. Одним из таких ярких рассветов в музыкальном искусстве стала эпоха барокко.
Вообще, слово «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый», «странный». Как художественное направление барокко было распространено во всех видах искусства – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе и, конечно, в музыке XVII-XVIII веков. Для этого художественного направления было характерно наличие большого количества украшений, которые порой буквально не давали разглядеть смысл [5].
Одним из таких появившихся в эпоху барокко жанров стала опера. Изначально опера планировалась как возрождение античной трагедии. Инициатором создания стали музыканты, входившие во Флорентийскую камерату. Одним из самых известных представителей камераты стал Якопо Пери, написавший первую дошедшую до нас оперу «Эвридика». Как возрождение трагедии она написана на античный сюжет.
В результате развития оперы в Италии начали возникать различные школы, наиболее яркими из них были римская, флорентийская и неаполитанская, в последней родилось удивительно красивое искусство пения bel canto, которое и по сей день считается эталоном вокального исполнения в музыке.
К сожалению, красота пения и виртуозность арий приобрели большую популярность, чем драма в опере, зрители шли насладиться музыкой, но не понять смысл и драматургию. Это стало одной из самых больших проблем итальянской оперы, которая, к слову, называла «серьезной» (opera-seria).
Единственный композитор, которому удалось преодолеть данную проблему, – Клаудио Монтеверди. Его оперы сочетали в себе традиции всех трех итальянских школ, он внес в оперу реализм, опередив свое время. К сожалению, молодой жанр еще не был готов к реализму. Впереди оперу ждал довольно долгий путь развития.
Инструментальные ансамбли эпохи барокко отличаются своим разнообразием. Каких-либо норм по сочетанию тембров еще не было выявлено. К тому же еще далеко не все музыкальные инструменты приобрели современный вид, а некоторые и вовсе не существовали. Совершенствовались и навыки игры на них – настолько, что многие инструменты приобрели значение концертных [1].
Одним из значимых инструментов эпохи был орган. В Западной Европе он был тесно связан с религией – католическая церковь использует этот музыкальный инструмент во время служб.
В эпоху барокко исполнение на этом инструменте приобретает концертный характер. Появляются выдающиеся исполнители, которых люди просто приходят послушать. Особенно это было выражено в Германии – там сформировалось 2 противоположных школы органной игры: северная и южная. Южная школа опиралась на традиции полифонии строго стиля, известным представителем школы был Пахельбель.
Полифония была особым показателем стиля барокко в музыке. В более поздние эпохи она не будет выражена столь ярко. Северная же отличалась куда большей свободой и виртуозностью исполнения, известных представителей было больше: Букстехуде, Рейнкин, Бем.
Как ни странно, еще одним музыкальным инструментом, вышедшим на концертный уровень, стал клавесин. Возможности этого музыкального инструмента были ограничены: инструмент, ставший предшественником фортепиано, имел иное устройство.
Струны при нажатии клавиш защипывались специальными крючками, звук быстро затухал. Было невозможно добиться долгого звучания звуков. При этом из инструмента нельзя было извлечь звуки различной громкости, что не давало разнообразить музыку динамическими оттенками.
Значительными достижения были и в скрипичной и ансамблевой музыке эпохи барокко. Скрипка приобрела свой внешний облик лишь в XVI веке. За столетие инструмент достиг невиданной популярности. С одной стороны, скрипка и подобные струнно-смычковые инструменты обладали удивительными ансамблевыми свойствами, гармонично сочетаясь друг с другом.
При этом сочетания тембров были порой очень интересными, в ансамблевой музыке был популярен жанр concerto grosso – «большой концерт». Ярким представителем эпохи барокко, писавшим в этом жанре, был Арканджело Корелли. Концерт – соревновательный жанр, в «большом концерте» группы инструментов соревновались между собой [5].
1.2. Кастратный период как основа формирования контртеноров
Кастрат – это наполовину человек, наполовину ангел, который является мифом, загадкой, секретом «золотого века» итальянской оперы.
Ряд стран выдвинул этих странных людей, которые в прежние времена представляли собой своеобразную касту изгоев, в центр музыкальной культуры, что заставляло церковь неоднократно критиковать практику кастрации, но фактически привлекало певцов в хор. Толпы мальчиков шли под нож хирурга по собственному желанию или под принуждением.
Оперная индустрия, которая постепенно охватила не только Италию, но и всю Европу, искусство, которое стало любимым развлечением аристократов и простых граждан, «индикатор» блеска и богатства императорских и княжеских дворов, требовала новых и новых исполнителей [1].
Оперное пение была хорошо оплачиваемой должностями в церковных часовнях и в организации частных уроков. Потеря некоторых физиологических функций была более чем компенсирована не только карьерными успехами, но и политической деятельностью, и (что наверняка удивит сегодняшнего читателя) даже победами на фронте любви.