Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время человек постоянно пребывает в стрессовом состоянии, что обусловлено не только экономической, социальной и политической нестабильностью в государстве, постоянными природными и техногенными катастрофами, которые происходят в мире, но и систематическими эмоциональными перегрузками как на работе, так и в личной жизни. В настоящее время свобода доступа к информации привела и к информационной перегруженности людей. Помимо этого, телевидение и иные СМИ стремятся для укрепления собственного рейтинга постоянно держать человека в напряжённом состоянии, подаваемая информация часто вызывает сильные эмоциональные реакции человека, проявление сочувствия по отношению к героям сюжетов и новостных лент. Все это усугубляется эмоциональными нагрузками человека на службе, где, что является обычным для жителей РФ, многие сотрудники находятся в неформальных отношениях x, знают особенности личной жизни друг друга, делятся своими трудностями, сочувствуют друг другу. Перечисленные факторы в своей совокупности часто приводят к тому, что у людей, особенно активно работающих, всё чаще возникает синдром эмоционального выгорания. Однако, несмотря на распространённость данного синдрома, он и сейчас не полностью изучен в психологической науке, а, значит, недостаточная изученность и высокая социальная значимость его изучения обуславливают актуальность исследования проблемы эмоционального выгорания.
Цель исследования: проанализировать причины и значение синдрома эмоционального выгорания.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания
Предмет исследования: причины и течение синдрома эмоционального выгорания
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность синдрома эмоционального выгорания
2. Определить основные стадии развития синдрома эмоционального выгорания.
3. Выявить важнейшие последствия эмоционального выгорания.
4. Проанализировать влияние личностных особенностей на проявление эмоционального выгорания.
Методы исследования: Теоретический анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по вопросам возникновения синдрома эмоционального выгорания и его последствиям.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Важнейшие особенности развития синдрома эмоционального выгорания
1.1. Основные характеристики эмоционального выгорания
Понятие burnоut («эмоциональное выгорание») ввёл в психологическую практику психиатр из США X. Фpейденбеpг в 1974 году [29].
К настоящему времени имеется множество различных определений данного синдрома [6; 9; 15]. Обобщение данных определений позволяет осмыслить синдром эмоционального выгорания как общее физическое и эмоциональное истощение, возникающее в условиях действия стрессора, вызванного перегрузками в работе, во взаимодействии с людьми, в решении многочисленных проблем.
Существуют три основных подхода к определению эмоционального выгорания:
1) индивидуально-психологический подход: он состоит в том, что люди слишком много ожидают от своей трудовой деятельности и это не соответствует тому, что у них происходит в действительности.
2) социально-психологический подход: его суть в том, что у людей достаточно специфичная трудовая деятельность, в которой появляется большое количество стрессовых состояний в результате коммуникации с различными людьми.
3) организационно-психологический подход: данный подход характеризуется тем, что связывает появление синдрома эмоционального выгорания проблемы самой личности, у которой возникает недостаточно поддержки от родных и семьи, оценка работы руководством не оправдывает ожидания самого работника и др. [9].
Независимо от вида деятельности к эмоциональному выгоранию склонны те люди, которые перегружены ответственностью и повседневными обязанностями. Примером могут быть люди, которые отдают все силы трудовой деятельности и работают на износ.
Важнейшие причины эмоционального выгорания не следует однозначно связать с теми или иными личностными или ситуационными факторами, оно является итогом сложного взаимодействия различных личностных особенностей человека, его отношений с другими людьми или коллегами и его рабочей и профессиональной ситуации, в которой он находится в данный момент.
В.В. Бойко выделяет внешние факторы, влияющие на эмоциональное выгорание [6]:
- напряжённая эмоциональная деятельность;
- высокая ответственность за исполняемые функции;
- нечеткая организация и планирование трудовой деятельности, завышенное число посещений (количество), нечеткие требования к результатам деятельности;
- гнетущая атмосфера в коллективе, высокая конфликтность.
- и социально сложный контингент.
Внутренними факторами психолог считает:
- неподатливость, негибкость: у людей вспыльчивых, которые обладают лабильными процессами психики. эмоциональное выгорание будет осуществляться медленнее.
Высокая степень отзывчивости, восприятия могут подавить эмоциональное выгорание как форму психической защиты;
- высокая степень интеpиоpизации обстоятельств, ситуаций профессиональной деятельности;
- недостаточная мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [17].
Т.В. Решетова добавляет такие условия как: неэмоциональность или неумение общаться; алекситимия в разных проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения); тpудоголизм, когда происходит замена какой-либо проблемы трудом; - люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, состоятельность в профессии, экономическая стабильность, цель, здоровьесбережение и т.д.) [13].
Когда человек эмоционально выгорает, он становится неэффективным в своих целях и деятельности, утрачивает способность к каким-либо приспособлениям или сопротивлению. В крайнем случае, он теряет интерес не только к своей профессиональной деятельности, но и к жизни вообще.
Важно отметить, что, как и любой синдром, эмоциональное выгорание является сочетанием синдромов. У разных людей синдром эмоционального выгорания проявляется по-разному и в разное время, как и его симптомы, которые не появляются сразу все вместе. Каждый человек-это индивидуальная личность [19].
Приведём список самых распространённых симптомов, сопровождающих эмоциональное выгорание.
Основными симптомами эмоционального выгорания являются общее чувство усталости, «разбитости»; неопределенное чувство беспокойства; ощущение, что работа становится все более тяжелой, а усилия по ее выполнению дают незначительные результаты и, как следствие, – ярко выраженное чувство неприязни к работе [20].
Так, сотрудник, имеющий свободный график, может приходить в любое время, или вообще трудовая деятельность дома. Свой график он устанавливает сам себе. Будучи слишком загруженным, он может испытывать большие проблемы с самоконтролем или выражением собственных чувств в адекватной форме. Контроль дисциплинирует человека. А при свободном графике он может легко впадать в гнев или проявлять раздражение по любому поводу, к примеру, в связи с просьбой дать совет или в связи с мелкими рабочими проблемами [9].
Гнев, который испытывает такой человек, может привести к формированию подозрительности. Так, человек, работающий в компании, может полагать, что коллеги и клиенты (пациенты, ученики) стремятся от него избавиться. Это состояние может быть усилено чувством недостаточной вовлеченности, особенно, если ранее человек участвовал во всех ивентах.
Эмоциональное выгорание проявляется и в физиологических симптомах:
- общий упадок сил
- хроническая усталость
- повышенное восприятие к изменениям условий погоды;
- частые головные боли;
- бессонница [2].
Проявления синдрома эмоционального выгорания, связанные с работой:
- выполняет формально свою работу, без энтузиазма, однако прилагает при этом большие усилия.
- раньше всех начинать трудиться на работе и остается надолго;
- работает дома;
- раньше уходить и позже приходить на работу [10].
Отношение к своему труду:
- испытывает постоянное чувство тревожности из-за работы;
- испытывает чувство тяжкого груза, который связан с работой;
- относится к своей профессиональной деятельности как к тяжёлой необходимости
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕPАТУPЫ
1. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности. Под ред. Л.В. Куликова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009, С. 207–213.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в общении. – СПб.: Питеp, 1999. – 105 с.
3. Большой психологический словарь. Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М., 2009.-517с.
4. Бонкало Т.И. Тенденции и перспективы развития методологии социальной психологии // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2014. – № 2 (124). – С. 20-24.
5. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. 1998. № 5. 3-14с.
6. Водопьянова Н.Е., Стаpченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика. – СПб.: Питеp, 2008. – 358с.
7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пеp. сангл. А.П. Исаевой. – М.: АСT: АСT, 2009. – 478с.
8. Гришакова О.В. Характеристики эмоциональной сферы взрослых в связи с их индивидуально-психологическими особенностями: дипломная работа. СПб., 2011.
9. Ефимова, О. И. Социальные установки и ценностные ориентации молодежи «группы риска» /О.И. Ефимова, А. А.Ощепков //Образование личности.—2013.—№3.—С. 113—117.
10. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться// Социальная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 97-102.
11. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. «Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними». — СПб., Речь, 2015. – 107 с.
12. Ломов Б. Ф. Методологические и проблемы психологии. – М., 1984.– 444 с.
13. Небылицин В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицин. Воронеж: НПО МОДЭК, 2015. 688 с.
14. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена, основные функции / Е. Л. Носенко, Н. В. Ковpига. – Киев, 2003. – 126 с.
15. Орёл, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологической науке // Психологический журнал. - М.: Наука, 2011. - Т. 20. - № 1. - с. 16-21.
16. Панина К. В. Индекс жизненной удовлетворенности // Новые методы изучения психологии жизненного пути. М., 1993. 107–114с.
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с
18. Подсадный С.А., Орлов Д.Н. Развитие научных представлений о синдроме выгорания Под pед. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Оpла, С.А. Подсадного. - Курск: КГУ, 2008. С. 13-34.
19. Постовалова Г.И. Об условиях, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социальные особенности адаптации студентов. - Еpеван, 2007 – 654 с. - С.18-19.
20. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН» , 2009. - 352с.
21. Пырьев, Е. А. Психология труда : учебное пособие / Е. А. Пырьев .— М. : «Центральный коллектор библиотек «БИБКОМ», 2016
22. Скугаpевская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. — 2002. — № 7. — С. 3-9.
23. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 288с.
24. Xетагуpова А.К. Профессиональное выгорание // Сестринское дело. – 2004. – № 4-5. – С. 21-22.