Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гениальный творческий дар, разносторонняя образованность, прекрасное знание жизни представителей самых разных социальных слоев русского общества позволили Толстому создать такие шедевры литературы, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», многочисленные рассказы, повести, пьесы.
Произведения, поднимавшие важные проблемы современности, принесли автору мировую известность.
Главное же, Толстой создал для нас ценнейшее «руководство» нравственной жизни, в котором человек, только входящий в большой, взрослый мир, с его заботами и тревогами, добром и злом, может найти надежную опору, отыскать нужные слова и поступки, чтобы не потерять себя, и в любой ситуации суметь остаться человеком. С произведениями Толстого, с его именем особенно прочно и навсегда входят в сознание каждого такое понятие как Совесть.
Имя Л.Н. Толстого закономерно среди классиков педагогической литературы. В своих работах он сумел поставить столько великих вопросов, что его взгляды и деятельность заняли одно из первых мест в отечественной педагогике.
Яснополянский мудрец оставил нам не только свои великие книги, но и свой секрет: как существовать в водовороте дней? Он одарил нас своим главным творением – достойно прожитой жизнью, протекавшей в постоянной борьбе со всем тем, что мешало ей стать совершенством.
П. И. Чайковский писал: «Я убежден, что величайший из всех когда-либо и где-либо бывших писателей-художников есть Л. Н. Толстой. Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что дала человечеству Европа». К. С. Станиславский писал: «Какое счастье, что мы жили при Толстом, и как страшно оставаться на земле без него. Так же страшно, как потерять совесть и идеал».
И сегодня нам нельзя оставаться без Толстого. В современное время, когда происходит подмена идеалов и переоценка ценностей, стремление навязать обществу ложные представления об авторитетах и героях, Толстой остается той духовно-нравственной силой, которая помогает нам противостоять всему пошлому, алчному и примитивному, что окружает нас в реальной жизни.
Цель работы: изучение педагогической проблематики произведений Льва Николаевича Толстого.
Глава 1. Педагогическая концепция Л. Толстого
1.1. Л.Н. Толстой как мыслитель и педагог
В основу современных научно-педагогических исследований в области духовно-нравственного развития личности положены идеи гуманистической педагогики, ориентация на использование конструктивного опыта педагогов-новаторов по формированию нравственных ценностей и установок подрастающего поколения . Проблема духовно-нравственного развития и воспитания «красной нитью» проходит через все творчество великого русского художника слова, мыслителя и педагога, Льва Николаевича Толстого, принадлежавшего к самым выдающимся писателям и философам второй половины XIX ‒ начала XX в. Гуманность Толстого, его искренность сочетались с величайшим мужеством мысли.
Лев Николаевич, изучив состояние народного образования в России и за рубежом, разработал рекомендации по совершенствованию народного образования на основе антропологической парадигмы и онтологической методологии, в чем существенно опередил время. Он считал, что в России «должна быть своя не похожая ни на какую другую система» [8]. Она должна быть принципиально новой, свободной, строящейся на основе учета национально-исторических условий. Толстой верил, что национальные черты русского народа, его смиренность, стремление к идеалам святости, выведут Россию дальше Европы в развитии образования и культуры. В настоящее время эта проблема опять актуальна, т.к. ее решение связывается с возможностью выживания человечества и признанием глубокого духовного кризиса .
Толстой уже в ранний период своего творчества глубоко задумывался над вопросами социального неравенства, классовых антагонизмов, его интересовал, прежде всего, нравственный аспект. Реальные противоречия между крестьянами и помещиками выступают у Толстого как противоречия между моральным добром и злом, где носителем добра у него выступает народ. Осмысление социальных противоречий приводит Толстого к постановке ряда общих философско-этических проблем: место человека в мире, смысл жизни, назначение человека.
К началу 1880 г. Лев Николаевич, окончательно порвав с дворянским классом, переходит на позиции трудового народа. Сам писатель сказал об этом следующее: «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга ‒ богатых, ученых не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, наука, искусство ‒ все это предстало мне как баловство. Я понял, что искать смысл в этом нельзя. Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом. И я понял, что смысл, придаваемый этой жизни, есть истина, и я принял его». Принятие взглядов патриархального крестьянства, послужило основой дальнейшего творчества писателя.
Нравственно-этические аспекты художественного творчества Л.Н. Толстого органически связаны с социально-политическими взглядами писателя, его этикой, его философией религии и философией истории. Этическая теория Толстого представлена в работах «Так что же нам делать?» (1882‒1886), «Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана» (1893‒1894), «Что такое искусство» (1897‒1898), «О Шекспире и драме» (1903‒1904). Отдельные высказывания содержатся в «Анне Карениной», в дневниках, письмах, критических статьях и т. д.
1.2. Педагогические идеи и педагогическое наследие Л. Толстого
В своей педагогической концепции великий писатель и педагог Л. Толстой исходил из того, что ребёнок является личностью, требующей индивидуального и свободного воспитания. Цель воспитания и образования, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать гармоничному развитию нравственных качеств, с которыми родился человек. На уважение к личности ребенка основываются положения педагогической системы Л.Н. Толстого о развитии активности и творчества детей.
Вся педагогическая концепция Л. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребёнка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности. Отстаивая и развивая идеалы гуманистической педагогики, Лев Толстой в условиях своего времени заявлял о том, что образование и воспитание не должны препятствовать свободному развитию ребёнка. Педагогика как наука должна не только образовывать, но и изучать ребёнка, раскрывать его потенциал и способствовать развитию всех его творческих способностей. В концепции Л.Н. Толстого изучение и воспитание ребенка не отрывалось от практических задач обучения.
Основу просветительской концепции Л.Н. Толстого составляла идея гуманности, предполагавшая равенство и свободный доступ к знаниям и образованию всех и каждого. Образование, считал он, должно стать всеобщим, позволить сделать каждому ученику осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидая свой жизненный путь. «Принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса», – писал Л. Н. Толстой в своих трудах.
В основе деятельности школы Толстого явно проявляется педагогика сотрудничества и сотворчества. Серьезное уважительное отношение позволяло ему в каждом ребенке находить интересное и трогательное. Все, кто вспоминал свои детские встречи с Толстым, подчеркивали неотразимое обаяние, умение сразу же расположить к себе ребенка.
Толстому было присуще уважительное, лишенное нудной назидательности обращение с детьми . Умел Толстой в своеобразной и тактичной манере подсказать, как верно поступить в определенной жизненной ситуации. Важен, по мнению Толстого, «внутренний настрой на хорошие дела». Ценность его взглядов в том и заключается, что он дал несравненные образцы психологического анализа поступков и действий детей. Э. Кросби прав, когда подчеркивает, что в школе Толстого совсем не знали, что такое леность. Ходить в школу не считалось обязанностью, а было привилегией. В каждом ребенке Толстой видел стремление к самостоятельности и поощрял проявление к творчеству. Поэтому дети высоко ценили школу и личность учителя .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Александрова Е. А., Крылова Н. Б. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003. – 450 с.
2. Арзамасцева И. Н. Детская литература. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. –578 с.
3. Арискин И. Т. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого в оценке русских и зарубежных ученых и общественных деятелей // Толстой как педагог. Выпуск II. –Тула, 1969. –С. 3–23.
4. Базилевская А. К. Педагогические и поэтические принципы создания Л. Н. Толстым литературы для детей // Культурология. – 2005. – № 4 (35). – С. 35–45.
5. Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий : дисс. … кан. пед. наук. ‒ Тамбов, 2005. ‒ 168 с.
6. Ганьшина Г.В., Бабаева Е. В., Умеркаева С.Ш. Функциональный подход к организации молодежной анимации. Научный журнал «European Social Science Journal» (Европейский журнал социальных наук). ‒ 2015. ‒ № 10. ‒ С. 225-230.
7. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В. Самоуправленческие структуры студентов Москвы в системе организованного отдыха молодежи: опыт 1970‒1980 гг. Экономика и предпринимательство. ‒ 2015. ‒ №5-1 (58-1). ‒ 1108 с. ‒ С. 293-301.
8. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Грибкова Г.И. Интерактивные технологии в образовательных программах учреждений музейного типа. Экономика и предпринимательство. ‒ 2015. ‒ № 6-3 (59-3). ‒ 1180 с. ‒ С. 870-873.
9. Ганьшина Г.В., Левина И.Д. Взаимодействие вуза и музея по профессиональной подготовке кадров для сферы образования и культуры. Сетевые формы взаимодействия образовательных организаций с целью повышения доступности образования для всех категорий граждан, включая лиц, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Сборник статей по материалам научно-практической конференции. ‒ М.: ГГТУ, 2015. ‒ С. 5-10.
10. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Развитие социально-культурной анимации в России. Экономика и предпринимательство. ‒ 2015. ‒ № 6-3 (59-3). ‒ 1180 с. ‒ С.49-52.
11. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. ‒ М., 1993.
12. Мардов И. Б. Лев Толстой на вершинах жизни. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 432 с.
13. Рада Н. В. Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности ведущими представителями отечественной педагогики второй половины XIX века [Электронный ресурс]. – URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3129
14. Ратнер Ф. Л. Педагогические взгляды Л.Толстого на личность и мастерство учителя // Молодой Л. Н. Толстой. Сборник докладов Всероссийской научной конференции. [Электронный ресурс]. – URL: http://kpfu.ru/pedagogicheskievzglyady-ltolstogo-na-lichnost-i.html
15. Соловьёва С., Семёнов Ю. «Нельзя быть добрым человеку, неправильно живущему» (к 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого) // Воспитание школьников. 2007. № 9. С. 11-14
16. Толстой Илья. Мои воспоминания. ‒ М., 1914.
17. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.
18. Толстой Л.Н. В чем моя вера? ‒ Тула, 1989.
19. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. ‒ М., 1957.
20. Чудакова М. А. Философско-педагогические и этические аспекты «Азбуки» Л.Н. Толстого : дисс ... кан. пед. наук. ‒ М.: НГОУ, 2008. ‒ 158 с.