Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Детские годы являются периодом интенсивного формирования личности. В силу особой роли родительской семьи в формировании личности ребенка, сущностные характеристики родительского воздействия и их типичные проявления в современном обществе являются предметом внимания исследователей и практиков, разрабатывающих и реализующих помогающие технологии психолого-педагогического характера. При этом наблюдается определенная асимметрия, и даже односторонность внимания исследователей, сосредоточенного в основном на родительстве в материнском варианте.
Существует, например, термин, «материнская депривация» и множество трудов, посвященных анализу его проявлений в жизни. Говоря об отсутствии родительской заботы, исследователи автоматически подразумевают ее материнский вариант. Предлагаемые психологами классификации родительского отношения также по большей части разработаны на основе исследований матерей.
Педагогическая наука особое место отводит семейному воспитанию, признавая необходимым участие в нем обоих родителей: как матери, так и отца.
В зарубежной науке феномен отцовства в центре внимания исследований многих ученых (А Адлер, 3. Фрейд, Э Фромм, Э Эриксон, К Юнг, М. Мид др.). Большинство из них единодушно отводят важное место роли отца в процессе формирования личности ребенка и отмечают, что неучастие или негативное участие отца в воспитании может привести к возникновению проблем личностного развития.
В отечественной психолого-педагогической науке изучение влияния образа отца на эмоциональное благополучие детей рассматривали К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, О В Агейко, Ю.В. Борисенко. О Г Калина. И С Кон. О М Нилопец. Г.Н Волков и др. Так. В А. Сухомлинский подчеркивает: «Отец - самый родной, самый дорогой для ребенка мужчина, в образе которого выражается человеческая ответственность за его приход в свет, за каждый его шаг и поступок в жизни».
Цель данной работы: рассмотреть роль отца в воспитании детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить вопросы влияния родителей на формирование личности ребенка;
Выявить отличия роли отца и матери в воспитании ребенка;
Рассмотреть влияние отца на формирование личности ребенка;
Проанализировать формы взаимодействия дошкольного учреждения с отцами;
Разработать конспект родительского собрания о роли отцов в воспитании детей.
Глава I. Теоретические предпосылки изучения роли отца в воспитании ребенка
1.1. Исследование влияния родителей на формирование личности ребенка
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими специалистами педагогики и психологии. Отклонения в семейных отношениях крайне негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многое другое.
Проблемами семьи и семейного воспитания занимались такие видные российские ученые, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. А за рубежом, формирование жизненного сценария ребенка под влиянием родительского программирования занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс. Известный австрийский психолог А. Адлер считал, что чувство подавленности, вызванное родительскими наказаниями или неадекватным отношением, вынуждает ребенка избегать общения с родителями, чтобы облегчить свои страдания.
Американский психолог Э.Эриксон, в своей теории психосоциального развития отметил, что третья стадия - локомоторно-генитальная – совпадает с дошкольным возрастом. На данной стадии ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Взрослые и родители не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет. В этот период основными направлениями в воспитании детей становится подготовка к будущей школе и формирование определенных личностных качеств, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста играет важную роль, ведь малыша нужно обучить навыкам общения, подготовить умственно и психологически к будущей жизни, привить любовь и уважение к труду, научить самостоятельно мыслить, размышлять, обеспечить всестороннее развитие.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. И частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья .
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В данный период у ребенка начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, в нем начинают закладываться основы для будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, появляются новые социальные потребности, а именно в уважении и признании взрослого, желание «быть взрослым». Ребенок начинает усваивать моральные нормы и правила поведения в обществе. Одно из важнейших достижений этого возраста, является осознание своего собственного «Я», формирование внутренней социальной позиции. У детей старшего дошкольного возраста возникает осознание своих собственных возможностей, осознание своих личных качеств .
Значимое влияние на развитие и формирование детской самооценки оказывают родители. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки . По мнению, Казановой С.А., Шкатовой Т.Г. роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:
сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;
оценка его деятельности и поведения;
формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;
побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.
Родительский образ ребенка формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье, опираясь на свои собственные идеалы, родители наделяют своего ребенка определёнными качествами. Как отмечают Терещенко М.В. и Шапошников А.Д если родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, то они сами формируют личность. А развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми .
На поведение детей оказывают влияние и родительские позиции, каждая из позиций формирует определенные качества у детей. Например, позиция уклонения от общения формирует у ребенка недоверчивость, боязливость. Такие дети часто конфликтуют и неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе .
Позиция отвержения формирует агрессивность, лживость, наклонность к асоциальному поведению, непослушанию.
Позиция родителей, которые чрезмерно требовательны к ребенку, лишают его веры в свои собственные силы, он становится неуверенным, покорным. Впоследствии чего у ребенка возникают трудности в общении и сосредоточенности.
Позиция «признание прав ребенка» позволяет сформироваться таким качествам как креативность, инициативность, независимость.
Позиция чрезмерного оберегания формирует у ребенка чрезмерную самоуверенность, требовательность по отношению к родителям и при этом постоянное чувство тревоги и страха.
Если ребенок свободен в своем развитие и растет в доверии, он становится находчивыми, в меру самоуверенными, способными самостоятельно справиться с жизненными ситуациями.
Существует три основных механизма влияния родителей на детей:
1. Сообщение – воспринимая информацию, которую получает ребенок от родителей, он корректирует свое поведение, формирует собственное мнение.