Фрагмент для ознакомления
2
организационную структуру управления. Наиболее важными проблемами в этой области являются неэффективная система планирования и управления процессом, слабое понимание руководством важности долгосрочного планирования. «Бесполезными усилиями» является наличие отдела маркетинга.
Таким образом, наиболее сильными сторонами организации, на которые она может сделать стратегический упор, являются высокий уровень квалификации и достаточная компетентность сотрудников, преобладание сотрудников с высшим образованием, наличие системы обучения и повышения квалификации персонала, наличие системы подбора персонала, передача опыта молодым специалистам посредством наставничества, высокий уровень средней заработной платы, отсутствие «серых схем» в расчетах с заказчиками и персоналом, гибкость финансовой политики, высокий показатель чистой прибыли, достаточно помещений для текущей деятельности, полная оснащенность рабочих мест, большой опыт, высокое качество, лидирующие позиции на рынке, а также понимание требований заказчиков и наличие филиальной сети в других регионах, лидерство генерального директора, наличие системы стратегического управления и правильно выстроенной организационной структуры.
Организация полностью оснащена необходимой компьютерной техникой и программными продуктами. Сотрудники компании обладают достаточным уровнем компьютерной грамотности.
Слабыми сторонами, требующими немедленного решения, являются низкая мотивация персонала, высокая текучесть кадров, наличие и чрезмерная зависимость фирмы от заемного капитала, неэффективная система планирования и управления процессом, слабое понимание руководством важности долгосрочного планирования.
2.4 Анализ альтернатив и выбор стратегии развития
2.4.1 Разработка альтернативных стратегий организации
Разработаем стратегическую пирамиду компании, включающую в себя четыре уровня стратегий: корпоративную, деловую, функциональную, операционную. Данные стратегии направлены на увеличение стоимости компании.
Разработка деловой стратегии
Деловая стратегия представляет собой ряд подходов, разрабатываемых предприятием с целью достижения наилучших показателей работы по конкретным направлениям бизнеса. Она направлена на устранение и укрепление конкурентной позиции предприятия на рынке.
На основе разработанных целей ЗАО «ОРИЕНТ», а также его возможностей, определим стратегические позиции компании на рынке во взаимоотношениях с акционерами, инвесторами, заказчиками, работниками. Тогда, деловая стратегия будет заключаться в следующем: совершенствование механизмов деятельности компании посредством:
привлечения новых заказчиков;
осваивания новых рынков;
создания высококвалифицированного и опытного штата сотрудников;
внедрения современных технологий и програмных комплексов;
обеспечения высокого имижда компании на основе имеющегося опыта;
рост стоимости компании
снижения инвестиционного риска и роста стабильности компании;
с целью роста надежности компании и увеличения ее прибыли.
Разработка функциональной стратегии
Функциональные стратегий, или стратегий по совершенствованию отдельных деловых процессов, будем разрабатывать на основе деловых процессов, попавших в зону высокого приоритета компании.
Кроме того, рассмотрим бизнесы-процессы, хоть и попавшие в зону среднего приоритета компании, но оказывающие значительное влияние на деятельность компании, – процесс управления выполнением работ и процесс управления кадровыми ресурсами.
Получение заказа
В рамках данного делового процесса компании необходимо придерживаться стратегии недопущения уменьшения клиентской базы и ее расширения посредством продвижения услуг, а также продвижения бренда компании. Кроме того, необходима разработка стратегии получения важных для фирмы заказов.
Управление кадровыми ресурсами
В связи с возможностью возникновения дефицита квалицированных специалистов в рассматриваемой области рекомендуется создание кадрового резерва, разработка стратегии привлечения персонала и повышения привлекательности компании как работодателя. Кроме того, в части кадровых ресурсов компании требуется проведение работы с сотрудниками с цель роста мотивации и повышения производительности труда. Также необходимо развитие корпоративной культуры компании для создания единого духа команды, слаженного коллектива, взаимопомощи в работе.
Разработка операционной стратегии
В качестве наиболее вероятных возможностей для ЗАО «ОРИЕНТ» были выявлены следующие: появление новых заказчиков и выход на новые рынки. Они и были положены в основу разработанной деловой стратегии. Появление новых заказчиков и выход на новые рынки, в конечном счете, могут поспособствовать увеличению числа заказчиков. Поэтому в дальнейшем указанные возможности объединим в одну общую и разработаем альтернативные варинаты ее реализации.
Итак, для повышения стоимости компании рассмотрим следующие альтернативные пути реализации:
1. Создание собственной рекламной программы по продвижению существующих услуг компании;
2. Продвижение услуг с помощью рекламного агентства;
3. Развитие услуг и проведение собственной рекламной программы по их продвижению.
В основу разработанной деловой стратегии была также положена стратегия создания высококвалифицированного и опытного штата сотрудников, поскольку имеенно опытные специалисты являются основным капиталом компании. Поиск нужных сотрудников отделом кадров, переманивание специалистов;
1. Поиск нужных сотрудников с помощью рекрутинговых агенств;
2. Инвестирование в развитие имеющихся специалистов.
На основе рассматриваемых алтернатив, покажем схему взаимосвязей целей, стратегических альтернатив, программ создания и/или адапатации деловых процессов и их окружения, на примере основной задачи – увеличения числа клиентов организации (рисунок 8).
Рис.8.Схема взаимосвязи целей, стратегических альтернатив, деловых процессов и их окружения
2.4.2 Оценка альтернативных вариантов стратегии
Предложенные выше альтернативы, как возможные пути достижения стратегических целей, теоретически могут претендовать на свое существование. Однако, воплощение каждого альтернативного решения «в жизнь» требует таких затрат, как материальные, финансовые, человеческие, информационные и временные. Причем сумма затрат по каждой альтернативе будет различной. Поэтому необходимо оценить альтернативы качественно и условно-количественно, чтобы выбрать наименеее затратный вариант, соответствующий цели.
По каждому из выделенных альтернативных вариантов реализации возможностей проведем оценку затрат ресурсов. В качестве критериев оценки выберем следующие показатели затрат:
1. Материальные ресурсы (здания, сооружения, основное и вспомогательное оборудование, оргтехника и т.д.);
2. Финансовые ресурсы (затраты собственных и заемных средств);
3. Человеческие ресурсы (персонал компании, сторонние специалисты, рабочие, то есть затраты труда на реализацию альтернатив);
4. Информационные ресурсы (затраты на сбор и обработку информации);
5. Время реализации альтернативы.
Вследствие того, что для оценки затрат ресурсов в количественных единицах необходимо обладать конкретными данными, проведем сравнительную оценку затрат ресурсов по альтернативам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Батурин, В.К. Общая теория управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В.К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 год. - 487 c.
2. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 496 с.
3. Бусов В.И. Управленческие решения. - М.: Юрайт, 2016. - 256 с.
4. Дружинина И. Структуризация процесса принятия стратегических управленческих решений // Риск: ресурсы, информация, стратегия, конкуренция. - 2015. - № 4. - С. 486 - 491.
5. Купцов М.М. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2013. - 184 с.
6. Лысенко Д.В. Концептуальные подходы к управлению эффективностью деятельности и принятию управленческих решений // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 1. - С. 270 - 274.
7. Мамаева, Л.Н. Менеджмент организации. Введение в специальность / Л.Н. Мамаева. - М.: КноРус, 2015 год. - 232 c.
8. Михненко П.А. Теория менеджмента. - М.: Синергия, 2017. - 640 с.
9. Налчаджи Т.А., Маломатова Л.А. Стратегический подход к управлению промышленными предприятиями // Научный альманах. - 2015. - № 1. - С. 293 - 296.
10. Парушина Н.В., Сучкова Н.А., Деминова С.В. Мониторинг системы показателей эффективности как инструмент принятия управленческих решений // Вопросы экономики и права. - 2015. - № 4. - С. 90 - 92.
11. Сергеев А.М., Иванова И.А. Теория менеджмента. - М.: Академия, 2016. - 320 с.
12. Смаржевская И.А. Анализ модели принятия решений в организации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 30. - С. 9 - 18.
13. Соловьева Н.П. Разработка управленческих решений по формированию производственных мощностей предприятия // Вестник Московского университета. Управление. - 2016. - № 3. - С. 59 - 61.
14. Суменков М.С., Суменков С.М., Новикова Н.Ю. Методология исследования экономической деятельности предприятия в процессе принятия управленческих решений // Экономические науки. - 2016. - № 2. - С. 83 - 85.
15. Савицкая, Г.В. Анализ финансового состояния предприятия // Г.В. Савицкая – М.: Издательство Гревцова, 2015 г. – 200 с.
16. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
17. Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Методы принятия управленческих решений. - М.: Юрайт, 2017. - 336 с.
18. Шептиева О.Е. Совершенствование формирования корпоративной финансовой стратегии на российских предприятиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 1. - С. 255 - 259.