Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня, в связи с резким ухудшением показателей здоровья дошкольников, остро стоит вопрос о необходимости модернизации образования в дошкольном учреждении. Этому способствуют следующие основные причины: необходимость понимания того, что наше собственное здоровье зависит исключительно от нас самих, и мы выступаем в роли его создателей. Ребенок с самого детства должен понимать и ценить свое здоровье и здоровье окружающих. Важно понимать значимость и ценность здоровья, понимать его признаки и критерии, а также признаки, указывающие на возможные нарушения [1].
Важно с раннего детства сформировать у детей бережное ценностное отношение к своему здоровью. В основе такого отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих лежит установка на здоровый образ жизни, а также потребность в самооценке здоровья. Проблема заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста потребности в сохранении и поддержании здоровья не существует. Более того, он не понимает значимость нарушений здоровья, считает, что здоровье есть и будет всегда, как неотъемлемое качество. Потребность в сохранении здоровья может существовать у родителей, родственников, воспитателей, но не у самих детей.
Направленность здоровьесберегающих технологий заключается именно в том, чтобы сформировать у ребенка базовую потребность в сохранении здоровья. На достижение этой цели направлены многие современные образовательные методики и программы.
Но, как показывает практика, все они оказываются малоэффективными в связи с отсутствием у ребенка потребности. Поэтому новые технологии направлены в первую очередь, не на сохранение здоровья, а на понимание и осознание ребенком собственного здоровья как важной ценности, которую необходимо поддерживать и развивать. Также задачей является понимание сути основных понятий, выработка элементарных знаний по поводу здорового образа жизни и основных факторов, оказывающих на него прямое или косвенное воздействие [2].
Проблематика исследования. Все современные системы воспитания и обучения ребенка направлены на сохранение здоровья ребенка. При этом ребенок не ощущает такой потребности, в связи с чем все выполняемые действия оказываются для него бессмысленными и бесполезными. Для того чтобы достичь успеха в сохранении здоровья ребенка необходимо выработать в нем осознание значимости и ценности здоровья, научить его элементарным навыкам заботы о здоровье, способам его сохранения [3].
В ДОУ реализуются различные здоровьесберегающие технологии. Выбор обусловлен той программой, в рамках которой работает учреждение, уровнем профессиональной подготовки и компетентности педагогов, а также состоянием здоровья и заболеваемостью детей. Как показывает практика, простейшим способом формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью, является формирование у детей элементарных гигиенических навыков, понимания того что соблюдение элементарных гигиенических правил является залогом сохранения здоровья и способом профилактики многих заболеваний.
Объект исследования – формирование гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические приемы формирования гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – рассмотреть основные педагогические приемы формирования гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему формирования у детей гигиенических навыков в психолого-педагогических исследованиях
2. охарактеризовать основные педагогические приемы формирования у детей гигиенических навыков в условиях ДОУ
3. Подобрать диагностические методики для оценки сформированности у детей гигиенических навыков
4. Обобщить опыт использования педагогических приёмов формирования у детей гигиенических навыков.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться формировании у детей потребности в сохранении собственного здоровья. Начинать работу следует с формирования у детей элементарных гигиенических навыков, поскольку они является простейшим способом сохранения здоровья и профилактики многих заболеваний.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ зарубежных и отечественных литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, ФГОСа), обобщение, анализ, систематизация, классификация полученных данных, эмпирические методы - психологические тесты.
Научная новизна. Обобщили имеющиеся литературные данные и научные публикации, касающиеся темы исследования, обосновали роль гигиенических навыков в сохранении здоровья и личностного развития детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по дошкольному образованию.
Практическая значимость. Могут быть использованы воспитателями и родителями для организации обучения детей гигиеническим навыкам, здоровому образу жизни.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей гигиенических навыков
1.1. Проблема формирования у детей гигиенических навыков в психолого-педагогических исследованиях
Здоровье человека закладывается и формируется в дошкольном возрасте. Организм ребенка в это время пластичен, легко поддается различным воздействиям, как положительным, так и отрицательным. Организм ребенка более лабилен. Чем организм взрослого человека. По сути, здоровье зависит от того, какие типы воздействия будут преобладать – положительные, или отрицательные. Поэтому первостепенная задача состоит в том, чтобы минимизировать неблагоприятные воздействия на организм, и научить ребенка элементарным навыкам, способствующим укреплению и сохранению здоровья. Первостепенно значение отводится формированию у детей элементарных навыков, направленных на соблюдение правил личной гигиены [4].
Соблюдая элементарные правила гигиены, можно предотвратить различные заболевания, в том числе, инфекционные, паразитарные. Именно поэтому огромное значение в укреплении здоровья и его охране отводится гигиеническому воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Гигиеническое воспитание является частью комплексного воспитания ребенка, это неотъемлемая часть культурного образа жизни человека. Сегодня все больше акцент смещается на педагогические приемы привития детям гигиенических навыков. Как показывает практика, сообщение детям сведений медицинского характера, проведение медицинских консультаций по данным вопросам недостаточно эффективно. Это объясняется тем, что гигиенические навыки требуют систематической работы по их формированию и закреплению, чего невозможно достичь без специальных педагогических приемов.
Кроме того, важно соблюдать преемственность между семьей и учебным заведением. Базовые навыки гигиены должны формироваться именно в дошкольном образовательном учреждении, но подкрепляться они должны регулярно в семье. При этом семья и школа не должны дублировать методы воспитания. Кроме того, как показывает практика, гигиенические правила и нормы практически неотделимы от общих правил поведения, правил общежития.
Ряд психолого-педагогических исследований показывает, что правила гигиены не просто укрепляются в сознании ребенка путем внушения, а осознаются, перерабатываются и закрепляются, как привычки и образ жизни. Освоение гигиенических навыков происходит путем многократного повторения, закрепления, по принципу выполнения упражнений.
Важная роль отводится не только формированию практических навыков, но и овладению теоретической базой, которая является предпосылкой к формированию практических навыков. Важно отметить, что во многом важная роль отводится личному примеру. Дети часто действуют по образу и подобию того, кого они считают авторитетов, будь то член семьи, или воспитатель [3].
Ряд авторов указывает на то, что объем, уровень и глубина знаний и практических навыков в области гигиенического воспитания во многом зависит от возраста ребенка. Тем не менее, есть сведения о том, что воспитание нужно вести в контексте общего воспитания и развития ребенка, не акцентируя внимания сугубо на практической значимости изучаемых навыков. Важно сформировать у ребенка привычку, образ жизни, при котором он будет неукоснительно соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила поведения.
Важная роль при этом отводится созданию специальной обстановке в дошкольном учреждении, которая будет способствовать соблюдению гигиенических навыков, и не будет препятствовать их развитию. Также важно создать специальную среду, подобрать оптимальные методы и приемы, посредством которых будет происходить развитие гигиенических навыков [2].
При этом формирование гигиенических навыков должно гармонично вписывать в общий режим дня. Так, гигиенические навыки неотделимы от правильного режима дня, питания, физической культуры, закаливания, прогулок.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000. – 58с
2. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
3. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.- М.:Академия,1997г.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
6. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.
7. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.
8. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.
9. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
10. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
11. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-204с.
13. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.
14. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.
15. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. Уч. пособие . М.- 1995
16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
17. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15