Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется, и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.
Формирование самоотношения в студенческом возрасте, достигает особой важности в психологической науке в силу того, что самоотношение может влиять не только на стабильность взаимоотношений человека с обществом, но и развивает внутреннюю, индивидуальную среду личности. Это в свою очередь находит отражение в избранной профессиональной деятельности, где в процессе социализации каждый человек сталкивается с осознанием своего места в жизни, которое определяется тем, насколько личность относиться к себе, принимает и понимает свои действия, положительно или негативно оценивает собственные успехи. Следовательно, изучение структуры самоотношения, ее развития представляет большой интерес, так как помогает приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Цель работы: изучить влияние статусного положения студента в группе на формирование уровня его самоотношения.
В данной работе нами решались следующие задачи:
- Проанализировать литературные источники по данной проблеме.
- На основе анализа источников построить схему исследования межличностных отношений и самооценки студентов младшего студенческого возраста.
- Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
- Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.
- Ознакомить работников учреждения с полученными результатами, а также дать необходимые рекомендации.
Цель: изучить влияние статусного положения студента в группе сверстников на уровень самоотношения.
Предмет: личность студента.
Объект: студенты.
Гипотеза: студенты с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем студенты, имеющие более высокий статус.
Для изучения уровня самоотношения каждого респондента группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна).
Для проведения диагностики межличностных отношений в группе студентов была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия).
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи статусно-ролевой позиции в группе и самоотношения у студентов
1.1 Психологические особенности студенческого возраста
Современная «молодежь живет в глобальном мире, где ключевую роль играют компьтерно-информационные технологии»; находится под влиянием «массовой потребительской культуры западного (прежде всего, американского образца); их «установки и ориентиры социального развития формируются стихийно, под воздействием Интернета, спутникового телевидения, кинематографа и т.д.», что способствует «утечке мозгов» за рубеж, ведет к разочарованию молодежи нынешним социальным порядком в России». Также «эпоха становления глобального информационного общества» характеризуется усилением «разрыва поколений», так как «старшее поколение уже не обладает необходимым социальным опытом, теряя социальные ориентиры, авторитет и, соответственно, способность к передаче эффективного социального опыта» 37, с.188.
В обычном же словоупотреблении «студенты» — это множественное число от «студента», т. е. учащийся высшего учебного заведения (университета, института, консерватории), как определяется слово в словаре С. И. Ожегова и многих других толковых словарях русского языка. Происхождение слова от латинского studens, studentis отмечено в словарях, но при этом с разным переводом («усердно работающий, занимающийся» — в 4- томном словаре под редакцией А. П. Евгеньевой (Словарь русского языка, 1988: 294); «учащийся» — в словаре Д. Н. Ушакова (Толковый словарь … , 1940: 570); и т. д.). Можно и уточнить этимологию слова по словарю М. Фасмера: латинское studens (родительный падеж studentis) «старающийся», причастие от studere «усердно работать», из праиндоевропейcкого *steu- «толкать, бить». Небезынтересно и то, что «студент» как слово впервые в русских книгах появляется в Духовном регламенте 1721 г. (Фасмер, 1987: 787).
Во времена В. И. Даля бытовало выражение «сморгонский студент», как называли кое-где медведя (в словаре Даля дано уточнение: «в Сморгонах и Сергаче обучают медведей и торгуют ими, хотя около Сергача уже давно нет медведей» — Даль, 2007: 191). Занимательность этого обстоятельства сама по себе выразительна, но отметим здесь, что еще в XIX в. четкой привязки слова к определенной группе молодежи еще нет, поскольку нет еще отделения молодежи от семьи в какую-то автономную общность и нет такого числа студентов, обучающихся в университетах или подобных институциях, чтобы в общенародном языке сложился их всеми принятый маркер.
Еще более интересна народная этимология слова «студент», превратившая его в «скуде́ нт» под влиянием хорошо воспринимаемого русским ухом слова «ску́дный». Но эти походы в прошлое неизвестны современному студенту, его не интересует, пришло ли это слово в русский язык как заимствование через польское слово “student” или немецкое “Student” (Фасмер, 1987: 787). Оно в XX в. прижилось в русском языке как свое и уже давно не требует перевода или каких-либо разъяснений. «Студенчество» чаще выступает как собирательное существительное, которое обозначает совокупность единичных предметов (в том числе и совокупности людей), если их надо представить в виде неделимого целого. В грамматическом смысле это особые слова: у них нет множественного числа (они относятся к Singularia tantum — словам, которые употребляются только в единственном числе), к ним нельзя приставить количественные числительные, они все неодушевленные, даже если объединяют одушевленные существа, и т. д. Именно с учетом этого небезынтересно, что в живом обыденном языке «студенты» нередко означают то же, что и «студенчество».
Иначе говоря, обычный носитель языка не придает значение тому, что по крайней мере с XVIII в. студенты претерпели большие изменения и стали чем-то другим. При создании Московского университета в 1755 г. было всего 30 «казеннокоштных студентов» (Летопись Московского университета …, 1979: 19), а сейчас стало 40 тыс.; в 2020 г. планируется это число увеличить до 70 тыс. (Программа развития ..., 2012: Электронный ресурс). Для внешнего взгляда и то и другое — это студенчество, т. е. собрание людей с особыми признаками образования и образа жизни, которые их отличают от других групп людей.
Когда в профессиональной среде студенчество понимается как социальная (социально-демографическая) группа, то это требует конкретизации, чего обычно не делается. Смысл собирательных существительных живого языка здесь утрачивается, но многие вопросы остаются не проясненными. Показательно, что и в профессиональной терминологии тоже есть различия между понятиями «студенты» и «студенчество» там, где они не выступают как полные синонимы и их смена нужна только в чисто редакторских целях. Согласно Словарю согласованных терминов и определений, в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств, «студент — это лицо, которое в установленном порядке зачислено в высшее или среднее профессиональное (специальное) учебное заведение для обучения по основной образовательной программе» (Словарь ..., 2012: 196).
На передний план, как видим, выдвигаются юридические признаки понятия, а оно само строится как обязательный набор качеств, которым должны соответствовать и физические лица, и лица юридические, чтобы обучающийся в последних контингент мог быть правомерно отнесен к студентам. В праве обобщения типа «молодежь», «учительство», «студенчество» не используются там, где надо определить права и обязанности физических лиц, их ответственность за неправомерные деяния и т. д., собирательные существительные не позволяют разрабатывать
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского Университета, 2004. – 195с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб, 2005. – 339 с.
3. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком//Вопросы психологии, 2005. – №3. – 135-140с.
4. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. //Вопросы психологии, 2006. – №4. – 74-82с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 340 с.
6. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства.//Вопросы психологии, 2006.- №1. 87-95с.
7. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование. //Вопросы психологии, 2006. – №3. 64-69с.
8. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины. – Ростов-на-Дону, 2006. – 246 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2005. – 352с.
10. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. – М.: Просвещение, 2003. – 274с.
11. Кле М. Психология студента: психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 2004. – 415 с.
12. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 2004. – 276 с.
13. Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб, 2006. – 139 с.
14. Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы. – СПб, 2004. – 202с.
15. Колесов Д.В.; Сальверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. – М, 2007. – 222с.
16. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 2007. – 212с.
17. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 147с.
18. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2007.- 117с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 214с.
20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2005. -508с.
21. Фельдштейн Д.И. Психология современного студента М.: Педагогика, 2004. – 114с.
22. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного студента. М.: «Вопросы психологии», 2005. – 32с.