Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена преобразованиями в обществе: динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умение взаимодействовать с миром. Все это предъявляет подросткам особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах. Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем.
Проблема выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике и психологии. Проблема лидерства вызывает необходимость ее разностороннего рассмотрения: с позиций философии, социологии, общей и возрастной педагогики и психологии, культурологии и других наук, изучающих человека. Лидерство рассматривается как социальное явление с позиции групповой жизнедеятельности, при этом недостаточно изучена роль механизмов индивидуального поведения и формы самоценной активности личности.
Целями реализации ФГОС СОО являются: – становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению; – достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста.
Вопрос о реализации активности личности поднимался в работах зарубежных ученых: Г. Айзенка, А. Менегетти, Г. Оллпорта, Р. Кеттела и др.; и отечественных ученых: Л.И. Анцыферовой, Л.И. Божович, В.В. Давыдова Н.Ф. Добрынина, Б.Ф. Ломова Л.М. Митиной, А.В. Петровского, В.Л. Хайкина и др. Интерес к лидерству у российских ученых появился в 20-е годы, но в их исследованиях нет термина «лидерство». Вместо него исследователи Е.А. Аркин и Д.Б. Эльконин, чаще всего оперировали термином «вожачество». Поэтому в советской педагогической науке данный термин звучал несколько иначе и в его содержание вкладывался другой смысл.
Теории и практике выявления лидеров посвящены работы таких специалистов в области психологии и педагогики, как: А.В. Петровский, Н.С. Жеребова, Г.М. Андреева, Л.И. Уманский и др. Стили лидерства раскрыты в трудах И.П. Волкова, А. Л. Журавлева, Б.Д. Парыгина, В.Ф. Рубахина и др. Вопросами соотношения лидерства и руководства занимались такие авторы как: И.П. Волков, Б.Д. Парыгин и др.
Объект исследования – процесс формирования лидерских качеств подростков. Предмет исследования – процесс формирования лидерских качеств подростков средствами внеурочной деятельности.
Цель исследования – обобщить опыт российских педагогов по формированию лидерских качеств подростков средствами внеурочной деятельности. Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику подростков;
2) перечислить лидерские качества личности;
3) раскрыть понятие и содержание внеурочной деятельности;
4) осмыслить опыт российских педагогов, использующих потенциал внеурочной деятельности в формировании лидерских качеств подростков.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков
Подростковый возраст является определенным жизненным этапом, нижняя граница которого приходится на 11 – 12 лет. По разным оценкам, верхнюю границу относят 15-ти (такого взгляда придерживаются в педагогике) – 17-ти годам (это позиция психологической науки). В психолого-педагогической литературе данный период получил название переходного. Как отмечает И.С. Кон, переломная стадия «прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации» [15, с. 232]. Окружающая среда в целом – семья, школа, другие социальные институты – приобщает «индивида к участию в общественной жизни, учит пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей [16, с. 150].
По мнению И.П. Подласого, именно биологическая перестройка организма оказывает влияние на поведение подростков: «они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы» [21, с. 74]. Развитие организма с учетом соответствия половой принадлежности «вносит серьезные изменения в жизнедеятельность» подростков и «вызывает новые переживания» [21, с. 74]. Более четкому осознанию происходящего способствует то, что нервная система становится совершеннее. В этом возрасте объем мозга начинает приближаться взрослому, что дает возможность лучше контролировать свои импульсы.
Однако, уточняет И.П. Подласый, говорить о настоящих успехах в области саморегуляции преждевременно: «процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость» [21, с. 75]. Зато более четким становится восприятие: если на этапе младшего школьного возраста оно отличалось фрагментарностью, то теперь более целенаправленно, организованно и планомерно. Правда, говорить обо всех подростках достаточно сложно, ведь у одних восприятие «отличается тонкостью и глубиной», а у других «поражает своей поверхностностью» [21, с. 75].
Внимание подростков во многом избирательно: если попавший в их поле зрения объект оказался чем-то интересным, то «они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении» [21 с. 75]. Если же информация неинтересная, то подростки с трудом удерживают внимание в заданных границах. Непроизвольность переключения внимания объясняется все той же возбудимостью. В подростковом возрасте, продолжает И.П. Подласый, плохо устанавливаются ассоциативные связи между жизненными явлениями и учебным материалом. Тем более, что становится более критичным характер мышления.
Если для младшего школьника педагог считался непререкаемым авторитетом, то для учащихся среднего звена уже нет: «он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям» [21, с. 75]. Серьезную остроту, болезненность в этом возрасте приобретает любая фраза, даже если взрослые не имели в виду ничего плохо. Пристальное внимание к сказанному объясняется не только повышенной ранимостью, но и увеличением словарного запаса подростков. Российский ученый, филолог Л.Г. Самотик приводит следующую статистку: «Словарный запас ученика среднего школьного возраста – от 15 до 45 тысяч» [23, с. 352]
Но это усредненные данные, потому что все сугубо индивидуально: «Словарный запас зависит от ряда причин: возраста, образования, социальной среды и др., он связан с уровнем общего развития человека» [23, с. 350]. В методических пособиях, диссертациях, монографиях, публикациях в психолого-педагогических изданиях нередко подчеркивается, что весь подростковый возраст является кризисным, с точки зрения социального развития. Так, например, в монографии Л.Ф. Анн [5] указано, что кризис проходит в несколько стадий: на первой, именуемой негативной, происходит распад сформировавших ранее структур – стереотипов, привычек и проч.
Он приходится приблизительно на 11 лет. На второй, называемой кульминационной стадии, завершающейся в 13 лет, кризис достигает своего высшего развития. Третья, очерченная границами от 13-летнего до 15-летнего возраста, получила названием посткритической. Каждый из этапов является благоприятным для развития многих сторон личности подростка. Так, возраст 11 - 12 лет становится благодатным периодом для познавательной активности. Для развития рефлексии наиболее приемлем возраст 13 - 14 лет. В 15 лет целесообразнее всего начать разговоры о выборе профессионального пути [5].
По наблюдениям Л.Ф. Анн, «у тех школьников, которые в 12 - 14-летнем возрасте были ориентированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском возрасте часто возникают проблемы во взаимоотношениях. Неврозы, нарушения поведения, склонность к правонарушениям также наиболее часто встречаются у тех, чьи взаимоотношения с ровесниками в детском и подростковом возрасте были проблемными» [5, с. 12]. Здесь имеется в виду ограниченность социальных контактов и отсутствие опыта осуществлять диалог с ровесниками. В многочисленных источниках, посвященных характеристике поведения подростков, отмечается, что этот период развития является наиболее сложным и для родителей, и для педагогов.
К примеру, в исследовании Н.В. Пановой обращено внимание на то, что на данной стадии развитие личности осуществляется в условиях сильнейших противоречий. Например, «пресловутая подростковая неуправляемость сочетается с удивительной гибкостью, пластичностью, готовностью к переменам и открытостью для сотрудничества» [20, с. 90]. В зависимости от той социальной среды, в которой будет находиться подросток, его развитие может продолжиться по разным сценариям – позитивному и негативному: «Этот возраст чрезвычайно чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Принят. Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. № 1897.
3) Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
4) Алиева Л.В. Внеурочная деятельность школы – инновационный блок основного образования и общественного воспитания учащихся // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: матер. науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – с. 14-23.
5) Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2015. – 271 с.
6) Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность: создание условий для самоопределения обучающихся // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: матер. науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – с. 33-40.
7) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Книга по Требованию, 2018. – 464 с.
8) Бородина В.В. Внеурочная деятельность как пространство формирования лидерских качеств у старшеклассников // Инновационная наука. – 2015. Т. 1. № 1-2. – с. 188-192.
9) Валеева О.С. Обеспечения индивидуального подхода в рамках внеурочной деятельности // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: матер. науч.-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – с. 60-63.
10) Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. – 176 с.
11) Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
12) Ильин В.А. Психология лидерства: учеб. для студ. вузов. – М.: Юрайт, 2018. – 562 с.
13) Колоскова И.А. Современные подходы к теории лидерства // Вестник Российской международной академии. – 2015. №3. – с. 50-57.
14) Комарова Е.В. Лидерство: учеб. пособ. для студ. вузов. – Днепропетровск: ДГФА, 2014. – 286 с.
15) Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Книга по требованию, 2010. – 256 с. Это первая из указанных книг
16) Кон И.С. Ребенок и общество: учебное пособие. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
17) Кучер К.Е. Технология развития лидерского потенциала // Менеджер образования. – 2011. № 4. – с. 12-18.
18) Ларин С.В. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор преодоления типологических предпосылок девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник спортивной науки. – 2010. № 6. – с. 55-58.
19) Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии. – 2017. № 4. – с. 117-124.
20) Панова Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков // Интеграция образования. – 2011. № 2. – с. 88-92.
21) Подласый И.П. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 576 с.
22) Потапенко Е.Ю. Реализация педагогических условий развития организаторских способностей у подростков во внеурочной деятельности // Педагогические и психологические науки. – Казань, 2017. – с. 88-96.
23) Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012. – 510 с.
24) Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Высшее образование, 2010. – 206 с.
25) Сейдниязова Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. № 6(16). – с. 123-126.
26) Сорокина К.А. Чирлидинг как средство мотивации к занятиям физической культурой учащихся старших классов // Современные научные исследования и разработки. – 2018. Т. 1. № 11 (28). – с. 676-678.
27) Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2014. – 281 с.
28) Фетисова Н.А. Развитие творческого мышления у подростков во внеурочной деятельности в основной общеобразовательной школе // Инновационные тенденции развития системы образования: сб. матер. научно-практической конференции. – Чебоксары, 2017. – с. 161-165.
29) Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Наука, 2014. – 168 с.
30) Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2012. – 430 с.
31) Хроменкова K.M. Культурно-творческое пространство общественного объединения «Школа аниматоров» как средство развития лидерских качеств личности подростков // Непрерывное профессиональное художественное образование в условиях диалога культур: материалы науч.-практ. конф. –Астрахань, 2015. – с. 322-327.