Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Своевременное овладение правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью становится полноценным участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной связной речи, при полноценном формировании всех сторон речи (импрессивной, экспрессивной) [1].
При помощи речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И, наоборот, при несвязной речи ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Для формирования полноценной речи важно, чтобы речь ребенка была связной, и он обладал достаточным словарным запасом, понимал значение слов, обозначающих предметы, действия, те или иные явления, умел понимать смысл и содержание обращенной к нему речи, предложений, высказываний. Для того чтобы быть понятым собеседником, ребенок должен сам уметь правильно применять слова для обозначения того, что он хочет сказать, должен уметь правильно строить сове высказывание, составлять предложение, текст, которые будут понятны собеседнику [3].
Проблема исследования. В настоящее время, ряд исследований показывает, что у детей наблюдаются различные речевые патологии. Даже детям, которые не нуждаются в специальной коррекционной работе, характерно неумение точно подбирать слова для выражения собственных мыслей, суждений, неумение правильно строить предложения, высказывания. Особенно ярко эта проблема выражена у детей, страдающих ОНР I и II уровней. Нарушения речи негативно отражаются на познавательной, коммуникативной функции, в дальнейшем вызывает неготовность ребенка к обучению в школе, становится причиной школьной успеваемости, дезадаптации, психологических расстройств. Поэтому актуальным остается поиск новых и эффективных средств логопедического воздействия на организм ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования: способы и методы логопедического воздействия на ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: артикуляционная гимнастика как средство логопедического воздействия на ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что применение артикуляционной гимнастики при работе с детьми дошкольного возраста, будет способствовать полноценному развитию речи и коррекции имеющихся речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – оценить эффективность артикуляционной гимнастики как средства логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности психического и речевого развития детей дошкольного возраста;
2. Охарактеризовать особенности детей с речевыми нарушениями (ОНР);
3. Охарактеризовать артикуляционную гимнастику как средство логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста;
4. Оценить эффективность применения артикуляционной гимнастики при работе с детьми дошкольного возраста.
Методологические (теоретические) основы исследования. В основе работы лежит анализ научных публикаций в области психологии дошкольного возраста, логопедии, дефектологии. В практической части представлены основные средства артикуляционной гимнастики, а также результаты апробации предложенных средств (эмпирическое исследование, в котором приняло участие 24 ребенка дошкольного возраста). Применялась методика «Беседа и лепка»).
Методы исследования: теоретические, такие как анализ литературных источников, научных публикаций, обобщение, систематизация, классификация полученных данных; практические - логопедическое и психологическое обследование, наблюдение, математико-статистические методы.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий для студентов, обучающихся по направлению «Логопедия», «Дефектология», «Дошкольное воспитание». Результаты пополнят теоретическую базу знаний, касающихся особенностей развития речи, психики детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и при ОНР.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы педагогами-психологами, воспитателями, логопедами, дефектологами и родителями для развития речи детей дошкольного возраста, для коррекции речевых нарушений при ОНР. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и совершенствования учебно-методических – комплексов, планирования занятий, составления учебных программ и требований, разработки коррекционных программ. Также результаты могут быть использованы в качестве учебного материала для студентов педагогических и дефектологических учебных заведений. Результаты могут быть полезны для практикующих специалистов, обучающих детей коммуникативному навыку, связной речи, родному языку, занимающихся коррекционной работой, развитием речи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей развития детей в норме и при речевых нарушениях
1.1. Особенности детей с нормой речевого развития
Дошкольный возраст – период жизни ребенка, 2-6 лет. На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни.
В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции. Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. С возрастом эмоциональность и впечатлительность изменяются [2].
При дальнейшем развитии внимания и тех изменениях, которые происходят в дошкольном возрасте, происходит ряд изменений в психике ребенка. Неизменным при этом остается непроизвольное внимание, которое достаточно интенсивно развито в дошкольном возрасте. Для дошкольников характерной чертой является невозможность длительно сосредоточиться на одном предмете или действии. Эта черта не уходит даже в старшем дошкольном возрасте. Детям в таком возрасте трудно и практически невозможно сосредоточиться на однообразной и неинтересной работе. Также интересен тот факт, что в процессе интересной игры внимание ребенка очень сосредоточено, и он непроизвольно способен запомнить большие объемы информации. Результатом соотношения между произвольной и непроизвольной формой внимания является воображение, которое также хорошо развито у дошкольников. Большой скачек в развитии воображения играет игра, которая является формой развития восприятия.
Важным этапом является формирование эмоционального сопереживания, отзывчивости. Также знакомство ребенка с окружающей действительностью происходит посредством продуктивных видов деятельности, таких, как рисование, конструирование, лепка. В ходе таких видов деятельности развивается восприятие, мышление, воображение [15].
Ребенок в дошкольном возрасте в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир. Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку.
Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в дошкольном возрасте. Развитие представления формирует мышление ребенка [16].
Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка. Речь является одним из средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой.