Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблемы личностного и интеллектуального развития детей являются факторов для активизации комплексного практического и теоретического изучения особенностей развития и обучения, особенностей формирования речи. Основным, определяющим развитие в младшем школьном возрасте, фактором является понятие о феномене речи и его сущности, общих закономерностях и механизмах его формирования. Развитие связной речи в воспитании и обучении детей является одним из основных компонентов.
Актуальность проблемы развития связной речи объясняется тем, что в любой форме жизнедеятельности людей и их поведения в целом неотъемлемым компонентом является речь. У детей специфика нарушений речи, а также их коррекция определяются особенностями психического развития и высшей нервной деятельности. Речь в младшем школьном возрасте, как показывают наблюдения (Л.Г. Парамонова, В.Г. Петрова, С.Н. Шаховская, Л.С. Волкова), отличается качественным своеобразием. В предложения встречаются нарушения связи слов, недоразвитие эмоциональной стороны, фрагментарность, сжатость изложения и высказываний. Незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушение словесной регуляции поведения, качественное своеобразие речи и ее замедленное развитие, поверхность и конкретность мышления отмечают у детей с общим речевым недоразвитием.
В разработку и исследование данной проблемы огромный вклад внесли С.А. Черняева, О.В. Защиринская, Д.Ю. Соколов, Г.Г. Чебанян, М.А. Поваляева, Т. Сергеева, Н. Погосова, Т.М. Грабенко, А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие.
Но при этом непосредственно связанные с проблемами развития и формирования у младших школьников коррекционных школ вопросы недостаточно разработаны на сегодняшний день. И в теоретическом, и в практическом плане является в настоящее время актуальной проблема коррекции и развития связной речи.
Цель курсовой работы – рассмотреть формирование связной речи младших школьников с общим речевым недоразвитием.
Задачи:
- изучить понятие связной речи детей в онтогенезе.
-рассмотреть характеристику младших школьников с общим недоразвитием речи.
-выявление уровня сфомированности связной речи у младших школьников с общим речевым недоразвитием .
-анализ результатов изучения состояния связной речи у младших школьников с общим речевым недоразвитием .
- методики коррекционной работы над развитием речи младшего школьника с общим речевым недоразвитием.
Объектом исследования особенности формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются методические рекомендации по формированию связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования. Соответственно задачам, и цели работы во время данного исследования использовались формирующий эксперимент, метод наблюдения, анализ литературных источников (теоретические методы).
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей с общим речевым недоразвитием
1.1. Характеристика связной речи детей в онтогенезе
На развитие всех функций психики оказывает влияние связная речь, поскольку она является средством общения. Определенный уровень сформированности психических функций является необходимым условием и предпосылкой школьного обучения. Связная речь влияет на социализацию школьника, так как с ее помощью обеспечивается произвольно-контекстное общение со сверстниками и взрослыми.
Анализ литературных источников показывает, что понятие «связная речь» относится и к монологической, и к диалогической формам речи.
В.П. Глухов, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия считают, что диалог (диалогическая речь) являются по происхождению первичной формой. Возникает такая речь при общении двух и более собеседников. В основном в ее составе присутствуют реплики. Диалогическая речь имеет следующие отличительные черты[6]:
- ситуативность;
- эмоциональный контакт собеседников, их воздействие тембром голоса, интонацией, жестами и мимикой друг на друга.
Монолог, или монологическая речь, по сравнению с диалогом, является связной речью одного человека. Коммуникативная цель монологической речи – сообщение о каких-либо явлениях, фактах реальной действительности.
Монолог, в отличие от диалога, является длительной формой воздействия. Впервые выделил его Л.П. Якубинский[22]. Автор в качестве дифференциальных признаков монологической речи приводит построенность, связанность речевого ряда, обусловленные длительность говорения; не рассчитанный на получение от партнера немедленной реплики односторонний характер высказывания; наличие предварительного обдумывания, заданности.
К признакам, которые выделил Л.П. Якубинский, обращались все последующие исследователи монологической связной речи. Они акцентировали внимание или на психологических, или на лингвистических характеристиках монолога[22, с 102].
Монологическую речь Л.С. Выготский характеризует как высшую речевую форму, которая развивалась исторически позднее, чем диалогическая речь. Л.С. Выготский усматривает специфику и письменного, и устного монолога в особой композиционной сложности, структурной организации, а также необходимости максимально мобилизовать слова [5, с 47].
Развивая имеющиеся знания о связной речи, С.Л. Рубинштейн отмечает, что в первую очередь она строиться на умении с помощью связного речевого построения раскрыть мысль. Он объясняет сложность монологической речи тем, что необходимо передать в речевом плане предназначенное и понятное постороннему слушателю более или менее обширное целое речи [15, с 19].
В контекстной речи С.Л. Рубинштейн четко выделяет два плана, связанных друг с другом: речевой и мыслительный. Это позволяет анализировать связную речь как совершенно особый вид речемыслительной деятельности. При рассмотрении генезиса связной речи автор отмечает, что в процессе живого общения спонтанно сформироваться она не может. От «господства» ситуативной диалогической речи ребенок переходит к контексту постепенно.
Для развития теоретических знаний о связной речи исключительно плодотворной оказалась высказанная Н.И. Жинкиным мысль о правилах смысловой внутренней организации текста, которая должна отражать ход мысли. Для логопедов особый интерес представляет выделение в содержательной стороне текста двух элементов – системы предметных обозначений и системы предикатов[8, с 90].
Определенную иерархию представляют обе системы, так как в рассказе необходимо не только выделить определенные элементы, но и собрать их в единое речевое сообщение.
Различными способами может быть в рассказе осуществлено соединение предметных и предикативных элементов. Особый вид синтеза ведает этим. Это упреждающий, или планирующий синтез. Человек, в зависимости от того, какую цель имеет коммуникация, предметные обозначения противопоставляет в одних случаях, присоединяет друг к другу – в других, устанавливает причинно-следственные связи между ними – в-третьих. Установление иерархии предикатов в тексте обуславливается тем, что функциональную нагрузку они имеют разную. Часть из них является главными, и передают основную мысль. Вторые являются дополнительными, передающими второстепенные мысли. Дополнительными ко вторым являются третьи.
Партнеру полностью понятным речевое высказывание будет только в том случае, если смысловая программа его будет включать в себя предикации (мысли) разного порядка. Основную идею сообщения, из-за которой был создан текст в целом, передают предикации первого порядка. Основное содержание передают предикации второго порядка. Являясь дополнением ко вторым, предикаты третьего порядка конкретизируют и уточняют их, способствуя созданию развернутого и полного содержания. Различное лингвистическое оформление подчеркивает у предикаций различное функциональное назначение.
К основным свойствам монолога, или монологической речи А.А. Леонтьев [13], А.Р. Лурия [14] относят непрерывный и односторонний характер высказывания, логическую последовательность изложения, развернутость, обусловленность ориентацией на слушателя содержания, ограниченной употребление для передачи информации невербальных средств. В этой форме речи особенностью является то, что, как правило,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ,2015. - 319с.
2. Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - С-Пб, Детство-Пресс, 2016. - С. 29-37.
3. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР/ /Логопед в детском саду. 2017. №3. С.5-19.
4. Борякова, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя (на примере словообразования и словоизменения глаголов) [Текст] / Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. // Логопедия сегодня. - 2013. - №2 (24). – 48-53 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 2009. - 352 с.
6. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ , 2007. – 318 с.
7. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 96 с.
8. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 2012. - 157 с.
9. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - М.: Просвещение, 2015. - 197с.
10. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 432 с.
11. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 280 с.
12. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 2007. – 173 с.
13. Леонтьев, A.A. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. Вопросы порождения речи и обучения языку. [Текст] / Леонтьев A.A. - М.: Наука, 2007.-С. 6-16.
14. Лурия А.Р. Язык и сознание. // Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 2011. – 416с.
15. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
16. Серебренникова, С. Психолого-педагогическая коррекция компонентов коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / С. Серебренникова, М. Рууз // Дошкольное воспитание. - 2016. - №1. - С. 91-97.
17. Смирнова, И. А. Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников [Текст] / И. А. Смирнова // Дошкольная педагогика. - 2016. - №5. - С. 16-18.
18. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду. // Филичева Т.Б. М.: Просвещение, 2016. - 42 с.
19. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 2016. - 108 с.
20. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи -М., Айрис-пресс, 2016, -64 с.
21. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. [Текст] / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2009.-380с.
22. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 2006. – 280с.