Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы нашего исследования обусловлена усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием права лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное сосуществование с остальными членами социума и необходимостью индивидуального подхода в обучении не только к детям с ограниченными возможностями здоровья, но и к их нормально развивающимся сверстникам.
Поиск решения этой задачи привел к выработке единой стратегии развития образования, в основе которой лежит гуманистическая концепция, базирующаяся на безоговорочном признании человека как высшей ценности.
В рамках данной концепции образование признается одной из важнейших жизненных ценностей, предпочтение отдается современным образовательным здоровьесберегающим технологиям, приоритетными становятся потребности и интересы развивающейся личности, которые удовлетворяются через личностно ориентированную технологию обучения и воспитания.
Одной из таких технологий является инклюзивное образование, которое в настоящее время внедряется в образовательные организации нашей страны. Особенности инклюзивного образования охарактеризованы в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОC)) дошкольного образования и в основных образовательных программах дошкольного образования, в которых специально выделен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика».
Приоритеты государственной политики РФ в области образования предполагают обязательное обеспечение возможности реализации адаптированных образовательных программ в условиях инклюзивного образования на каждом из его уровней.
Закон трактует инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Целью данной работы является представление сущности индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Объект исследования – процесс инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – проектирование индивидуального маршрута детей с ОВЗ в инклюзивном образовании в ДОУ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Сущность проектирования в инклюзивном образовании
Термин «инклюзивное обучение/воспитание/образование» (inclusion) был предложен ЮНЕСКО для того, чтобы подчеркнуть необходимость специальных усилий, которые должны быть сделаны общественностью для того, чтобы любой ребенок с особенностями развития был действительно включен в систему образования и имел равные возможности с другими.
Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья возникают из-за тех нарушений, которые имеются в их личностном развитии.
Главная проблема таких детей, по мнению Н.И. Буковцевой, заключается «в нарушении процесса социализации из-за ограничений их связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, общения с природой, недоступности приобщения к культурным ценностям, а иногда и элементарного образования» . Эти проблемы являются следствием нарушенного физического и психического здоровья ребенка.
Еще одна важная проблема детей с особыми возможностями здоровья – это неравенство возможностей. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, однако, как указывает Л.М. Шипицына, «обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей» . На современном этапе специальные школы и интернаты, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает «навешивание социального ярлыка». Общество, воодушевленное идеями о безбарьерном мире для инвалидов, об интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные учреждения, выступает за сокращение числа специальных школ и перевод значительного числа детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду.
Проблема образования детей с ограниченными возможностями на которую указывают Е.А. Екжанова и Е.В. Резникова, состоит и в том, что таким детям нужна постоянная «целенаправленная педагогическая поддержка для раскрытия их реабилитационного потенциала в различных видах и формах деятельности. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путем проведения индивидуальной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки окружающих (детей, взрослых) к принятию этой категории детей» .
В педагогике и психологии «дети с особыми возможностями здоровья» – это «дети, имеющие функциональные нарушения и ограничения и из-за этого не способные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития».
В работе А.И. Пайгусова отмечено, что различают следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть с нарушениями в развитии:
1. Дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
3. Дети с нарушениями речи.
4. Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые).
5. Дети с задержкой психического развития.
6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
8. Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений) .
Рассмотрим, какова специфика включения детей с особыми потребностями в образовательный процесс массовой школы и те проблемы, которые при этом возникают.
По мнению А.И. Пайгусова, интеграция и инклюзия «проблемных» детей в общеобразовательные организации – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
Планирование образовательного процесса в дошкольной организации – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
В деятельность по проектированию привлекаются все специалисты ДОО: инструктор по физической культуре, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, воспитатели в качестве активных участников построения образовательного процесса.
На правах партнеров они привносят в проект предложения содержательного и организационного характера. Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми.
План работы составляется в удобной для педагогов форме и утверждается локальным актом дошкольной образовательной организации. Условия, которые необходимо соблюдать при планировании образовательного процесса:
определение цели и задачи планирования на определенный период работы, сопоставление их с основной образовательной программой дошкольной организации, по которой осуществляется образовательный процесс;
выделение приоритетных направлений образовательного процесса в ДОО, учитывая возрастной состав группы детей;
умение четко представить результаты работы, полученные в конце планируемого периода;
выбор оптимальных путей, средств, методов, способствующих получению результатов в соответствие с поставленными целями, а значит достижение планируемого результата.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2006.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенствование, 2000.
3. В ЕГУ им. И.А. Бунина состоялся круглый стол, посвященный вопросам инклюзивного образования (24.11.2015) URL: http://vesti-lipetsk.ru/v-eleckom-gosuniversitete-im-buninasostoyalsya-kruglyj-stol-posvyashhennyj-voprosam-inklyuzivnogo-obrazovaniya/ (
4. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-синтез, 2011.
5. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: дис. … докт. пед. наук. СПб., 1999.
6. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. М., 1995. С. 58–64.
7. Галацкова И. А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2010.
8. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб., 1995.
9. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб.: Питер, 2001. С. 9–14.
10. Лукьянова М.И. Вариативный образовательный маршрут // Учитель. 2007. № 1. С. 9–11.
11. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения // Дефектология. 2008. № 2. С. 86–95.
12. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства: учебное пособие. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
13. Остренко М. Г. Моделирование и реализация индивидуальных маршрутов учащихся в образовательном процессе школы: дис. ... канд. пед. наук. Псков, 2004.
14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_171774/
15. Постановление от 08.06.2017 г. № 274-пс «О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2016 г. (г. Липецк)» URL: http://www.oblsovet.ru/legislation/decision/15496/
16. Савинова Н.А. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на основе образовательных потребностей // Человек и образование. 2015. № 4(45). С. 153– 157. Собрание для родителей, воспитывающих детей-инвалидов. URL: https://elets-adm.ru/news/7379
17. Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. Нижний Новгород, 2011.
18. Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностноориентированного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2002.
19. Тимофеева Ю.Ф. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии: дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2000
20. Тряпицына А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2008.
21. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003
22. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974
23. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. СПб.: Речь, 2005.