Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования профессионального самоопределения обучающихся, как процесса выбора личностью профессии и самореализации в ней, обусловлена практическим запросом, который сформировался в условиях перемен, происходящих в последние годы в России. Он тесно связан с переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других современных профессий. Большинство людей вынуждены менять профессии, переходить из одних профессиональных сфер в другие. По утверждению А.Е. Голомшток, отсутствие подготовки кадров по востребованным профессиям объясняется, «невысокой престижностью необходимых профессий для промышленного региона (машиниста, электрика, газосварщика, токаря и др.), и отсутствием системной и планомерной работы в школе и в семье по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, вследствие чего выпускники школ, гимназий и лицеев затрудняются с выбором будущей профессии» [6, с. 78].
Предпрофильная подготовка направлена на то, чтобы сформировать у обучающихся: умения оценивать способности к различным видам деятельности и осуществлять выбор профиля, а также высокий уровень ответственности и мотивации обучения на выбранном профиле.
Сопровождение профессионального самоопределения учащихся, как отмечает М.В. Ососова, это «особая форма психолого-педагогической практики, предполагающей соучастие взрослого в индивидуальном развитии ребенка за счет отслеживания (диагностики) процесса активизации, созревания, роста и формирования необходимых качеств личности и способностей, позволяющих обучающемуся осуществлять выбор профиля, профессии с опорой на собственные ресурсы» [12, с. 63]. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение на этапе предпрофильной подготовки играет определяющую роль в личностном развитии обучающихся, выборе профиля дальнейшего обучения.
Большой вклад в изучение профессионального самоопределения внесли такие ученые, как Е.А. Климов 8, О.М. Разумникова 16,
Е.И. Рогов 18. Обобщили и представили опыт предпрофильной подготовки Г.В. Резапкина 17, Н.С. Пряжников 13; 14 и другие.
В психологии значительными исследованиями в области профессионального самоопределения являются работы зарубежных исследователей (X. Дибберн, А. Маслоу, А. Ро, К. Роджерс, Д. Сьюпер,
Э. Фромм, Д. Фромман, Х. Хекхаузен, Э. Эриксон и др.).
Проблема исследования заключается в отсутствии эффективной системы психолого-педагогического сопровождения на этапе профессионального самоопределения наряду с востребованностью высококвалифицированных специалистах во всех отраслях.
Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
Цель работы: выявить особенности психолого-педагогического сопровождения на этапе предпрофильной подготовки
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические основы исследования профессионального самоопределения личности
- провести экспериментальное изучение профессионального самоопределения старших школьнико;
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение психологического опыта;
- эмпирические - сравнительный анализ;
- психодиагностические - тестирование, анкетирование.
Гипотеза исследования: у учащихся выпускных классов существует потребность социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения на этапе предпрофильной подготовки.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обобщении подходов к проблеме профессионального самоопределения.
Практическая значимость состоит в экспериментальном исследовании особенностей профессионального самоопределения старшеклассников.
1. Теоретические основы исследования профессионального самоопределения личности
1.1. Анализ проблемы профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке
Проблема выбора профессии имеет широкий понятийный обзор, в который входят такие понятия, как «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение», «психологическое сопровождение» и др.
Под профессиональным самоопределением в психологии понимают:
1) выбор профессии, который, как правило, совершаемый в старшем подростковом возрасте во время обучения в школе (А.М. Кухарчук, А.Б. Ценципер, В.Ф. Сафин и др.);
2) как одну из форм самоопределения личности в целом (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, П.А. Шавир и др.).
Следует отметить, что в обыденном сознании очень часто профессиональное самоопределение сводится к понятиям «выбор профессии», «профориентации» и «профконсультирования». Это связано с доминированием в психологии так называемого диагностического подхода в профориентации. Суть этого подхода состоит в том, что профессиональная готовность и пригодность человека определяется до его вступления в профессию путем выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности требованиям профессии.
Несмотря на критику диагностического подхода, его продолжают использовать в практике работы специалисты профориентационных центров. Некоторые психологи в рамках этого подхода разрабатывают новые пути в развитии профориентации и профконсультации (Н.В. Самоукина и др.) 19.
На сегодняшний день в отечественной психолого-педагогической науке самой известной теорией профессионального самоопределения признана концепция Н.С. Пряжникова, которая «основывается на взглядах деятельностного подхода в изучении профессионального самоопределения» [13, с. 234]. Профессиональное самоопределение, по словам Н.С. Пряжникова, – «двусторонний процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле» [13, с. 56]. Объясняя это высказывание его авто, указывает на то, что, «любой человек, формируясь в деятельности, одновременно оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность: преобразует профессиональную среду, делает вклад в развитие самой профессии путем создания новых орудий и способов труда, творческого переосмысления его целей и задач» [13, с. 56].
Изучая компоненты профессионального самоопределения, В.В. Белоусова [2] предложила свою модель соотношения факторов, влияющих на профессиональное самоопределение (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Соотношение факторов, влияющих на профессиональное самоопределение
По В.В. Белоусовой [2], среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на профессиональное самоопределение человека, выделяются социальные факторы, лежащие в основе представления человека о себе самом, о мире профессий, о профессиональном самоопределении и личностные особенности человека. По мысли этого автора, социальные факторы «оказывают наибольшее влияние на формирование всех остальных факторов самоопределения человека в профессиональной сфере» [2, с. 104].
Группы ученых выделяются 2 группы факторов, влияющих на профессиональное самоопределение (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Схема соотношения внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение обучающихся на этапе предпрофильной подготовки
Согласно рисунку 1.2, факторы, влияющих на профессиональное самоопределение, делятся на 2 большие группы.
1) субъективные (внутренние) психологические факторы, к которым исследовали С.И. Вершинин, Н.Н. Захаров, А.Е. Климов, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова относят:
- профессиональные намерения - сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения и деятельности человека;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аркадьев А.А. Справочник по профориентации для учащихся. – Минск: Современная школа, 2008.– 336 с.
2. Белоусова В.В. Профессиональное самоопределение школьников и студентов в сфере информационных технологий// Информатика и образование. – № 3. –2007. – 104-106 с.
3. Битянова, М. Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. – М.: Питер, 2010. – 368 c.
4. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности// Вопросы психологии. – №2. – 2012. – С. 28-40.
5. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. – М.: Академический проект, 2007. – 333 с.
6. Голомшток А.Е. выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профориентации) – М.:Педагогика, 2009. –160с.
7. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб: Питер, 2015. – 224 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Издательство: Академия, 2004. – 304 с.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов–на–Дону: Феникс, 2009. – 213 с.
10. Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом возрасте: Диссертация канд. психол. наук. СПб.: Речь, 2018. – 214 с.
11. Кустобаева Е.К. Встреча с самим собой: школа профессионального самоопределения. Казань, 2015. – 145 с.
12. Ососова М.В. психолого– педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся на этапе предпрофильной подготовки: Дис. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2012. – 23 с.
13. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин–т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2011 – 231 с.
14. Пряжников Н. С., Методы активизации личного и профессионального самоопределения.– М.: Пресс, 2012. – 400 с.
15. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников (Диагностика и развитие проф. зрелости)– М.: Творческий центр, 2015. – 128 с.
16. Разумникова О.М. Взаимодействие тендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии// Вопросы психологии. – № 4. – 2004.– С. 76–83
17. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2015. – 208 с.
18. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2013. – 336 с.
19. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Педагогика, 2012. – 387 с.
20. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014. – 413 с.