Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема воспитания и обучения детей школьного возраста является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
В условиях модернизации системы Российского образования важную роль играет безопасность образовательной среды. Под безопасностью образовательной среды понимаем систему мероприятий, направленных на сохранение нормальных условий жизни и здоровья, как работников учреждения, так и обучающихся. Также подразумеваем сохранение материальных ценностей от возможных угроз: пожаров, аварий, различных чрезвычайных ситуаций.
Безопасная организация образовательного процесса – это комплекс мероприятий, основной целью которых является усовершенствование условий труда, как педагога, так и учащихся для достижения максимальной эффективности и результативности образовательного процесса. В ходе организации работы должна повышаться эффективность как обучающих, так и воспитательных мер. В основе совершенствования труда лежит применение на практике передовых достижений науки и техники [1].
Проблематика исследования. Сегодня важно создать для учащихся безопасную среду, которая будет способствовать полноценному физическому и психическому развитию. Безопасная образовательная среда включает ряд факторов: это и умение находить общий язык с участниками педагогического процесса, что подразумевает комфортный психологический микроклимат в группе, профилактику физического и психического переутомления, стресса, перенапряжения, профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов. Также безопасная образовательная среда подразумевает, что как учащиеся, так и учителя умеют действовать в критических ситуациях, умеют принимать решения, оказывать неотложную помощь. Элементом безопасной образовательной среды является и правильное применение здоровьесберегающих технологий. Безопасная образовательная среда включает множество аспектов: медицинская безопасность, противопожарная безопасность, психологический комфорт, умение действовать в критических ситуациях и принимать решение (при землетрясениях, пожарах, наводнениях, авариях техногенного происхождения, взрывах). Зачастую классному руководителю, создающему безопасную среду, трудно сориентироваться во всем многообразии ситуаций. В связи с этим все большую значимость приобретает разработка конкретных рекомендаций классному руководителю, руководствуясь которыми можно создать безопасную образовательную среду [2].
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что для создания безопасной образовательной среды в образовательном учреждении, классный руководитель должен руководствоваться рекомендациями по созданию безопасной среды.
Цель исследования - разработать рекомендации классному руководителю по созданию безопасной образовательной среды в учебном учреждении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования
2. Рассмотреть основные составляющие безопасной образовательной среды
3. Сформулировать рекомендации по созданию безопасной образовательной среды в учреждении.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы классными руководителями, педагогами для создания безопасной образовательной среды в учебном учреждении.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В современном обществе резко возрастает количество катастроф, чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминального характера. Поэтому проблема обучения учащихся безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций не теряет своей актуальности.
Образовательная среда в учебном учреждении должна способствовать формированию и развитию навыков оценки обстановки и принятия целесообразных решений учащимися. Подразумевает обучение не только поведению, но главное – умению находить решение по предупреждению и ликвидации ЧС. Безопасная образовательная среда подразумевает необходимость формирования личности безопасного типа.
Для формирования личности безопасного типа процесс обучения на уроке строится на реальном материале катастроф (ЧС) природного и техногенного характера, но для выполнения данной задачи недостаточно знаний, получаемых со слов преподавателя, из чтения учебников, книг, необходимо применять и другие методы обучения. Эффективными методами обучения являются нетрадиционные формы организации занятий, практические, исследовательские методы, проектная и творческая работа. Обязательно должна вестись работа на местности, решаться ситуационные задачи, проблемно-поисковые вопросы [3].
Актуальность проблемы состоит в формировании культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся. Целью создания безопасной образовательной среды является формирование принципа – приоритета безопасности при решении любых жизненных задач.
Важную роль играет ФЗ «О безопасности». Основными принципами обеспечения безопасности являются [20]:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Важными составляющими безопасной среды являются и такие факторы, как идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания, защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов, обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека, психофизиологические и эргономические основы безопасности.
Важно уметь выбирать адекватные меры и средства обеспечения безопасности, Условно можно выделить три блока безопасной образовательной среды: Безопасность труда (БТ), Экологическая безопасность (ЭБ) и Безопасность в ЧС (БЧС). Интересно отметить, что 81% (38 направлений подготовки) безопасная среда определяется способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, практически совпадающая с задачами школьного курса основ безопасности жизнедеятельности ОБЖ [21].
Безопасная образовательная среда, направленная на формирование и развитие навыков оценки обстановки, реакции в чрезвычайных ситуациях. Также вырабатываются навыки быстрого и эффективного принятия решений. Для того чтобы человек мог адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, принимать необходимые меры, необходима специальная подготовка. Наличие определенных навыков и знаний позволяет человеку принимать единственно правильные решения, которые впоследствии окажут влияние на здоровье, жизнь человека и окружающих.
Безопасная образовательная среда должна быть направлена на формирование личности безопасного типа. Для достижения цели недостаточно только теоретического материала (знаний, полученных от преподавателя, в процессе изучения учебников и литературных источников). Необходимо обязательно подкреплять все полученные теоретические знания на практике [2].
С целью обеспечения безопасной образовательной среды, рекомендуется:
- проводить тренинги, направленные на снятие переутомления, психо-эмоционального напряжения, на профилактику синдрома эмоционального выгорания у педагогов, повышать уровень физической активности»
- развивать здоровьесберегающие технологии;
- обеспечить пожарную безопасность;
- разработать алгоритм действий при различных видах ЧП и обучить этим алгоритмам, как педагогов, так и учащихся;
- научить педагогов умению оказывать первую доврачебную помощь [3].
Сегодня все более актуальным направлением является необходимость обучения педагогов оказанию первой помощи. Значение умения оказывать первую помощь до прибытия врачебной бригады трудно переоценить. Зачастую именно такая помощь помогает спасти жизнь человеку. Существует множество травм и несчастных случаев, которые требуют немедленной реакции. Если человеку не оказать первую помощь в течение нескольких минут, он может умереть, не дождавшись приезда скорой помощи. К числу таких ситуаций относят, к примеру, остановку сердца, остановку дыхания, которые требуют срочной сердечно-легочной реанимации. При отсутствии сердцебиения и дыхания на оказание первой помощи есть только 3 минуты, после чего происходят необратимые процессы в коре головного мозга, и он начинает отмирать. Тем не менее, как показывает практика, большинство педагогов сегодня не имеют ни практической, ни теоретической подготовки в области оказания первой помощи [4]. Более того, у них отмечается психологическая неготовность к активным действиям в критической ситуации. В связи с этим, педагогов необходимо обучить хотя бы минимуму [5]:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
2. Воробьев О., Кулаков В., Мкртчян Н. Проблемы кадрового обеспечения и экспорт образовательных услуг в Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. – 2004 - № 4..- С.114.
3. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов/П.С. Гуревич.-М.: ЮНИТИСИ-ДАНА, 2015.-320 с.
4. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография [Текст]/Г.А.Игнатьева. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 344 с.
5. История развития начальной школы в России // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам LI студ. междунар. науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2017 —№ 11(50) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf
6. Казакова, Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): автореф. дис. … пед. наук / Е. И. Казакова. – СПб., 1995. – 32 с.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifap.ru
8. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. Версия 02.02.08. Вторая редакция: проект. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lko.metodcenter.edusite.ru
9. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=22&r=17&s=585
10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р [текст].
11. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2017.- № 7.- С. 28.
12. Мардахаев, Л. В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2010. –№6. – С. 7–10.
13. Милованова, Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения / Н. Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. – СПб. : Экспресс, 2013. – 365 с.
14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Концепция модернизации образования до 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emf.sar.ru
15. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mon.gov.r/dok
16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., «Академия», 2000.
17. Профессионально-личностные качества учителя [электронный ресурс].- Режим доступа. - http://www.5rik.ru/better/article-136030.htm
18. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. [Текст] – Екатеринбург: издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.
19. Соловцова, И. А. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Бо-рытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016.— С. 38–39.
20. Федеральный закон «О безопасности» от 29.12 2012 № 273- ФЗ [Электронный ресурс]// RUL: http://www.consultant.ru/
21. Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588