Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность исследования. Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сенситивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.
Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка, которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического восприятия мира, зависящие от сенсомоторного развития дошкольников [1, с.127-131]. Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста уже могут хорошо различать сенсорные эталоны формы. Тем не менее, дети с задержкой психического развития (ЗПР), испытывают ряд трудностей в освоении сенсорных эталонов. Даже в старшем дошкольном возрасте дети с ЗПР все еще не могут в полной мере различаться сенсорные эталоны формы.
Недостаточное сенсомоторное развитие ребенка дошкольного возраста приводит к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня образования. Все это указывает на важность и актуальность рассмотрения вопроса развития представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР [7, c.110-114].
Глава 1. Теоретические основы сенсомоторного развития детей с нормой психического развития и при ЗПР
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о сенсорных эталонах у детей с нормой психического развития
Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста – это восприятие и развитие представлений о сенсорных эталонах, внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников [2, c.121-126].
Сенсомоторное развитие - один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:
4
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и других;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предметная деятельность способствует не только развитию представлений о сенсорных эталонах, сенсомоторики, но и творческих способностей дошкольников.
Включение в работу с детьми предметной деятельности позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными материалами и формами [4, c.163-166].
Сенсорной организацией личности является определенный для человека уровень развития разных систем чувствительности, а также способ их объединения в комплексы. Поэтому сенсорные процессы представляют собой ощущения и восприятие личности. Отметим, что ощущение выступает одним из элементарных психических процессов, с которого берет начало познание человеком всего окружающего мира. От ощущения проистекают другие более сложные психические процессы, в частности, восприятие, память и мышление [5, c.24-26].
Таким образом, ощущение является отражением в сознании человека различных свойств и качеств предметов или явлений, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств.
Ощущения дают возможность человеку воспринимать сигналы и отражать различные признаки предметов внешнего мира и состояния организма. Именно ощущения являются связующим звеном человека с внешним миром и выступают основным источником познания и условием психического развития личности.
1.2. Психологический портрет ребенка с ЗПР
Особую категорию составляют дети, имеющие задержку психического развития (ЗПР). У таких детей отмечается существенное отставание в развитии основных психических функций. В первую очередь у детей с ЗПР страдает сенсомоторное развитие, нарушены представления о различных сенсорных эталонах.
Зрительное восприятие формы, цвета, размера у детей с ЗПР фрагментарно, несовершенно и неосознанно. Неосознанность воспринимаемого является серьезным препятствием для построения отчётливых зрительных образов формы, цвета, размера объекта. Особые трудности возникают с восприятием сенсорных эталонов формы. Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка.
Не выделяя форму, предметов, как существенный признак, ребенок с трудом овладевает действиями с этими предметами, бытовыми и практическими навыками. Но если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. При этом активизация процесса развития восприятия возможна при включении ребенка в доступные ему виды деятельности. Проблема развития представлений о сенсорных эталонах состоит также в том, что развитие таких представлений происходит в процессе деятельности, а у детей с ЗПР недостаточно развита ведущая деятельность,
5
нет потребности в осуществлении тех или иных действий, отмечается недостаточная мотивация [3, c.35-44].
У детей с ЗПР недостаточно развита речемыслительная деятельность, коммуникационная потребность, что влечет за собой нарушение познавательной сферы, других сфер психического развития. Все это существенно ограничивает возможности ребенка, делает затруднительным процесс овладения знаниями. Большая часть детей с ЗПР практически не вступает в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. А ведь общение – важнейшее условие развития познавательной активности ребенка, условие полноценного развития.
Одним из основных условий развития представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста, является полноценное взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками, и со взрослыми. Ребенок должен научиться элементарным правилам общения, поведения, у него должно быть развито сопереживание и эмпатия. Только при условии формирования у ребенка коммуникативной готовности, потребности в овладении теми или иными навыками, возможна успешная социализация и адаптация ребенка, дальнейшее развитие. При таких условиях формируются возможности для дальнейшего развития личности, самореализации [7, c.110-114].
Общий психологический портрет детей с ЗПР можно охарактеризовать следующим образом [2, c.121-126]:
- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);
- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;
- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;
- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Глава 2. Экспериментальная работа развитию представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.1. Оценка уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах формы у детей с ЗПР
Целью нашего исследованиея является определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представлений о сенсорных эталонах формы.
Задачи исследования:
1. Определить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах по методике «Коробка форм»
6
2. Провести исследование при помощи методики: «3 матрешки»
3. Провести исследование при помощи методики Лоретты Бендер
4. Провести исследование при помощи методики «Срисовывание образцов».
5. По результатам диагностики составить систему коррекционной работы по развитию представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В исследовании принимали участие 12 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ЗПР (приложение 1).
Для достижения поставленных задач были подобраны следующие методики [8, c.76-80]:
1. Методика «Коробка форм»
Целью данной методики является определение сформированности представлений детей о форме, а так же выявление умения соотносить плоскостную и объемные формы.
Оборудование: домик с разным количеством отверстий различной конфигурации, среди которых круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, полукруг, шестигранник, звездочка и сердечко, а так же объемные фигурки, которые соответствуют отверстиям в домике.
Инструкция: Ребенку предлагают поместить геометрические формы и фигурки в отверстия домика. При этом, необходимо предварительно проговорить с ребенком фигурки-вкладыши, определяя необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы дошкольник мог идентифицировать ее с отверстием домика.
Полученные результаты фиксируются в таблицу, где
• Высокий уровень - 8-9 предметов;
• Средний уровень – 5-7 предметов;
• Низкий уровень – менее 4 предметов.
2. Методика «3 матрешки»
Целью данной методики является определение сформированности представлений дошкольников о величине и форме предметов.
Оборудование: три матрешки разной величины.
Инструкция: ребенку предлагают собрать матрешки, сначала самую большую, потом меньше и самую маленькую.
Результаты методики записываются в таблицу, где знаком «+» отмечается полученный правильный результат, а знаком «-» - задание, не выполненное ребенком [9, c.171-173].
3. Методика – тест Лоретты Бендер
Целью данной методики является определение уровня сенсомоторного развития посредством зрительной моторики. Данный тест предназначен для оценивания уровня развития способностей
7
к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации дошкольников. Тест дает возможность оценить развитие способностей детей к копированию разных геометрических фигур и их сочетаний, определению форм.
Оборудование: картинки с нарисованными 9 оригинальными фигурами Вертхеймера, листы белой бумаги, карандаш.
Инструкция: ребенку предлагают скопировать 9 фигур, которые нарисованы на карточках. Фигура А,, которая легко воспринимается как замкнутая фигура на однородном фоне включает в себя соприкасающийся круг и поставлены на вершину квадрат, который расположен вдоль горизонтальной оси. Эта фигура применяется для ознакомления с заданием. Фигуры с 1 по 8 используются для диагностического тестирования и показываются дошкольнику последовательно.
2.2. Система коррекционной работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
На самых ранних стадиях коррекции нарушений представлений о сенсорных эталонах, психологи рекомендуют делать массаж рук и пальчиков, проводить развивающие занятия с использованием различных по ощущениям материалов.
Материалы могут быть гладкими, шершавыми, теплыми, холодными, мягкими, твердыми, разными по форме, цвету (гречка, горох, мячик, кубик и т.д.). Такие игры стоит проводить в целях профилактики отставания в развитии, а также если оно выявлено в качестве простейших упражнений, дающих ребенку представление об окружающем мире. Далее можно проводить пальчиковую гимнастику. Она включает повторение ребенком по образцу фигур руками, обозначающих определенные образы: коза, оса, собака, цепь и т. д. Очень важно каждый день стимулировать ладони и кончики пальчиков массажем руками или массажными валиками, шариками, ковриками [18].
Занятия творчеством развивают сенсорику, моторику, воображение, успокаивают нервную систему, стимулируют усидчивость, внимательность. К ним относятся:
• лепка из пластилина, глины, теста;
• рисование кисточкой начиная с обучения держать кисть, умения рисовать кончиком, т.е. держать кисть в воздухе над бумагой на расстоянии, и простых приемов (точечное нанесение и пр.);
• аппликация из различных материалов, вырезание из бумаги.
Все вышеперечисленное, а также логику развивают: составление мозаики и собирание конструктора [19, c.506-508].
Это основные виды деятельности, на их основе созданы наборы для творчества: наборы с витражными красками, наборы для изготовления магнитов, с массой для лепки. В них используется современный подход к простоте исполнения сложных вещей даже маленьким ребенком, яркие цвета, интересные формы (машины, герои мультфильмов), что делает возможным заинтересовать в работе даже неконтактного, плохо обучаемого ребенка.
8
Помимо творчества, нужны регулярные занятия по раскрашиванию, обведению, срисовыванию. Начинать нужно с несложных изображений (линии, круги, палочки и т.д.), заканчивая прописями на написание строчных и прописных букв. Стоит использовать цветные карандаши, шариковую ручку. Если ребенку сложно писать шариковой ручкой, можно попробовать простой карандаш, но ручкой нужно уметь пользоваться писать уже к школе, поэтому освоение этого нелегкого для ребенка с плохой моторикой предмета следует начинать как можно раньше, ведь на освоение любого учебного материала детям требуется гораздо больше времени и терпения.
Условия успешности освоения ребенком упущенных этапов развития - регулярные разносторонние занятия на моторику, мышление, восприятие, развитие речи, память, воображение и т.д. Нужно также развивать грубую моторику–занятия на площадках, утренняя гимнастика. Также необходимо прививать ребенку здоровый образ жизни – прогулки, закаливание солнечными и водными процедурами, прививание сильной воли и духа.
В большинстве случаев, коррекционно-развивающая работа организовывается с использованием игровых технологий, организации свободного общения. Учитываются результаты диагностики. В планирование должна быть включена работа логопеда, психолога, олигофренопедагога. Должны быть даны рекомендации педагогам, воспитателям, родителям.
В основном применяются игровые технологии. Это связано с тем, что у ребенка дошкольного возраста игра является основным, ведущим видом деятельности. При этом игра позволяет максимально активировать познавательную деятельность, повышает познавательную активность. Применяются игровые технологии, которые способствуют расслаблению, развитию, постановке звуков, адаптации к обществу [20, c.125-127].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза о том, что дети с ЗПР имеют специфические образовательные потребности и нуждаются в индивидуальном подходе при овладении сенсорными эталонами формы. Доказано, что развитие представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР находится на низком уровне.
Для того чтобы доказать гипотезу, нами был проведен теоретический анализ, который заключался в анализе литературных источников, публикаций по теме исследования. Также было проведено практическое исследование, направленное на оценку уровня развития представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В первой главе представлен теоретический анализ. В первой главе рассмотрены особенности формирования представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста, приведен психологический портрет ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР, определена специфика развития представлений о сенсорных эталонах формы, о способах проведения коррекционной работы.