Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Письмо и чтение являются основными видами речевой деятельности. Суть письма заключается в том, что ребенка учат воспринимать и анализировать печатный и письменный образ букв, распознавать графические знаки, из которых состоит буква. Также анализ производится в соответствии с другими буквами, при их сопоставлении и сочетании. При этом используются различные умения по написанию отдельных элементов буквы, типов соединений, слов, предложений. Необходимы умения на списывание слов и предложений, анализ текстов и их списывание с печатного образца [3].
Чтение – это особый вид деятельности, направленный на обработку и понимание информации, заключенной в письменной форме в виде текста.
Чтение является важным этапом обучения не только русскому языку, но и любому другому языку. Важность этого этапа заключается в том, что он имеет важное образовательное значение. Он позволяет закрепить знания, освоить данные науки [4].
Письмо теснейшим образом связано с навыком чтения. Известно, если ребенок недостаточно хорошо читает, страдает и письменная речь. При этом формируется сначала слоговое чтение, после чего идет слоговое письмо. Ребенок списывает и подготавливает к письму слово, при этом происходит его активное запоминание и переработка в головном мозге. Если ребенок изначально диктует себе слово по буквам, то оно постепенно складывается у него в слоги, при диктовке по слогам, ребенок начинает воспринимать слово полностью. Дети, которые читают медленно, пишут также медленно, что негативно отражается на процессе письма, замедляет мыслительные процессы. Вместе с тем, ребенок, который читает быстро, способен также быстро воспроизводить графические знаки на бумаге [1].
Сегодня у детей младшего возраста все чаще наблюдаются различные нарушения чтения и письма. Нарушение чтения и письма влечет за собой ряд других нарушений: нарушения речевой деятельности, психических процессов. В дальнейшем, серьезные нарушения могут стать причиной школьной неуспеваемости, дезадаптации. Все это указывает на необходимость поиска эффективных методов коррекции нарушений чтения и письма в младшем школьном возрасте.
Проблематика исследования. В настоящее время особую значимость приобретает необходимость формирования у младших школьников навыков чтения и письма. Научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению, грамотному письму – одна из главных задач начального образования. Полноценный навык чтения и письма – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения, поскольку при чтении и письме интенсивно развиваются речевые навыки, пополняется словарный запас, совершенствуется грамматическая сторона речи. Чтение и письмо развивают восприимчивость, воображение, творческие и коммуникативные навыки, являются основой дальнейшего всестороннего развития личности ребенка [2].
Объект исследования – логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения речи и письма.
Предмет исследования – использование игровых приемов в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи и письма.
Цель исследования – представить методическую разработку, позволяющую использовать игровые приемы в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования навыка чтения у младших школьников в норме и при патологии.
2. Рассмотреть особенности формирования навыка чтения у младших школьников в норме и при патологии.
3. Рассмотреть возможности применения игровых приемов в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.
4. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение уровня сформированности навыков чтения и письма в начальной школе.
5. Представить методическую разработку с использованием игровых приемов, направленную на формирование навыков чтения и письма у младших школьников.
6. Обобщить результаты исследования и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения чтения и письма, необходимо применять различные игровые приемы.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных данных, требований ФГОС, программ, нормативно-правовых актов, историографических источников, научных публикаций), эмпирические (анкетирование, опрос педагогический эксперимент, беседа), математико-статистические.
Новизна работы заключается в создании методической разработки, направленной на формирование навыков чтения и письма у младших школьников. В основе разработки лежит применение игровых приемов.
Практическая значимость. Результаты исследования будут использованы для составления методических рекомендаций, учебных пособий для студентов, практикующих педагогов, школьников. Могут быть полезны при разработке уроков чтения и письма. Результаты могут использоваться для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования процессов чтения и письма в норме и при патологии у детей младшего школьного возраста
1.1. Характеристика чтения и его нарушений
Чтение – это особый вид деятельности, направленный на обработку и понимание информации, заключенной в письменной форме в виде текста. Чтение является важным этапом обучения. Важность этого этапа заключается в том, что он имеет важное образовательное значение. Он позволяет закрепить знания, освоить данные науки [5].
Во – первых, во время чтения возможно расширить лексику, усвоить и закрепить грамматические аспекты, изучить стилистические особенности, речевые нормы родного языка. Во время чтения происходит восприятие и интерпретация графически закрепленной информации. Для чтения характерны механизмы внутреннего проговаривания информации.
Кроме того, с точки зрения психологии, зрительные образы всегда воспринимаются и запоминаются проще. В основе чтения лежит правильное озвучивание слов, что основано на правильном воспроизведении зрительного образа. При этом графическое начертание слова переводится в буквенно-звуковую форму. При чтении текстов на русском языке важное значение имеет интонация. О важности произношения текстов с правильной интонацией упоминается на самых первых уроках литературного чтения [1].
Чтение имеет свои преимущества и свои недостатки. Они с одной стороны усложняют процессы обучения, с другой – облегчает. К преимуществам относят возможность выбрать оптимальный темп чтения, который позволяет понять и осмыслить информацию. В случае необходимости всегда есть возможность вернуться к непонятным местам и перечитать их. К трудностям в младшем школьном возрасте относят большие объемы информации, наличие некоторых новых слов, трудность понимания некоторых предложений, невозможность полного осмысления прочитанного текста [2].
В связи с этим особую значимость приобретает необходимость формирования у младших школьников навыка смыслового чтения. Научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального образования. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения, поскольку при чтении интенсивно развиваются речевые навыки, пополняется словарный запас, совершенствуется грамматическая сторона речи. Осмысленное чтение развивает восприимчивость, воображение, творческие и коммуникативные навыки, является основой дальнейшего всестороннего развития личности ребенка [6].
Тем не менее, сегодня все чаще встречаются различные нарушения процессов чтения. Нарушения процессов чтения называются дислексией. Для коррекции нарушений чтения можно применять различные логопедические приемы, методики обучения чтению.
Методика обучения чтению следующая: сначала текст читает преподаватель, расставляя ударения, знаки препинания, задавая интонацию. Дети при этом внимательно слушают, запоминают, проговаривают мысленно текст. Второй раз начинают читать дети вслух. После прочтения текстов преподаватель задает вопросы по содержанию текста для того, чтобы убедиться в том, что дети правильно поняли текст. Также преподаватель объясняет непонятные слова, специфику текста [7].
После этого текст читают повторно. Вместе с преподавателем, который при этом контролирует процесс чтения. Преподаватель оказывает помощь в осмыслении текста, расставлении ударений, знаков препинания. Текст делится на логически завершенные участки. Существует понятие «зрелое чтение», при котором происходит быстрое и осмысленное чтение. Для этого необходим достаточный словарный запас. Показателем зрелого чтения является скорость чтения. Опытный чтец читает про себя в 3-4 раза быстрее, чем вслух [12].
Работу над материалами для чтения следует начинать после достижения коммуникативной компетенции базового уровня, и она должна носить системный характер. В процессе построения системы опытного обучения необходимо учитывать наличие такого важного стилеобразующего фактора, как тематический принцип отбора, организации и презентации материала. Существует несколько этапов формирования навыков чтения [15].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 51 с.
2. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. — М., 1966.
3. Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Российской ассоциации дислексии. – М. Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.
4. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Логопед. – №3. – С. 18–27.
5. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. М.,1965.
6. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и дизорфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи. – СПб.: Образование, 1992. – С. 98–102.
7. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
8. Крутикова Э.Г., Сумченко Г.М., Сизова Э.Я., Храковская М.Г. Об изучении дизорфографии у школьников // XV съезд отоларингологов России. – СПб.: 1995. – Т. 2. – С. 525–530.
9. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма чтенияю Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Рос. ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 2013. - 214
11. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. - 2004.–С.87.
12. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления через обучение чтению: научно-методическое осмысление // Методист. - 2012. - № 2. - С. 31.
13. Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 224 с.
14. Пеཾрвин Л., Джཾон О. Психཾолཾогཾия личности: Теཾорཾии и исследования / Пеཾр. с англ. М.С. Жамкочьян под реཾд. В.С. Маཾгуཾна – М.: Аспеཾкт Пресс, 2001. – 607 с.
15. Поཾноཾмаཾреཾв Я.А. Психология творཾчеཾстཾва. – М.: Изཾдаཾтеཾльстཾво "Наука", 1976. – 302 с.
16. Прищепова И.А. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб.: Образование, 1992. – 140 с.
17. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 63 с.
18. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960
19. Руཾбиཾншཾтеཾйн С.Л. Основы общей психཾолཾогཾии – СПб.: "Питер", 1999. – 720 с.
20. Сизова Э.Я., Крутикова Э.Г., Сумченко Г.М., Храковская М.Г. Изучение дизорфографии у школьников: материалы XV Всерос. съезда отоларингологов, 25–29 сент. 1995 г. Т. 2. – СПб., 1995. – С. 521–525.