Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. е Профессиональная деятельность педагога требует особой заинтересованности и внимательности к постоянно обновляемым тенденциям развития профессионального образования в вузе. На сегодняшний день инновационная педагогическая деятельность обуславливает социальные, экономические, психолого-педагогические, информационные, технические и профессиональные преобразования, требующие обновления образовательной политики вуза в целом. Применение педагогических инноваций в современной образовательной среде позволяет:
- избежать конкуренций образовательных учреждений; стимулирует внедрение новейших методов и методик в организацию учебно-воспитательного процесса;
- формирует профессионально-педагогическую готовность педагога совершенствовать свою деятельность.
Открытость личности преподавателя новым идеям, направлениям предполагает наличие у него инновационного потенциала, который в свою очередь определяет совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, готовность совершенствовать педагогическую деятельность, наличие внутренних средств и методов, способных обеспечить эту готовность. Это дает педагогу профессиональную установку на достижение приоритетных практических задач образования и новое понимание ценностей педагогической деятельности.
Инновационная педагогическая деятельность, являясь сложным и многоплановым процессом, своим содержанием охватывает систему взаимодействия субъектов образовательного пространства, направленный на развитие, преобразование объекта, на перевод его в качественно новое состояние; системную деятельность по созданию, освоению и применению новых средств; особый вид творческой деятельности, объединяет различные операции и действия, направленные на получение новых знаний, технологий, систем. Все эти проявления характеризует инновационную направленность профессионально-педагогической деятельности педагогов.
Цель исследования – изучить и проанализировать исследования инновационного потенциала современного педагога.
Задачи исследования:
1) изучить инновационные потребности современного специалиста;
2) совершить практико-ориентированные исследования инновационного потенциала современного специалиста.
Объект исследования – современный педагог.
Предмет исследования - исследования инновационного потенциала современного специалиста.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Исследования инновационных потребностей современного специалиста (теоретические основы)
1.1 Инновационная деятельность в образовательных системах
В настоящее время процесс модернизации отечественной образовательной системы в соответствии с концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы [Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы] обусловил потребность в новом педагоге, обладающем высоким уровнем профессиональных умений и навыков, способном к саморазвитию, инновационном и креативном. Исследуя вопрос креативности педагога, мы обнаружили, что данное понятие тесно связано с явлением инновационного потенциала и инновационности личности, однако исследователи по-разному объясняют связь инновационного потенциала с креативностью. Категория инновационного потенциала личности рассматривается экономическими науками, антропологической социологией [Клочко В.Е., Галажинский Э.В.], а также в последнее время – психологопедагогическими науками. В условиях технического и интеллектуального прогресса, наблюдаемого в новом тысячелетии, в педагогике актуализируется вопрос освоения инноваций учителями в связи с поиском образовательными учреждениями путей реализации новых направлений реформирования образовательной системы и необходимостью обеспечения качества образования.
В настоящее время ведущую роль в процессе профессионального становления и развития педагога играет его инновационная деятельность и готовность к инновационным процессам. Термин «инновация» имеет множество классических определений. В экономических науках инновация как категория рассматривается с различных теоретико-практических точек зрения. В психолого-педагогических науках категория инноваций рассматривается в контексте понятия «инновационный потенциал личности». Большая советская энциклопедия дает определение потенциалу: «(от лат. potentia – сила), в широком смысле – средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи» [Большая советская энциклопедия].
В.Н. Марков определяет потенциал личности как «систему ее возобновляемых ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов» [Марков В.Н.]. В настоящее время вопрос инновационного потенциала осознан достаточно хорошо. Понятие «инновационный потенциал» стало «концептуальным отражением феномена инновационной деятельности» [Кокурин Д.И].
Кроме того, наблюдается разнообразие точек зрения на движущие силы инновационной деятельности. Мы придерживаемся мнения Б. Санто, который ассоциирует инновационную деятельность с творческой активностью и интеллектуальной деятельностью [Санто Б].
Инновационный потенциал работника глоссарий.ru определяет как «способность работника:
– к восприятию новой информации;
– к приращению своих профессиональных знаний;
– к выдвижению новых конкурентоспособных идей;
– к нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач».
При этом исследователи отмечают комплексный характер инновационного потенциала личности, потому, с одной стороны, его можно рассматривать как динамическое свойство личности и инициатора практической новаторской деятельности, а с другой стороны – как характеристику готовности к восприятию и адаптации к нововведениям [Сербиновская Н.В]. Таким образом, в первом случае инновационный потенциал личности можно охарактеризовать как свойство осуществлять преобразовательную деятельность с окружающей действительностью, а во втором случае – как ее способность осмысленно и дифференцированно воспринимать инновации и адаптироваться к нововведениям.
Формирование инновационного потенциала учителя требует инновационного подхода к профессиональной подготовке будущих учителей, равно как и развитие креативности требует креативного подхода с внесением в программу некоторых элементов и технологий, стимулирующих процесс осознания необходимости сознательного формирования инновационного потенциала и креативности будущих педагогов. Данный процесс в аксиологическом аспекте может рассматриваться как переоценка ценностей в ходе решения проблемных ситуаций, требующих от бакалавра педагогического образования проявления качеств, свойственных обладателю определенного уровня инновационного потенциала и креативности. Однако, как отмечает О.А. Коник, существует определенная проблема в образовательном пространстве, так как педагогическая практика на современном этапе не содержит, и в нее не могло быть ранее включено компонентов, которые ориентировали бы студентов на инновационную деятельность [Коник О.А.], что затрудняет процесс естественного развития креативности (без намеренного методического вмешательства в структуру педагогической практики).
Инновационный потенциал педагога рассматривается в работе Е.А. Пагнаевой как единство двух субпотенциалов: реализованного, определяющегося инновационными знаниями, инновационным опытом и личностными характеристиками педагога, и нереализованного, представленного инновационным мышлением, виртуальным инновационным опытом и мотивацией [Пагнаева Е.А]. Автор теоретически и практически доказывает, что непрерывное целенаправленное наращивание профессиональных возможностей педагога посредством увеличения нереализованного потенциала и его качественный переход в реализованный потенциал разрешает диалектическое противоречие между субпотенциалами и обеспечивает развитие инновационного потенциала педагога. А.Д. Карнышев предлагает рассматривать модель инновационных потенциалов личности с профессиональной точки зрения в виде трех взаимосвязанных компонентов: компетенций, предприимчивости (практичности) и креативности (творчества) [Карнышев А.Д.].
В предложенной модели можно найти подтверждение важности практического аспекта как составляющей комплекса человеческих потенциалов. Предприимчивость, как ее называет А.Д. Карнышев, есть не что иное, как практика в чистом виде, или практическое видение личностью своей деятельности, направленность на практический результат, возможность или способность предвидеть и планировать результаты, производить контроль и оценку деятельности. Ученые, занимающиеся вопросами инновационного
Фрагмент для ознакомления
3
образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 2010. 190с.
2. Зборовский, Г.Е Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования / Г. Е Зборовский, Г. М. Романцев // Образование и наука. Известия Уральского научно - образовательного центра РАО., 2009. №3. С. 18-28.
3. Клочко, В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский государственный университет, 2009. 240
4. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность: монография. М.: Экзамен, 2001. 576 с.
5. Марков, В.Н. Личностные основы социальной устойчивости // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 137.
6. Машегов, П.Н. Моделирование оценки инновационности личности // Креативная экономика. 2007. № 2 (2). С. 77–83.
7. Пагнаева Е.А. Развитие инновационного потенциала учителя в условиях школы как самообучающейся организации: дис. … кан. пед. наук. Челябинск, 2009. 216 с
8. Самойлова, Т.А., Шуклина О.С. Интеграционные характеристики личности: от креатива к инновациям // cборник межд. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и научно-технический прогресс». Владивосток, 2011.
9. Сербиновская, Н.В. Психология инновационной деятельности. Курс лекций: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 220600 «Инноватика». Шахты: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 2012. 88 с.
10. Сластенин, В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 2011. 340с.
11. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование. № 10. 2011. С. 12 - 13
12. Ушаков, Д.В., Карнышев А.Д. Компетенции, креативность и предприимчивость как основы инновационных потенциалов личности и группы // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: материалы десятой юбилейной междунар. науч.- практ. конф. / под общ. ред. А.Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. С. 378–393.
13. Яголковский, С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 272 с
14. West M.A. Creativity and Innovation in Organizations, Management of // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2004. P. 2895–2900.
15. Большая советская энциклопедия. URL: http:// enc-dic.com/enc_sovet/Potencial-65595.html. (дата обращения 06.05.2019)
16. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 06.05.2019)
17. Преобразовательно-ориентированные исследования инновационного потенциала современного специалиста. URL: https://n-shkola.ru/storage/archive/1404302151-413175991.pdf (дата обращения 06.05.2019)