Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в негосударственных организациях .........................................................................5
1.1 Понятие сиротства и основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...................................................................5
1.2 Нормативно-правовые документы, регулирующие социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.................8
1.3 Основные средства социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в негосударственных организациях……………………………………………………………………..11
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ........................................................................................15
Список используемой литературы.......................................................................17
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы сиротства являются одними из острейших социальных тем в современном обществе. Это связано с тем, что современные семьи на себе остро ощущают затянувшееся социально-экономическое преобразование в стране. Это преобразование привело к ослаблению общечеловеческих, моральных и этических ценностей. На этом фоне также разрушаются нравственные устои семьи. Всё это приводит к тому, что увеличивается количество семей, которые находятся в трудном положении по психологическим и социальным критериям.
Современное государство делает многое для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но всё же вопросы сиротства остаются актуальными, поскольку проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей тесно переплетаются со многими проблемами общества, такими как демографические вопросы и вопросы занятости населения, проблемы безработицы и здоровья людей. Так же эти вопросы проявляются в уровне образования и культуры граждан, их воспитания, социализации и нравственности.
Сейчас перед обществом стоит задача формировать целостную систему социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статистика говорит, что сейчас в России проживает 40 миллионов детей. Из них на 1000 детей приходится почти 22 ребёнка сироты. Причём примерно 80% из них – это социальные сироты, у которых живы один или оба родителя.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем говорить о том, что сегодня проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются в ряду национальных проблем.
Эта проблема позволила нам сформулировать цель работы: анализ особенностей социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в негосударственных организациях.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1) Изучить понятие сиротства и определить основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Рассмотреть нормативно-правовые документы, которые регулируют социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
3) Проанализировать основные средства социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в негосударственных организациях.
Объект исследования – правовые и общественные отношения, возникающие в сфере социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в негосударственных организациях.
Предмет исследования - социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в негосударственных организациях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе исследования представлен теоретический анализ понятия сиротства, выявлены основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изучены нормативно-правовые основы и организационные основы работы с данной категорией детей-сирот.
Во второй главе исследования представлены направления совершенствования и решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в негосударственных организациях.
Глава 1. Теоретико-методологические особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в негосударственных организациях
1.1 Понятие сиротства и основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время в современной России проблема сиротства является очень актуальной. Положение детей в обществе - это показатель морального и нравственного здоровья общества.
Сейчас в обыденной речи и в теоретических исследованиях достаточно часто используют два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Дети - сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [1;2].
Социальный сирота - это ребёнок, который имеет биологических родителей, однако они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Социальное сиротство - социальное явление. Оно связано с тем, что в обществе появляются дети, которые остались без попечения родителей из-за лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.
Выделяют следующие виды сиротства:
- собственно сироты – это дети, чьи родители умерли;
- дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
- дети родителей, лишённых родительских прав;
- дети, чьи родители очень редко принимают участие в воспитании. Такие дети воспитываются в интернате, далеко от родителей;
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Конвенция о правах ребёнка // Консультант Плюс
2. Семейный кодекс РФ // Консультант Плюс
3. Гражданский кодекс РФ (1-я часть) // Консультант Плюс
4. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (с изменениями на 28 ноября 2015 года) // Консультант Плюс
5. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с изменениями и дополнениями, внесёнными ФЗ от 28 декабря 2016 г. № 465 ФЗ // Консультант Плюс
6. ФЗ от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 3 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года) // Консультант Плюс
7. Байдакова А. И., Суняйкина Т. В. Нормативно-правовое обеспечение современной системы социально-педагогической поддержки детей-сирот (лиц из числа детей-сирот) и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях высшего образования на федеральном и региональном уровне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S3. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76031.htm.
8. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей – сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социологические исследования, 1991.
9. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками (1-е изд.): Учебное пособие. – 2014 г.
10. Кравченко А.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2016.- 416с
11. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2015. - 480 c.
12. Курбатов В.И. Социальная работа: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н./Д: Феникс, 2003.
13. Павленок П.Д., М.Я. Руднева. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. / Под ред. проф. П.Д. Павленка – М.: ИНФРА – М.2009.
14. Сиротство и беспризорность в России. История и современность. - М.: Лики России, 2013. - 304 c.
15. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Академия, 2010. - 224с