Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность разработки методики обучения обоснована проблемой выбора эффективных методов и приёмов обучения классическому танцу в младших классах хореографической школы, с учетом их психофизических и анатомо-физиологических особенностей. Младшие классы являются основой для всего комплекса знаний, умений и навыков будущего исполнителя. Данный период оказывает значительное влияние на дальнейший процесс обучения и его результаты.
Изучение классического танца является сложным процессом, который требует от учеников и педагогов постоянного труда. Экзерсис, который основан на классическом танце, доказал право на первое место в освоение классического танцевального искусства.
Особенности преподавания классического танца изложены в трудах таких известных педагогов как А.Я. Ваганова и В.С. Костровицкая.
Педагогический метод А.Я. Вагановой является ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.
Цель исследования – проанализировать роль младших классов в процессе обучения классическому танцу.
Объект исследования: методические особенности обучения классическому танцу детей в младших классах.
Предмет исследования: техника классического танца в младших классах.
Задачи исследования:
1. Проанализировать роль младших классов в построении балетной техники.
2. Рассмотреть порядок освоения техники классического танца.
3. Охарактеризовать построение урока классического танца в младших классах.
Методы исследования: анализ литературы, изучение нормативной регламентации дополнительного образования, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ существующих педагогических подходов.
1. Особенности обучения классическому танцу в начальной школе
Младшие классы являются одним из важнейших периодов в обучении танцора, ведь это фундамент и первоначальная база ко всему последующему изучению. С первых же дней работа протекает над постановкой ног, корпуса, рук и головы. Классический танец состоит из множества элементов и будущему танцовщику необходимо изучить каждый из них и усвоить. Изучаются все пять позиций ног, тут обращается внимание на навал больших пальцев их не должно быть, обе стопы равномерно касаются пола. Четвёртую позицию ног изучают после пятой позиции, так как она более трудная. Исключительно важная роль принадлежит рукам. Будущий танцовщик с помощью рук будет передавать множество чувств. Основных позиций рук их всего три. Руки должны быть закруглены в руках и запястьях. После усвоения позиций рук и ног учащиеся переходят к изучению у станка. Сначала лицом и после боком к станку держась одной рукой. Важно не висеть и не наваливаться на палку. Ученики изучают правильность выполнения plie оно развивает эластичность ног и присуще многим танцевальным движениям. При выполнении plie спина должна быть прямой и вес тела распределятся ровно на обе ступни. Уделяется большое внимание выворотности ног, от этого зависит качество выполнения движений. С первых лет обучения изучается Battements tendus оно развивает силу голеностопного сустава, даёт основу выворотности движений. Затем оно усложняется нажимом стопы в сторону, Demi-plie во второй и пятой позиции ног. Большое количество движений получат развитие в экзерсисе именно через Battements tendus [2, с. 6].
Младшие классы являются своеобразной базой или фундаментом для освоения, совершенствования и развития танцевальной техники будущего артиста балета. На данном этапе изучаются основные позиции ног и рук, вырабатывается осанка танцовщика, усваивается умение сопровождать движение рук головой, проходят базовое движения классического танца. Несмотря на то, что в балете существует шесть позиций ног, на уроках классического танца ученик будет изучать только четыре – первую, вторую, четвертую и пятую, третья и шестая будут изучаться на уроках исторического и характерного танцев. Руки имеют особое значение в балете, поскольку они завершают и могут давать эмоциональную окраску позам. Однако, в основе любого положения рук в классическом танце лежат только четыре позиции: подготовительная, первая, вторая, третья и именно их сочетание позволяет выполнить любую позу классического танца. Одно из самых отличительных черт танцовщика является его осанка. (Вырабатывается внутренний стержень ученика который позволит ему сохранять устойчивость при выполнении различных элементов. По мере изучения добавляются позы Epaulement Croisee et Effacee где значимую роль и законченность позы будет являться голова что и послужит вкладом будущего артистизма. Умение свободно держать шею и поворачивать голову придаст легкость и должный окрас позам) [16, с. 54].
К основным базовым элементам классического танца можно отнести прежде всего plie и battement tendus. Многие движения будут являться в той или иной степени производными от них. К примеру, логическим продолжением battements tendus будут являться battements tendus jete и grands battements jetes, сочетание plie и battements tendus можно считать battements fondus. В этих же классах выстраивается классическая модель урока, состоящего из экзерсиса у станка и на середине зала, allegro и изучение пальцевой техники у девушек. Следовательно, должны быть усвоены навыки прыжковой техники и техники танцы на пуантах. В прыжках основным базовым элементом можно назвать соте, по средствам которого ученик будет обучаться владеть высотой прыжка и держать ритм прыжка. Самым сложным прыжком будет являться assemble, требующий умение правильно делать plie, battements tendus, отталкиваться от земли и собирать ноги вместе, то есть координацию. Опираясь и хорошо усвоив всю базовую, фундаментальную школьную программу классического танца, можно переходить к дальнейшему развитию и усовершенствованию в средних классах.
2. Порядок освоения классического танца
Освоение классического танца – это процесс формирования определенных условных двигательных рефлексов. Оптимизация этого процесса достигается в условиях оптимально построенного обучения.
В связи с тем, что начальный период постановки опорно-двигательного аппарата связан с монотонной статичной направленностью деятельности, и эта деятельность является основополагающей в воспитании скелетных и других коротких мышц, то одновременно, как следствие правильной работы в этом направлении, она связана с воспитанием воли и внимания. Внимание - один из наиболее важных вопросов, связанных с уровнем психической готовности ребенка к восприятию учебного материала. Одним из условий облегчающих ребенка к процессу познания, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности на определенный объект или действие, т.е. способность быть внимательным при выполнении того или иного задания, что очень важно для танцевальной учебной деятельности, направленной на профессиональную подготовку 10, с. 23.
Часто в начальном периоде обучения будущих танцоров монотонная работа, если она проходит без понимания ее психологической задачи, оказывает не только позитивное влияние на уравновешенные типы учащихся, но и негативные на неуравновешенные типы. В словаре дается следующее определение внимания. «Внимание-процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач». Внимание не имеет своего особого содержания, как считает С.П. Рубинштейн, но при наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно [19, с. 42].
Возбуждения связаны с повышением мышечного тонуса, когда происходит постоянное напряжение скелетных мышц, которое обеспечивает либо состояние покоя отдельных сегментов тела, либо их свободу, дающую возможность выполнять быстрые двигательные сокращения. Работа по обучению движениям не эффективна при низком мышечном тонусе и невозможна при его отсутствии. Поэтому в самом начале совершенно необходимо формировать у учащихся механизмы, повышающие тонус, а также объяснять и прививать понимание их роли в овладении танцевальными движениями. Внимание детей в возрасте 10-11 лет относительно длительно и устойчиво, но именно в силу этой относительной устойчивости дети быстро теряют ритм и темп, удерживают его не более 40 минут. Эта относительная устойчивость объясняется неразвитостью скелетных мышц и слабостью мышечного каркаса тела. Ребенок не в состоянии удерживать мышечный тонус в течение 1час 30 минут, которые предписываются расписанием. Одной из главных задач педагога является воспитание навыка по активизации мышечного тонуса, который достигается путем физического укрепления скелетных мышц. Одновременно укрепление скелетных мышц способствует укреплению физиологических свойств воли. Не следует в младших классах перегружать внимание детей большим количеством движений в одной комбинации, так как объем внимания еще невелик, и он не может распределить его на несколько объектов, тем более, что он уже связывает движения с музыкой и координирует их с руками и головой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца / Н. П. Базарова, В. П. Мей. – СПб: Лань, 2006. – 240 с.
2. .Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А.Бернштейн //. - М.: Медицина, 2013. - 35 с.
3. Блок, Л.Д. Классический танец / Л.Д.Блок //. История и современность. - М.: 2013. - 41 с.
4. Валукин М.Е. Педагогический вклад А. Я. Вагановой в развитие школы классического танца / М. Е. Валукин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 1. - С. 216-219.
5. Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я.Ваганова //. - М.: Искусство, 1963. – 179 с.
6. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец / М. Васильева-Рожденственская //. - М.: Издательство «Искусство», 2013. - 160 с.
7. Ноткина Н.А. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников / Н.А.Ноткина //. - СПб.: Образование, 2013. - 180 с.
8. Костровицкая В. Школа классического танца / В.Костровицкая //. - М.: Искусство, 2014. - 45 с.
9. Коссов А.И. Психомоторное развитие младших школьников / А.И.Коссов //. - М.: АкадемПресс, 2013. - 140 с.
10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А.Крутецкий //. - М., «Просвящение», 2015. – 540 с.
11. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование / В.Т.Кудрявцев //. - Дубна, 2013. – 206 с.
12. Лихачев, Б. Педагогика / Б.Лихачев //. Курс лекций. - М.: «Прометей», 2014. - 214 с.
13. Мей В. П. Азбука классического танца / В. П. Мей, Н. П.Базарова. – М.: Лань, 2005. – 256 с.
14. Мессерер A. M. Уроки классического танца / A. M. Meccepep. – М.: Лань, 2004. – 400 с.
15. Ноткина Н.А. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников / Н.А.Ноткина //. - СПб.: Образование, 2013. - 18 с.
16. Прибылое, Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов / Г.Н.Прибылое //. - М.: Наука, 2014. – 111 с.
17. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л.Е.Пуляева //. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. – 80 с.
18. Пуртурова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Т.В.Пуртурова //. - М.: Владос, 2013. - 357 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн //. - М.: Учпедгиз, 2016. – 704с.
20. Сафронова Л. Н. Уроки Классического танца: методическое пособие для педагогов / Л. Н. Сафронова. – СПб: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. – 190 с.
21. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд / Н.И.Тарасов //. - СПб.: Издательство «Лань», 2015. – 496 с.
22. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы / Н.Н. Янаева //. - М.: Релиз, 2014. – 340 с.