Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в результате изменения социально-экономических условий наблюдаются сложные процессы трансформации института семьи и брака: распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, разрушение традиционной функционально-иерархической структуры семьи, переориентация населения с ценностей долговременного брака на ценности, отражающие устремления людей к индивидуальным достижениям во внесемейной сфере жизнедеятельности.
Семья как социальный институт является основой общества. На современном этапе развития общества функционирование института семьи подвержено модернизации.
Процесс модернизации семьи связан с переоценкой института семьи как ценности. Трансформация семейных ориентаций российской молодежи приводит к изменениям в семейном поведении, а, следовательно, и к модернизации института семьи в современной России.
Переоценка семейных ценностей молодежи перешла в разряд наиболее актуальных проблем. Россия стала в один ряд со странами, перед которыми стоит угроза депопуляции, и перед страной поставлена проблема укрепления семейных ценностей в сознании молодежи, но и повышение престижа института семьи.
Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной социологии изучение функционирования института семьи начинается с работ Г. Спенсера. Концепция происхождения и эволюции семьи Г. Спенсера легла в основу структурно-функционального подхода к анализу семейных отношений. .
В классической социологии роль ценностей в жизнедеятельности общества рассмотрена в теории понимающей социологии М. Вебера .
Функционалистское направление было развито Толкоттом Парсонсом, связавшим эту точку зрения с современными индустриальными обществами .
Начиная с 1960-х гг., в западной социологии стали разрабатываться первые типологии ценностных ориентаций (Р. Вильяме, Н. Ресчер). К этому же периоду относятся первые попытки операционализации понятия «ценностная ориентация» с целью его применения в эмпирических исследованиях М.Рокич .
Такие авторы как Т.И. Дымнова, Е.И. Зритнева, В.Т. Лисовский, Е. М. Черняк констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку к семейной жизни.
Объект исследования - выбор брачного партнера как социальное явление
Предмет исследования: представления об «идеальном» брачном партнере в молодежной среде
Цель курсовой работы – исследовать представления об «идеальном» брачном партнере в молодежной среде.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть брак как социальное явление, его понятие, основные характеристики и подходы к изучению;
2) описать проблему выбора брачного партнера, модели и факторы выбора;
3) изучить основные тенденции в представлениях об «идеальном» брачном партнере;
4) разработать методические основы исследования представлений об идеальном брачном партнёре среди молодежи (на примере студентов МАГУ).
Теоретико-методологическая основа курсовой работы представлена комплексом концепций и теоретических подходов в соответствие с предметом исследования, который включает в себя разный спектр явлений и процессов, потребовавший обращения к методологическому инструментарию социологии семьи и социологии молодежи.
Исследование основано на типологии ценностей М. Рокич. В работе находит применение теория ценностей Т. Парсонса. Так же исследование основано на концепции модернизации семьи С.И. Голод , которая заключается в положительной модернизации брачно-семейных отношений, а именно переход от патриархальной к супружеской семье.
Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих по 2 параграфа, заключения, списка использованной литературы и 2-х приложений. Список литературы насчитывает 28 наименований. В приложениях представлены: логическая структура анкеты, бланк анкеты (опросника интервью).
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы, определены степень её научной разработанности, объект, предмет, цель, задачи исследования, изложены теоретические основы исследования и структура курсовой работы.
В первой главе «Теоретические основы изучения выбора брачного партнёра в социологии» проанализированы теоретические основы исследования, показаны особенности семьи сразу с двух позиций: как социальный институт и как малой группы.
Первый параграф первой главы «Брак как социальное явление: понятие, основные характеристики и подходы к изучению» посвящен изучению этапов семьи как социального института.
Во втором параграфе первой главы «Проблема выбора брачного партнера: модели и факторы», даётся характеристика критериям выбора брачного партнёра.
Во второй главе «Исследование представлений об «идеальном» брачном партнере в молодежной среде» приводится описание проблемного поля, даются основные положения программы социологического исследования.
Первый параграф второй главы «Представления об «идеальном» брачном партнере: основные тенденции» посвящён анализу социологических данных.
Во втором параграфе второй главы «Методические основы исследования представлений об «идеальном» брачном партнёре среди молодежи (на примере студентов МАГУ)» приводятся выводы социологического исследования.
В заключение работы подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, а также намечаются перспективы эмпирического исследования проблемы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЫБОРА БРАЧНОГО ПАРТНЁРА В СОЦИОЛОГИИ
1.1. Брак как социальное явление: понятие, основные характеристики и подходы к изучению
Союз мужчины и женщины, основанный на любви и взаимном уважении, который создается для возникновения семьи и появления детей, - это брак. Определение его содержится в различных источниках права. Брак не может быть заключен, если человек уже состоит в официальных, семейных отношениях с другим лицом.
Отношения мужчины и женщины, которые официально зарегистрированы в ЗАГСе, - это брак. Определение понятия содержится во многих источниках семейного права. Брак заключается для создания семьи и совместного воспитания детей. Порождает права и обязанности супругов. Никто не может вступить в новый брачный союз, пока находится в официальных отношениях с другим человеком, а также в том случае, если один из граждан против этого. В СК РФ определен возраст, с которого люди могут вступить в брачные отношения. Это 18 лет. Тем не менее, по различным причинам он может быть снижен до шестнадцати, а в некоторых случаях даже до 14 лет :
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В. М. Медков - М.: Издательство МГУ, 2013. - 45 с.
2. Балова, Д. Ю. Особенности представлений студентов о брачном партнёре: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.01 / Д. Ю. Балова. - Черкесск, 2009. – 165 с.
3. Басс, Д. Стратегия выбора партнера / Д. Басс. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
4. Борисов, В.А. Деградация института семьи // Семья в России. 2015. 113 с.
5. Бутаева, М. Семья в контексте современных проблем трансформации России/ М. Бутаев // Власть. – 2016. – № 4. – 34-37с.
6. Важенин, А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 528 с.
7. Вебер, М. Избранные произведения. М., 2010. С.369
8. Внешность и ее роль в жизни человека [Электронный ресурс] База данных ФОМ - Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/healthca/d083225 (дата обращения 19.06.2019)
9. Гаранина, Е.Ю. Семьеведение / Е.Ю, Гаранина, Н.А. Коноплёва, С.Ф. Карабанова. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 384 с.
10. Где найти свою вторую половинку? [Электронный ресурс] ВЦИОМ – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113641 (дата обращения: 22.06.2019)
11. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2008. - 272 с.
12. Гурко, Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2013. – 116 с.
13. Духова Л.И. Факторы формирования представлений о будущей семье у будущих учителей// Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 4 (24). Т. 1, С. 2
14. Захаров С. Изменение возрастной модели брака по данным текущего учета [Электронный ресурс] Демоскоп Weekly - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2015/0625/tema02.php (дата обращения 22.06.2019)
15. Зацепин, В. И. О жизни супружеской [Текст] / В. И. Зацепин. - М.: Молодая гвардия, 2004.
16. Как найти свою любовь? [Электронный ресурс] ВЦИОМ - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115146 (дата обращения: 22.06.2019)
17. Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества. Социологическое исследование № 7. 2016. – 205 с.
18. Качества, которые мужчины и женщины ценят друг в друге [Электронный ресурс] Левада-центр - Режим доступа: http://d7154.agava.net/13-02-2015/kachestva-kotorye-muzhchiny-i-zhenshchiny-tsenyat-drug-v-druge (дата обращения 21.06.2019)
19. Нарицын, Н.Н. Из будущей книги «От свадьбы до развода – от развода до свадьбы» [Текст] / Н. Н. Нарицын. - Частная жизнь. – 2009. – № 18. – 19–36 с.
20. Парсонс. Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2010. -880 с.
21. Рокич, М. «Природа человеческих ценностей», Нью-Йорк, 2003.- 102 с.
22. Романенко, Н.М. Место и роль семьи в социокультурной реальности: учеб. пособие / Романенко Надежда Михайловна. - М.: Медиа-принт, 2015. - 110 с.
23. Семья как важнейший социальный институт // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам LI студ. междунар. науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2017 —№ 11(51)
24. Социальное значение изменений современной семьи. [Электронный ресурс] Демоскоп Weekly Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2006/0237/analit04.php (дата обращения: 22.06.2019).
25. Спенсер, Г. Основания социологии. СПб.: Т-во И.Д. Сытина. 2008. Т. 1. Ч. И. - 496 с.
26. Федотова, Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. 2015. С 48.
27. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы. - М.: Норма. 2014. – 97 с.
28. Шеляг, Т. В. Цели и ценности государственной семейной политики // Государственная семейная политика. – М., 2013. – 14 – 22 с.