Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Рабочее место является открытым или закрытым участком территории либо пространства, оснащенным необходимыми производственными средствами, в пределах которого работник занимается трудовой деятельностью. Оно может быть закреплено также за группой сотрудников. Обычно на рабочем месте осуществляется определенная часть общепроизводственного цикла.
Логично, что для достижения высокой производительности труда для него необходимо обеспечить такие условия, при которых его работоспособность будет наивысшей.
Данные требования регулируются Трудовым кодексом РФ, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН) и другими правовыми документами.
Главная цель организации рабочего места – обеспечить высококачественное и эффективное выполнение работ с соблюдением установленных сроков и при полноценном использовании закрепленного за работником оборудования.
Для ее достижения к рабочему месту предъявляются требования организационного, технического, эргономического, санитарного, гигиенического и экономического характера.
Целью курсовой работы является изучение организации рабочего места в центре детского творчества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие организации рабочего места;
- дать общую характеристику центра детского творчества;
- рассмотреть организацию рабочего места в центре детского творчества;
- рассмотреть рекомендации по совершенствованию рабочего места в центре детского творчества.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом курсового исследования выступает организация рабочего места.
Предмет – факторы, влияющие на организацию рабочего места.
Для изучения выбранной темы возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка организации рабочего места.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, три главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников, включающий в себя 20 учебных пособий. Объем работы 25 страниц.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА
1.1 Понятие организации рабочего места
Организация рабочего места на предприятии — это неотъемлемая часть производственного процесса.
Для повышения эффективности труда работодателю необходимо заранее определить круг людей, которые будут его обслуживать, перечень выполняемых ими операций, необходимо оборудование и приспособления в зависимости от специфики выполняемой работы.
Для того, чтобы выявить соответствие условий труда действующим нормативам и требованиям законодательства, необходимо регулярно проводить их аттестацию. [5, c. 126]
Она предполагает комплекс мероприятий, позволяющих оценить условия труда, выявить опасные производственные факторы. Ее проводят специализированные аккредитованные организации совместно с руководством компании.
Проведение плановой оценки трудовых условий осуществляется 1 раз в 5 лет и является обязательным для работодателя. Несоблюдение этих правил грозит ему штрафом или временной остановкой деятельности.
Существует ряд требований к организации рабочего места, предусмотренных действующими нормативными документами.
К их числу относятся:
1) Трудовой кодекс;
2) Федеральный закон N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; Приказ Минтруда N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда»;
3) Постановление Правительства N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий»;
4) Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда;
5) Приказ Минздравсоцразвития N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры». [7, c. 286]
Кроме того, правила организации рабочего места регламентируются законодательными актами субъектов РФ, международными и государственными стандартами, трудовыми соглашениями.
Рабочее место — это ограниченная часть пространства, на которой совершается трудовая деятельность. Она представляет собой первичное звено организационной структуры компании.
Правильная организация рабочих мест на предприятии позволяет формировать благоприятную обстановку, положительно влиять на самочувствие сотрудников и их работоспособность.
Существует классификация рабочих мест в зависимости от ряда факторов:
1) Категория работников: служащие, руководители.
2) Степень специализации: специализированные, универсальные.
3) Число сотрудников: коллективные и индивидуальные.
4) Степень механизации: ручные, автоматизированные, механизированные.
5) Количество основного технологического оборудования: без оборудования, одностаночные, многостаночные.
6) Степень подвижности: подвижные, стационарные.
6) Расположение: помещение, открытый воздух, на высоте, под землей.
7) Условия труда: нормальные, вредные, тяжелые, монотонные.
8) Число смен: многосменные и односменные.
9) По времени использования: постоянные, временные, сезонные. [15, c. 134]
1.2 Направления организации рабочих мест на предприятии
Организация труда включает комплекс мероприятий, позволяющих создать оптимальные условия для повышения производительности и содержательности труда, обеспечения его безопасности.
Существует три базовых направления данных мероприятий, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Базовые направления организации рабочего места
Оснащение — комплектование основным технологическим и вспомогательным оборудованием, организационной и технологической оснасткой.
Обслуживание — обеспечение инструментами и предметами труда, электроэнергией и другими видами услуг, позволяющими поддерживать непрерывный трудовой процесс; обслуживание места по всем его функциям.
Планировка мест — размещение оборудования, оснастки, предметов и субъектов труда с учетом принципа рациональности, выявление оптимальных зон досягаемости при работе. [17, c. 205]
Соблюдение правил охраны труда — необходимое условие эффективной работы. К факторам, влияющим на качество работы, можно отнести оснастку места, его обслуживание и планировку. Любой недочет в организации может негативно повлиять на эффективность трудового процесса, привести к потерям времени, снижению качества продукции.
Чтобы снизить риск, на соответствие санитарно-эпидемиологическим условиям проверяют: помещения, вентиляционные и отопительные системы, освещение, оборудование.
Цель такой проверки — свести к минимуму все факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
К ним относятся: высокий уровень шума, загрязненный воздух, недостаточная освещенность.
Еще один немаловажный фактор, с которым необходимо считаться, это безопасность.
Например, от безопасной организации и надлежащего содержания рабочего места в производственном цехе зависит не только здоровье, но и жизнь работника. Именно поэтому охрана труда — это одна из важнейших задач работодателя. [8, c. 102]
Согласно законодательству, он должен обеспечить:
- безопасные условия работы;
- соблюдение режима труда и отдыха; контроль и регулярную оценку условий труда;
- предоставление информации и документов о соответствии условий работы, определенному в законодательстве уровню надзорным и контролирующим органам;
- своевременное ознакомление сотрудников с требованиями охраны труда;
- разработку правил и инструкций по охране труда в порядке, определенном Трудовым кодексом (ст. 372).
Требования к организации рабочего места за компьютером. Регулярная работа за компьютером предполагает постоянное влияние множества вредных для здоровья факторов. Неудивительно, что специалисты, проводящие больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А. А. Алексеев. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 247 с.
2) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2012-824 с.
3) Дейнека А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дейнека. — М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 292 с.
4) Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / И.А. Епишкин «Менеджмент». –М.: МИИТ, 2013. – 242 с.
5) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
6) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
7) Костенко, Е. П. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. – Ростов-на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. – 606 с.
8) Кравченко А.И. История менеджмента: учебник/А.И. Кравченко М.: Академ. Проект: Трикста, 2015. — 560 с.
9) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2014. — 177 с.
10) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 527 с.
11) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Масл ова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
12) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.
13) Разумов И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 120с.
14) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2014. -172 с.
15) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2014. – 124 с.
16) Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
17) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2003. — 400 с:
18) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 432 с.
19) Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования/ Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.
20) Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / П.Экман — СПб.: Питер, 2013. — 334 с.