Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Институциализация работы социальной связана тесно с институциализацией подготовки социальной работы. Чем профессия старше, тем у нее больше разнообразных направлений и специальностей. Данная особенность составляет один из ведущих признаков эффективности служб социальных, так как обеспечивает правильное понятие требований к профессионалам разного профиля и их статуса. В свою очередь, понятное формулирование сути работы специалистов создает хорошую основу для междисциплинарного взаимодействия и профессиональной рефлексии.
История специализации помощи психосоциальной формируется 2 направлениями: первая – это постепенное выделение из системы образования, общественной поддержки нуждающихся, здравоохранения, психосоциальной помощи, то есть дифференциацией внешней, а вторая – это постепенная специализация внутри социальной деятельности, то есть дифференциация внутренняя. Особое направление специализации заняло формирование внутри социального менеджмента разных областей деятельности, дифференциацией социального администрирования. Страны развитые характеризуются наличием разветвленной системы социальной помощи и социальной защиты, которая отражается в организации подготовки социальных работников.
На мой взгляд, именно развитие и укрепление диалога образования, человека и общества, взаимодействия практики и теории является одним из важных моментов положительного развития для социальной работы как направления вузовского. Другим немаловажным фактором стало продолжение усиления и формирования собственного методов, предмета, объекта, научного поля. История социальной работы в научных исследованиях достаточно хорошо освещена. В России современная история социальной работы требует анализа и обобщения.
Два десятилетия истории дают почву для изучения социальной работы как научно-образовательной и профессиональной деятельности. Это обеспечивает возможностью переосмысления методологических и идеологических оснований взаимодействия, появление новых способностей для каждого субъекта и расширения рамок, эффекты для социума в виде разрешения социальных проблем и задач.
Актуальна данная тема как минимум по двум аспектам.
Во-первых, в России в социальной сфере и социальной политике появляются все новые задачи и приоритеты, необходимо сформировать новую работающую стратегию социального развития нашей страны, и определенные действия в данном направлении происходят. Во время развития современной в России социальной работы решение социального иждивенчества рассматривали как задачу системную в одном ряду с внедрением в социальной работе субьект-субьектного и клиентоориентированного подхода. Прошло 20 лет, но эти задачи как в образовании, так и на практике актуальны по-прежнему. Изменяются подходы к решению некоторых социальных проблем: к примеру, нужен профилактический подход. Направления социальной работы и социальной политики, активно развивающиеся в 80–90-е гг. (детская безнадзорность и семейное неблагополучие, миграционная политика, занятость и безработица, сегодня нуждаются в проведении анализа опыта данного вида деятельности, пересмотре методов работы и приоритетов, подходов. Система управления социальной политикой и социальной сферой также меняет подходы. Большую помощь в этом оказывает сообщество образовательное и научное.
Во-вторых, актуальность обращения к этой теме определяется изменениями в системе высшего образования в России и спецификой положения работы социальной в вузе. Социальная работа нуждается в «подпитке» как со стороны традиционных наук социогуманитарных, так и со стороны практики. Кроме того, проводимые в России образовательные приоритеты и реформы в развитии науки и высшего профессионального образования фактически ставят в новые условия гуманитарное образование. И становится крайне важным вопрос практического соответствия «требованиям времени», востребованности для социальной работы как образовательного и научно-исследовательского направления работы вузов.
Актуальность изучения этих вопросов проявляется на уровне межрегиональном и региональном, так как чаще востребованы именно здесь взаимодействие и диалог. И именно на данном этапе такое сотрудничество может быть наиболее полезно для всех его субъектов – конкретного человека и местного сообщества, вузов, государственных органов власти.
В этой работе мы изучим некоторые аспекты проблем взаимодействия и диалога образования, человека и общества, взаимодействия в социальной работе практики и теории.
Глава 1. Профессионально обусловленные требования к специалисту по социальной работе.
1.1. Общая характеристика требований к специалисту по социальной работе.
К основным требованиям специалиста по социальной деятельности относительно умений и навыков относятся:
• способность вести профессиональную практическую работу: специализируемая помощь, посредничество, консультирование и т.д. в лечебно-профилактических учреждениях и социальных службах и организациях здравоохранения;
• оказывать медико-социальные услуги лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;
• координировать и организовывать деятельность государственных и общественных организаций лечебно-профилактических учреждений и социальных служб и организаций здравоохранения;
• провести научно-аналитическую работу по проблемам медик социального положения в населении;
• принимать участие в административной и организационно-управленческой работе организаций и учреждений социальных служб и здравоохранения.
Специалист по работе социальной должен обладать навыками практическими:
• при помощи методов оказания консультативной медико-социальной помощи для населения;
• методами помощи психосоциальной различным группам населения и отдельным лицам;
• методами проведения профилактических и консультативных мероприятий с объектами медико-социальной деятельности;
• методами социально-психологической профилактики, лечения и диагностики;
• методами психологической коррекции;
• методами групповой и индивидуальной медико-социальнопсихологической терапии;
• методами проведения мониторинговой, прогнозно-экспертной и аналитической работы.
Специалист должен владеть такими профессиональными качествами как: знание цели, задачи, методов социальной работы и законов, иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в разных областях: физиологии, педагогики, психологии, информатики и организации производства, экономики и т.д.; очень высокую общую культуру, быть специалистом эрудированным; иметь хорошие знания о разных социальных группах населения; умение предугадать последствия своей работы, уверенно проводить свою позицию в деле социальной помощи клиенту; тактом профессиональным, умением вызвать доверие и симпатию у людей, в каждом вопросе, затрагивающим интимные стороны человеческой жизни, быть деликатным, соблюдать тайну профессиональную, эмоциональную устойчивость, к психическим нагрузкам быть готовым, избегать отклонения невротические в собственных действиях и оценках, оставаться спокойным при различных неудачах, внимательным и доброжелательным к клиенту, исполнять свой долг добросовестно; уметь принять в неожиданных ситуациях решение, поддерживать всегда высокие стандарты своего поведения, правильно свои мысли формулировать, доходчиво и грамотно их излагать.
Духовно-нравственные и профессиональные качества специалиста по медико-социальной работе: чувство социальной и гражданской справедливости, милосердие, сострадание. Профессиональная деятельность социального работника обусловлена суммой его качеств личностных, интересами и ценностными ориентациями, которые оказывают решающее воздействие на систему отношений формирующихся. Главные качества, которыми нужно обладать специалисту по социальной деятельности это – способность установить такие отношения с клиентом, которые бы помогли его к себе расположить и эмпатия.
Среди важных качеств личностных, без которых социальный работник как профессионал не состоится, и которые нужно выработать, если они ему несвойственны изначально, выделяют 3 главные группы:
1. психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект обаяния личного;
2. психологические качества, которые характеризуют как личность социального работника;
3. характеристики психофизиологические, от которых зависит способность к этому виду работы.
Характеристики группы первой показывают психические процессы (мышление, воображение, память, восприятие; психические состояния (депрессия, тревожность, стресс, апатия, усталость; внимание как состояние сознания, волевые и эмоциальные качества (импульсивность, индифферентность, последовательность, настойчивость, сдержанность.
Ко второй группе характеристик относят подобные психологические качества как личностная направленность, характеристики Я-концепции, собственная оценка своих поступков, самоконтроль; а также стрессоустойчивые характеристики – умение переключиться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость, физическая тренированность.
К третьей группе относятся коммуникативность; эмпатия (сопереживание, выявление ожиданий, состояний других людей, установок; аттрактивность (привлекательность внешняя; красноречие (умение убеждать словом и внушать.
Специалисту по социальной работе необходимо выполнять и формировать банк данных о семьях неблагополучных, нетрудоспособных и одиноких престарелых граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке.
Устанавливать социального неблагополучия причины, определять характер и объемы услуг и необходимой социальной помощи, содействовать их предоставлению.
Составлять «социальный паспорт» семьи. Осуществлять социальный патронаж семей, в которых есть дети-инвалиды и дети с особенностями развития психофизического, семей социально-неблагополучных, семей-участников военных действий во время мирное и воинов-интернационалистов, семей вынужденных переселенцев и беженцев; семей, где воспитываются сироты; инвалидов и нетрудоспособных, одиноких престарелых граждан. Оказывать помощь в оформлении и подготовке документов для принятия нуждающихся на временное или постоянное обслуживание социальное, для госпитализации, попечительства и опеки.