Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что по информации Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации насчитывается около 12 млн инвалидов, что составляет более 9% от населения нашей страны. Отмечается, что «современное российское общество находится на пути правового, а главное, фактического обеспечения прав инвалидов» . Более 650 млн человек во всем мире являются инвалидами, что составляет примерно 10% населения Земли . Как отмечается, инвалиды - это та категория людей, которая является наименее обеспеченным меньшинством во всем мире. По информации Всемирного банка, инвалиды составляют примерно 20% наиболее беднейшего населения.
В Российской Федерации наблюдается неуклонный рост количества инвалидов, ежегодно их количество возрастает на 8 - 9%. В связи с этим, как отмечается, уровень инвалидности становится национальной катастрофой, а возможным направлением выхода из такой ситуации могут стать развитие системы комплексной реабилитации инвалидов и обеспечение им достойного качества жизни.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие, в связи с инвалидностью граждан.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие правовой статус инвалидов и их реабилитацию.
Целью настоящей работы ставится изучение понятия инвалидов и реабилитационные услуги для инвалидов.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие инвалидов;
• Исследовать качество жизни и реабилитации инвалидов в России, их соответствие международным нормам;
• Проанализировать правовое регулирование реабилитации детей-инвалидов;
• Определить перспективы нормативно-правового регулирования физической реабилитации инвалидов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Инвалиды и реабилитация инвадидов
1.1. Понятие инвалидов
Понятие «инвалид» сформулировано в ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. Здесь говорится: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Однако в настоящее время понятие «инвалид» все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями».
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации».
В ст. 3.1 Закона о социальной защите инвалидов установлен прямой запрет дискриминации по признаку инвалидности.
Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
В гл. II рассматриваемого Закона регламентируются вопросы медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев.
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены Приказом Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н.
В гл. III Закона о социальной защите инвалидов определен механизм реабилитации и абилитации.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:
- медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;
- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
1. Порядок и условия признания человека инвалидом.
Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95.
Согласно указанным Правилам признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с применением Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Классификации, используемые при осуществлении МСЭ граждан, определяют:
- основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности;
- основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
Выделяются четыре степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
- I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;
- II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;
- III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;
- IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, способность контролировать свое поведение, а также способность к обучению и трудовой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006) // СЗ РФ. 2013. N 6. Ст. 468.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.
3. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. N 11. Ст. 1591.
9. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2280.
10. Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49, ст. 6071.
11. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.12.2007, N 50, ст. 6242.
12. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. N 21. Ст. 2930.
13. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» // СЗ РФ. 2015. N 49. Ст. 6987.
14. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
15. Приказ Минспорта России от 24.08.2015 N 825 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 50, 14.12.2015.
16. Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // СПС «КонсультантПлюс».
17. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 213 «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным детским церебральным параличом» // СПС «КонсультантПлюс».
18. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 224 «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями щитовидной железы» // СПС «КонсультантПлюс».
19. Ануфриева А.В. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения в системе социального обеспечения Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Анна Вячеславовна Ануфриева. Екатеринбург, 2016. 30 с.
20. Герасимов Г.А. Печальная статистика // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. 2015. Т. 11. N 4. С. 6.
21. Жаворонков Р.Н. Законодательное регулирование порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам // Журнал российского права. 2013. N 1. С. 80.
22. Зязин В.Н. Методика расчетов и оценки эффективности инвестиций в профессиональную реабилитацию инвалидов. М., 2010. С. 34 - 36.
23. Еремеева Л.А. Проблемы правового сопровождения государственной политики в сфере инвалидного спорта // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2015. N 4. С. 48.
24. Ильинская О.И. Международно-правовые аспекты защиты инвалидов // Журнал российского права. 2013. N 10 (202). С. 98 - 99.
25. Лебедева Е.П., Минина А.А., Перепадя С.М., Ризк О.А. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» до 2020 года: проблемы законодательства и правоприменения // Социальное и пенсионное право. 2016. N 3. С. 28.
26. Муленко А.В., Горлов И. Некоторые проблемы реализации прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры // Вестник Омской юридической академии. 2016. N 2 (21). С. 46.
27. Мюллер Н.В. Реформирование управления услугами реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2004. С. 61.
28. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Роман Николаевич Жаворонков. М., 2014. 495 с.
29. Реабилитация инвалидов в Российской Федерации // Социальный бюллетень. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. М., 2015. 42 с.
30. Ручкина Г.Ф., Демченко М.В. К вопросу о соответствии требованиям Конвенции о правах инвалидов качества жизни инвалидов в Российской Федерации и проводимых реабилитационных мероприятий // Международное публичное и частное право. 2018. N 5. С. 24.
31. Семянникова Д.А. Санаторно-курортное лечение в рамках медицинской реабилитации детей-инвалидов: правовые аспекты // Медицинское право. 2019. N 1. С. 53.
32. Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И. Правовые подходы к мониторингу соблюдения обязательств Российской Федерации по Конвенции ООН о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2014. N 1. С. 30.