Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что введение Единого Государственного Экзамена (далее ЕГЭ) как обязательного экзамена для выпускников на сегодня представляет собой особо важную и насущную проблему взаимодействия личности, общества и государства в сфере образования.
Сегодня общество приковано к Единому Государственному Экзамену, Министерство образования и науки РФ планирует ввести этот экзамен в начальной школе и даже проводить его для учителей. Часть общества высказывается в поддержку ЕГЭ, однако большинство, достаточно категорично относятся к этому экзамену. С другой стороны, и у традиционных школьных экзаменов были свои минусы, о которых упоминается гораздо реже.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории России в отдельных районах сравнительно недавно. В 2007 году Государственной Думой был принят Федеральный Закон об использовании ЕГЭ на всей территории России.
Ключевая цель введения ЕГЭ - попытка дать равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступлении в ВУЗы. При проведении данного вида экзаменов по всей территории страны предлагаются задачи одинаковой сложности и единая градация оценки. Считается, что эти меры дадут возможность сравнивать выпускников школ по их уровню знаний.
Выпускникам, сдававшим ЕГЭ, по окончании всех экзаменов в общеобразовательных учреждениях выдаётся аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о результатах ЕГЭ. В свидетельстве проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в форме ЕГЭ.
Степень научной разработанности проблемы. Проблеме оценки качества образования и ЕГЭ посвящены работы многих исследователей (А. А. Аветисов, А. Л. Басова, В. А. Болотов, И. Н. Зимняя, Н. Н. Найденова, С. В. Никифорова, и др.), которые рассматривали различные подходы к пониманию категории «оценка качества», критерии качества образования, параметры оценки качества, функции, механизмы и др.
Объект работы - единый государственный экзамен как современная форма оценки учебных достижений.
Предмет работы - нормативно-правовое и методическое обеспечение организации и проведения единого государственного экзамена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Цель курсовой работы – рассмотреть единый государственный экзамен: проблемы и перспективы внедрения.
Задачи:
-дать характеристику ЕГЭ, его сущность и особенности.
- определить структуру и содержание ЕГЭ.
-рассмотреть влияние ЕГЭ на образовательный процесс в современной России.
- проанализировать Единый государственный экзамен в России: плюсы и минусы.
- выявить проблемы современного ЕГЭ.
- рассмотреть перспективы использования ЕГЭ в школе.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере педагогики.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проведения ЕГЭ в России в контексте проблемного анализа
1.1. Общая характеристика ЕГЭ, его сущность и особенности
ЕГЭ – это форма повсеместного контроля знаний за курс среднего общего образования. Как уже было упомянуто выше, расшифровка аббревиатуры ЕГЭ – Единый Государственный экзамен. На данном типе проверочной работы выпускникам предлагаются задания определенного формата в письменной форме. Исключение составляет ЕГЭ по английскому языку, который включает устную и письменную части .
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионах страны. В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ, а в 2004 - 65 регионов страны.
В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 его сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001-2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно .
ЕГЭ - форма объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта.
ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных государствах для выпускников образовательных учреждений при посольствах, военных частях Российской Федерации и др.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
Обязательными для сдачи являются русский и математика (базовый уровень). Кроме того, ученики по окончании 11 класса могут сдавать любые из 14 общеобразовательных предметов для поступления в ВУЗ. Экзамен является обязательным не только для всех граждан России, но и для тех, кто проходил обучение за границей. К ЕГЭ не допускаются некоторые группы лиц, среди которых:
-те, кто имеет академическую задолженность;
-учащиеся, не прошедшие по результатам итогового сочинения;
-не имеющие годовые оценки по одному или нескольким общеобразовательным предметам .
Баллы, заработанные на ЕГЭ, влияют на поступление в университеты и институты. Каждый ВУЗ самостоятельно выбирает дополнительные предметы для сдачи. Дисциплины каждого направления различны. Например, для поступления на медицинский факультет нужно сдать, кроме русского языка и математики, химию и биологию.
Чтобы подать документы на зарубежную филологию, необходимо сдать иностранный язык и литературу (в некоторых вузах обществознание). На официальных сайтах вузов можно найти список предметов всех направлений, расположенных в порядке приоритетности (http://.ege.edu.ru). Как правило, проходной балл ЕГЭ находится в прямой зависимости от престижности ВУЗа.
С 2019 года баллы за этот экзамен будут влиять и на возможность получения «золотой» медали. Теперь выпускникам для получения медали необходимо набрать как минимум 270 баллов по трем предметам.
Задания общеобязательного экзамена называют КИМ (контрольно-измерительные материалы). Они составлены по определенной модели, разрабатываемой ФИПИ. На сайте ФИПИ можно найти и образцы тестов ЕГЭ для отработки навыков, необходимых для успешной сдачи. Экзамен содержит как задания с кратким ответом, так и с развернутым .
Варианты заданий Единого Государственного экзамена в разных регионах неодинаковы. Это делается для того, чтобы предотвратить утечку заданий. Варианты ЕГЭ, предоставляемые разным регионам, как правило, однотипны и идентичны по сложности.
Выпускникам, сдававшим ЕГЭ, по окончании всех экзаменов в общеобразовательных учреждениях выдаётся аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о результатах ЕГЭ. В свидетельстве проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в форме ЕГЭ.
Экзамены воспитывают в сдающем чувство ответственности, что очень важно в педагогическом отношении . Если они и требуют большой затраты энергии и сил, причиняют воспитанникам много волнений и беспокойства, то и в этом можно видеть прекрасную подготовку к жизни, вовсе не усеянной розами.
Во время экзамена ученик находится в совершенно особенном, ненормальном состоянии, что вместе с краткостью времени не позволяет считать его ответ надежным показателем его знаний. Сам характер обучения,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
2. Болотов В.А. ЕГЭ на пути к созданию системы независимой оценки качества образования //Высшее образование сегодня, выпуск № 11; 2004. С. 23-27.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2018. - 304 c.
4. Бородина А. ЕГЭ со всех сторон //Лицейское и гимназическое образование, выпуск №3; 2005. С 9-13.
5. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2018. - 197 c.
6. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.
7. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2017. - 288 c.
8. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.
9. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
10. Гоник И.Л., Кольцова Н.И., Кормилицин С.И. Экзамены в тестовой форме – от ЕГЭ до вузовских экзаменов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. Т. 7. № 4. С. 22-23.
11. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
12. Денищева Л., Писаревский Б. Будет ЕГЭ! //Квант, выпуск №2; 2008. с. 27-32
13. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
14. Ефремов, О. Педагогика: Учебное пособие / О. Ефремов. - СПб.: Питер, 2018. - 352 c.
15. Ефремова Н.Ф. ЕГЭ и мониторинг качества образования //Высшее образование сегодня, выпуск № 12; 2002. С. 28-33.
16. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М. Академия. 2013. 192 с.
17. Кадневский, В. М. ЕГЭ становится привычным, но проблемы остаются [Текст] / В. М. Кадневский, В. Д. Полежаев // Народное образование. - 2015. - № 4. - С. 215-224.
18. Караваева Л. В. Единый государственный экзамен как современная форма оценки учебных достижений: автореферат дис. … кандидата пед. наук. М., 2007.
19. Малинецкий, Г. Г. ЕГЭ как катализатор кризиса Российского образования [Текст] / Г. Г. Малинецкий, А. В. Подлазов // Педагогическое образование. - 2014. - № 3. - С. 18-59.
20. Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 c.
21. Носков М. Д., Андреев В. А. Проблемы российского образования // Высшее образование в России, выпуск №8; отв. ред. М.Б. Сапунов М.: 2009. с. 41-742.
22. Прикладная юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 512 c.
23. Радомская М.В. Единый государственный экзамен в обеспечении качества общего образования: автореферат дис. …кандидта пед. наук. Таганрог, 2008.
24. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе: доклад экспертной группы «Новая школа». // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 1-54.
25. Савва Л.И., Черникова Ю.А. Повышение качества подготовки учащихся к ЕГЭ как основа взаимодействия вуза со школами // Успехи современного естествознания. 2010. № 9. С. 167-169.
26. Степанов Э. П., Ковтун Т. Ю. Проблемы современного ЕГЭ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 286–287.
27. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2017. - 671 c.
28. Титов, В.А. ВПС: Общая педагогика. Конспект лекций. / В.А. Титов. - М.: А-Приор, 2018. - 271 c.
29. Швандерова, А.Р. Обществознание в формате ЕГЭ. Человек и общество / А.Р. Швандерова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 64 c.
30. Шудегов В.Е. О едином государственном экзамене //Высшее образование сегодня, выпуск № 3; 2016. С. 24-27
31. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . - М.: УЦ Перспектива, 2018. - 408 c.