Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Русская музыка широко прославлена во всем мире. Имена Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского известны всему культурному человечеству, подобно именам великих русских писателей или артистов.
В XVIII веке большинство европейских государств охватило просветительское движение. Благодаря реформам Петра I Россия активно включилась в этот процесс, приобщаясь к достижениям европейской цивилизации. Ее поворот в сторону Европы, породивший феномен «русской европейскости», произошел типично по-русски – круто и решительно. Взаимодействие с более устоявшимися художественными школами Западной Европы позволило русскому искусству пройти путь «ускоренного развития», освоив в исторически сжатые сроки европейские эстетические теории, светские жанры и формы.
Главное достижение русского Просвещения – расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду художников Древней Руси. Реализуется ломоносовская формула: «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».
Наступает время активного становления светского мировоззрения. Храмовое искусство продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни России. Светская же традиция всемерно укрепляется.
В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль, близкий европейскому классицизму.
Новые формы великосветского быта – гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балы и «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы – способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петра в каждом полку появились военные духовые оркестры. Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором. Примеру двора следовала петербургская и московская знать, которая заводила у себя домашние оркестры. Крепостные оркестры и музыкальные театры создавались и в дворянских усадьбах. Распространяется любительское музицирование, обучение музыке становится обязательной частью дворянского воспитания. В конце столетия многообразная музыкальная жизнь характеризовала быт не только Москвы и Петербурга, но и других русских городов.
Во второй половине столетия на смену торжественному партесному концерту приходит новое художественное явление – духовный концерт. Таким образом, в течение всего XVIII века русское хоровое пение прошло большой путь эволюции – от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, к высоким образцам классицизма в творчестве М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского, создавших классический тип русского духовного концерта.
Цель данного исследования: рассмотреть характерные черты русской музыкальной культуры второй половины XVIII века.
Глава 1. Направления развития музыкального искусства XVIII века в России
1.1. Развитие классического типа русского духовного концерта
В XVIII веке значительно расширилось жанровое содержание хоровых произведений. Возникли хоровые обработки народных песен, хоровая оперная музыка, танцевальная музыка с хором (самый знаменитый образец – полонез Козловского «Гром победы раздавайся» на слова Державина, который в конце XVIII приобрел значение государственного гимна Российской империи).
Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции. Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху (1762- 1796). Это было благоприятное время для российской культуры. Попытка возродить дух петровских преобразований во многом увенчалась успехом. Политика, экономика, наука и культура вновь получили импульс к развитию. Возобновилась практика обучения наиболее талантливых представителей науки и искусства за границей. Тесные культурные контакты России с просвещенной Европой не могли не повлиять на появление первых опытов профессионального композиторского творчества.
В этот период было создано более 500 произведений концертного жанра. К нему обращались почти все известные нам русские композиторы второй половины XVIII столетия.
Рожденный в недрах партесного многоголосия, духовный концерт на протяжении своего развития интегрировал два начала – церковную певческую традицию и новое светское музыкальное мышление. Концерт получил распространение и как кульминационная часть церковной службы, и как украшение придворных церемониалов. Он был средоточием тем и образов, затрагивавших глубокие нравственные и философские проблемы.
Если «партесный концерт можно до известной степени сопоставить с concerto grosso, то структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. Она обычно состояла из трех или четырех разнохарактерных частей с контрастными приёмами изложения. В заключительной части, как правило, преобладали приемы полифонического развития.
Большой вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся иностранные композиторы, жившие в Петербурге (Д.Сарти, Б. Галуппи). Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именами М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского.
1.2. Придворная певческая капелла и деятельность М.С. Березовского
Придворная певческая капелла возникла в 1479 г. в Москве при Иоанне III и назывался хором Государевых певчих дьяков. Хор, прежде всего, обязан был петь богослужения в присутствии Великого Князя и его семейства. Государевы певчие дьяки сопровождали Государя в его путешествиях и походах.
Продолжение реформ, затронувших судьбу Государевых певчих дьяков, связано с эпохой царствования Петра Великого. Уже в 1701 году хор был переименован Петром в «придворный». И вместе с переносом двора из Москвы в новооснованный Санкт-Питербурх (так, по-голландски, сначала назывался Санкт-Петербург) были переведены туда и придворные певцы. Таким образом, хор оказывается оторванным от Москвы и ее традиций и начинает новую эпоху в новом городе, где весь уклад жизни строится по иностранному, голландскому образцу.
После царствования Петра Великого начинает изменяться весь этикет придворной жизни, он все более приближается к западным образцам. Это затрагивает и судьбу придворных певчих. Императрица Анна Иоановна в 1735 году приглашает ко двору итальянского композитора Франческо Арайя и велит своим придворным певчим участвовать в постановках итальянских опер. В царствование Елизаветы Петровны итальянское влияние продолжает усиливаться. Все более итальянский стиль начинает проявляться в богослужебном пении русской православной церкви. Еще при Анне Иоанновне в 1738 году в Глухове организуется специальная школа для подготовки придворных певчих – туда собирали наиболее одаренных мальчиков с хорошими голосами и отправляли в Петербург. В 1740 году выходит указ об обучении малолетних певчих придворного хора игре на музыкальных инструментах. В царствование Екатерины II придворные певчие были переименованы в Императорскую Придворную певческую капеллу. С этого времени начинается решительное преобладание этого коллектива во всей области русского богослужебного пения.
Обучение и художественное руководство капеллой было поручено знаменитому итальянскому композитору, венецианцу Бальтазаре Галуппи. Директором капеллы стал Марк Федорович Полторацкий. Хор продолжал участвовать не только в богослужениях, но и в многочисленных оперных представлениях при дворе. Бальтазаре Галуппи недолго пробыл в России, но успел за это время сделать несколько опытов в области богослужебной хоровой музыки. Его песнопения были совершенно итальянскими по стилю, хотя и с церковно-славянским текстом. До сих пор в некоторых храмах можно услышать музыку Галуппи на слова экзапостилария Пасхи «Плотию уснув..». Галуппи ввел в богослужебную практику русской церкви жанр хорового концерта, который так блестяще потом развил его ученик Бортнянский. Н. Финдейзен пишет, что Галуппи превозносил стройность и мастерство певчих капеллы: «Такого великолепного хора нельзя слышать в Италии».
После Галуппи другие итальянцы также пытались сочинять музыку на русские богослужебные тексты. Среди них особенно преуспел Джузеппе Сарти. Его концерты входили в репертуар Придворной капеллы. В целом же при горячей поддержке Екатерины II, итальянская музыка все больше и больше захватывала умы и вкусы русского общества, проникая во все сферы музыкальной культуры. В стиле Придворной капеллы устанавливается направление, которое отличается пышностью, технической сложностью, виртуозностью, эффектностью, при этом музыкальная сторона явно превалирует над текстовой.
Дальнейшее развитие капеллы связано с русскими капельмейстерами – учениками итальянцев, среди которых наиболее выдающимися являются Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский.
М. С. Березовский – выдающийся мастер русской хоровой музыки XVIII века, один из первых представителей национальной композиторской школы. Сохранившееся творчество композитора невелико по объему, однако весьма значительно по своей исторической и художественной сути. В музыкальной культуре 60-70-х годов XVIII столетия оно открывает новый этап – эпоху русского классицизма.
Имя Березовского называется в числе родоначальников классического хорового концерта a capрella: его произведения, наряду с творчеством итальянского композитора Галуппи, представляют первый этап в развитии этого жанра.
Вершиной творческих исканий М.С. Березовского стал концерт «Не отвержи мене во время старости». Это общепризнанный шедевр русской музыки XVIII века, стоящий в одном ряду с высочайшими достижениями современного ему европейского искусства. Небольшой по масштабам, концерт воспринимается как произведение эпически монументальное. Его музыка, раскрывающая многообразный духовный мир человека, поражает глубиной эмоций и жизненной достоверностью.
И в тексте, и в музыке концерта отчетливо звучит личная интонация. Это речь от первого лица. Просьба-мольба, взывающая ко Всевышнему (I часть), сменяется картиной преследований человека злобствующими недругами (II часть – «Пожените и имите его»). Затем следует новая тема –
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гозенпуд, А. Музыкальный театр в России: от истоков до Глинки: очерк / А. Гозенпуд. – Л., 1959.
2. История русской музыки : в 10 т. Т. 3 : XVIII век / Б.В. Доброхотов [и др.], Москва : Музыка, 1985.
3. Ковалев К.П. Бортнянский [Текст : Электронный ресурс] / К.П. Ковалев. - Электрон. дан. - Москва : Молодая гвардия, 1998. - 335 с. - Режим доступа: https://coollib.com/b/31069
4. Ливанова, Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом / Т. Ливанова. – М., 1953.
5. Рапацкая Л. А. История русской музыки: от Древней Руси до Серебряного века : учебник для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки "Культура и искусство" / Л. А. Рапацкая. - 3-е изд., перераб. и доп. - Санкт- Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань, 2015.
6. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов : [справ. / сост. и науч. ред. Л.А. Серебрякова]. - Челябинск : Урал Л.Т.Д., 2001.
7. Рыцарева М.Г. Композитор Д. Бортнянский / М.Г. Рыцарева. - Санкт- Петербург : Композитор, 2015.
8. Тельтевский, П. А. Московские шедевры / П. А. Тельтевский. – М., 1983.
9. Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. Т. 2 / Н. Ф. Финдейзен. – М., 1929. – С. 95–96
10. Штелин, Я. Музыка и балет в России XVIII века / Я. Штелин ; ред. и предисл. Б. И. Загурского. – СПб., 2002