Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире уже недостаточно возложить полную ответственность за события в мире в целом и в пределах одной страны в частности на Правительство той или иной страны, на властные структуры и публичных политиков.
Человечество развивается в области самосознания и выходит на активную позицию, позволяющую не только в рамках уличных шествий, акций и публикаций влиять на события в мире, но и активно прогнозировать и участвовать в принятии решений, которые меняют мир.
В связи с этим не только неравнодушные обыватели хотят участвовать в политических исследованиях, консультациях, обсуждениях и так далее, но и люди, обладающие незаурядными финансовыми и организационными возможностями.
Так образуются некоммерческие организации, всевозможные политические центры, ассоциации, консультационные центры и тому подробные организации, в которых участвуют неравнодушные и заинтересованные лица, целью которых является воздействие на органы власти, на экономику и культуру страны или сообщества стран.
Таким образом, мы перешагнули эпоху вялой политической активности населения и вошли в эпоху новой политической системы, гибкой и демократической, в которой уже теперь участвует каждый желающий гражданин.
Объектом данной работы является рассмотрение Экспертных центров развития, как института общественных политических, экономических и культурных исследований и консультаций.
Предметом данной работы является подробное рассмотрение назначения Экспертных центров развития, методов достижения целей, прогностических методов, примеров использования Экспертных центров развития.
В эпоху мировой демократизации общества человечество имеет уникальную возможность использовать различные методы, такие как дельфийский метод, и многие другие, для решения национальных и других проблем в пределах одной страны или в пределах целого сообщества стран.
В работе использована как русскоязычная литература на данную тему, так и литература зарубежных стран.
ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ
1.1 Назначение Экспертных центров развития
«Экспертные центры развития» являются элементом интеллектуальной безопасности, то есть способствуют воплощению знаний в социальную практику, что обеспечивает устойчивое развитие и повышение уровня конкурентоспособности любой страны. Именно фактор высокой значимости деятельности «экспертных центров развития» повлиял на выбор темы.
Кроме того, проблема научного обоснования политических решений еще и очень злободневна ввиду обострившейся борьбы за интеллектуальные ресурсы и высоких рисков принятия неверных политических решений. Также актуальность исследования определяется гибридным состоянием «экспертных центров развития» в России, что делает задачу исследования мирового опыта развития таких структур и возможность имплементации их моделей функционирования на российскую почву высоко значимой для будущего планирования нашей внутри- и внешнеполитической стратегий.
Попытки изучить опыт развития «экспертных центров развития» других стран не новы для российской политической науки, однако представляют фрагментарные исследования по тем или иным вопросам, или обзоры сходств и различий моделей их функционирования, без детального прослеживания истории их становления и влияния политических, экономических, культурных и иных факторов на этот процесс. Считаем, что для дальнейших исследований в этой сфере необходимо понимать природу и причины зарождения такого явления как «экспертные центры развития». В нашей работе мы опирались на исследования российских ученых: Н.А. Медушевского, А.Ю. Сунгурова, Н.Ю. Беляевой, Д.Г. Зайцева, М.Б. Горного, А.В. Шумилова, а также работы Агент ства Гуманитарных технологий и Московско-Петербургского Философского клуба. Из зарубежных авторов можно выделить Andrew Rich, James G. Mcgann, Tevi Troy, Dr. Raphael Wakabwa Arinaitwe, Donald E. Abelson, Diane Stone и многих других.
Американский аналитик Д. Абельсон отмечает, что политический процесс в демократических странах имеет три стадии:
1. актуализация проблемы (предоставление точки зрения и информации обществу, СМИ, правительствам и включение данной проблемы в повестку дня);
2. формулирование политики в отношении данной проблемы (оценка, изучение различных аспектов, проведение брифингов и совещаний, и т.д.);
3. осуществление выбранной политики (подписание договоров, совещания, обеспечение условий для деятельности официальных лиц, обучение, обеспечение технического обслуживания и работа над информацией).
В современных обществах, стремящихся к плюрализму, «экспертные центры развития» и другие негосударственные структуры представляют собой звенья в процессе принятия решений.
С одной стороны, они предлагают альтернативные решения, а с другой, выступают посредниками между лицами, принимающими политические решения.
Исходными принципами при анализе публичной политики и базовыми принципами осуществления руководства являются:
1. легитимация власти,
2. определение общественных целей,
3. публичное выражение комплекса социальных интересов и общественных проблем.
Так называемые «Экспертные центры развития» существенно выделяются из системы интеллектуального обеспечения политики. Главной особенностью «Экспертные центры развития» являются решения проблем или программы, или действия, разрабатываемые этими структурами.
Они базируются на основе достижений современной общественной науки, разработчики этих решений утверждают механизмы их реализации, обеспечивают доведение разработок до лиц. принимающих решение. Иначе говоря, разрабатывается не только идея, концепция программы, но и технология ее реализации.
Таким образом, к основным принципам работы «Экспертные центры развития» относятся:
1. экспертные центры развития работают при помощи инструментов продвижения идеологии, то есть с коммуникативным сознанием ;
2. экспертные центры развития образуют публичную политику в демократическом обществе;
3. такие организации разрабатывают методологические подходы к решению общественно-значимых проблем.
Особенности «Экспертных центров развития»:
1. данные структуры не занимаются обобщением уже существующих знаний, продвижением чьих-либо интересов;
2. стремятся к максимальной децентрализации и разветвленности своей структуры;
3. они имеют большое количество исследовательских центров и высококвалифицированных кадров, эти центры имеют гибкую и эффективную организационную структуру.
Надо подчеркнуть, что децентрализация организационной структуры и выделение большого числа стратегических направлений - типичная тактика «Экспертные центры развития», которая одновременно является залогом их успешной работы.
Ярким примером служит организация «Think tanks», она вполне успешно справляются со своей задачей в США. Выдающийся американский экспертный центр развития Институт Брукингса в организационном плане включает в себя три области научных исследований:
1) международная политика,
2) экономика,
3) государственное управление.
Однако, начиная с 2000 года на базе макропроектов института стали образовываться самостоятельные исследовательские центры. Это можно назвать качественным прорывом для данной организации. В 2002 году Институт Брукингса основал Исследовательский центр по ближневосточной политике с целью содействовать лучшему пониманию специфики политических альтернатив, встающих перед политиками, принимающими решения относительно стратегии ведения диалога с Ближним Востоком. В США было создано 13 подобных центров, ведущих начало от Института Брукингса.
Корпорация «РЭНД» также широко известна, благодаря разнообразному спектру проводимых исследований в сфере защиты окружающей среды, охраны человеческого здоровья, образованию и культуре, проблемам демографии и населения. На базе корпорации «РЭНД» создано множество специализированных исследовательских центров .
На самом деле подобных организаций в США достаточно много, они достаточно активны, сегодня они насчитывают огромное количество всевозможных фондов, центров, ассоциаций, собраний.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балаян А., Сунгуров А. Экспертные центры развития и экспертные сообщества. – СПб: Алетейя, 2016. – 240с.
2. Блинова О.Н. Советники. Исследовательские и консалтинговые структуры России. – М.: Гном и Д, 2002. – 228с.
3. Богатырева Л., Филиппов В. Экспертные центры развития вчера и сегодня. – М.: Ленанд, 2016. – 136с.
4. Гарифуллина Г.А. Совещательные органы при федеральных ведомствах: политическая роль экспертного знания: Дисс. … канд. полит. наук. – М., 2013. – 191с.
5. Забудаева Е.В. Политическое консультирование в США и России. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – 247с.
6. Диксон П. Экспертные центры развития. – М.: Прогресс, 1976. – 430с.; М.: АСТ, 2004. – 505с.
7. Дорф Р., Бишоп Р. Современные системы управления. — Изд-во: Интернет-университет информ. технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 832с.
8. Думая о немыслимом: от идеи к политике. Роль «мозговых центров» в формировании правительственной стратегии: опыт стран центральной и восточной Европы / пер. с англ. – М.: Весь мир, 2004. – 260с.
9. Забудаева Е.В. Политическое консультирование в США и России. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – 247с.
10. Зайцев Д. Экспертные центры развития в политике. Характеристика и оценка влияния на политический процесс. – Изд-во: Книга по Требованию, 2010. – 208с.
11. Иванов Д.Ю. Формирование политической аналитики негосударственных аналитических центров в современной России: Дисс. … канд. полит. наук. – СПб, 2013. – 194с.
12. КорниеЭЦР В.И. Формирование управленческих команд нового поколения. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 263с.
13. Лукичева Л., Еленева Ю., Егорычева Е. Менеджмент интеллектуального капитала. Теория и практика. Учебник. – М.: Омега-Л, 2014. – 328с.
14. Макаров П. Управление интеллектуальным капиталом региона. – М.: Инфра-М/РИОР, 2015. – 152с.
15. Мальцева Д.А. Стратегическое моделирование в политике. – СПб: Русская христианская гуманитарная академия, 2015. – 160с.
16. Медушевский Н. Экспертные центры развития. Американская модель и подходы к ее адаптации за пределами США. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 272с.
17. Международные исследования в России и СНГ. Научно-аналитические и образовательные центры, ученые и специалисты в области международных отношений. Внешней политики и безопасности. Справочник. — М.: Московский рабочий, 1999. — 357с.
18. Мильнер Б. Инновационное развитие. Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. – М.: Инфра-М, 2010. – 624с.
19. Мильнер Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации. – М.: Инфра – М., 2003. – 178с.
20. Публичная политика в сфере мягкой безопасности: Балтийское измерение. Сборник статей / ред. Сунгуров А.Ю., Проскурякова Л.Н., Торхов Д.О. – СПб: Норма, 2003. – 160с.
21. Рассел Дж. Интеллектуальный капитал. — Изд-во: Книга по Требованию, 2012. – 94с.
22. Сергеев А. Интеллектуальный капитал менеджмента. Теория и тенденции в России. — Изд-во: Книга по Требованию, 2012. – 320с.
23. Ситников А.П. Социальное и политическое предпринимательство: современные формы соединения хозяйственной и общественной деятельности. – М.: КГ «ИМИДЖ-Контакт», 2009. – 208с.
24. Современные экспертные центры развития (мозговые центры, think tanks). Аналитический доклад Агентства гуманитарных технологий.– 1998. Руководитель проекта Грановский В., редактор издания Дацюк С., эксперт Ратувухери Т. Х., менеджер Магера Н.
25. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. — М.: Поколение, 2007. — 368с.
26. «Экспертные центры развития» и центры публичной политики: исследовательская функция / ред. Горный М.Б. — СПб: Норма, 2006. — 234с.
27. Экспертные центры развития и центры публичной политики. Международный и первый российский опыт. Сборник статей / под ред. Сунгурова А.Ю. – СПб: Норма, 2002. – 176с.
28. Филиппов В.А., Богатырева Л. Экспертные центры развития и транснациональные корпорации. – М.: Ленанд, 2008. – 152с.
29. Шейдин И.Л. США: «экспертные центры развития» на службе стратегии. – М.: Наука, 1973. – 190с.