Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из важных вопросов теорети¬ческого и практического разделов деятельности в сфере физической культуры является, совершенствование методики преподавания физического воспитания детей. Потому что именно в школе в разные возрастные пе-риоды формируются важные базовые умения и навы¬ки. Кроме этого создается основа двигательной дея¬тельности, из составляющих которой постепенно и по¬следовательно складывается двигательная активность взрослого человека.
Поиск эффективных средств воздействия на орга¬низм школьника для физического развития основан на двух факторах: в школьный период организм ребенка наиболее восприимчив к формированию и совершенст-вованию основных физических способностей, и именно в этот период закладывается почти все физиологиче¬ские характеристик взрослого человека.
В многочисленных средствах физического воспита¬ния детей, особое место, занимают спортивные игры, так как доступней и универсальней средства по эмо¬циональному и физическому воздействию на организм школьника трудно найти.
Несмотря на это, методические технологии исполь¬зования средств волейбола в школьном учебном про¬цессе до сих пор недостаточно используются. На уро¬ках физической культуры изучаются отдельные техни¬ческие приемы волейбола, но игровые упражнения не рассматриваются как дополнительное средство в раз¬витии физических качеств, хотя при выполнении мно¬гих технических приемов в волейболе развитие скоро¬стно-силовых способностей должно быть на достаточно высоком уровне. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием проблемы развития силовых способностей с использованием игровой формы проведения занятий у детей среднего школьного возраста в процессе внеурочных занятий по волейболу занимались И.А. Гуревич, А.Н. Глейберман, В.А. Голомазов, Ю.Д. Железняк, В.И. Лях, В.А. Осколкова, А.В. Беляев, В.Н. Платонов, А.Г. Фурманов, В.Г. Никитушкин, Ю.Ф. Курамшин, А.В. Ивойлов, Ю.Н. Клещев и другие.
Объект исследования - процесс развития силовых способностей с использованием игровой формы проведения занятий у детей среднего школьного возраста в процессе внеурочных занятий по волейболу.
Предмет исследования – педагогические условия организации внеурочной деятельности по волейболу с использованием игровой формы проведения занятий с целью эффективного развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
Цель исследования – выявить влияние использования игровых форм на занятиях в процессе внеурочной деятельности по волейболу с целью развития силовых способностей детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста в процессе внеурочных занятий по волейболу;
2) выявление основной методики развития силовых способностей с использованием игровой формы проведения занятий у детей среднего школьного возраста в процессе внеурочных занятий по волейболу;
3) раскрытие основных механизмов развития силовых способностей с использованием игровой формы проведения занятий у детей среднего школьного возраста в процессе внеурочных занятий по волейболу.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: системный анализ силовых способностей средних школьников; содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, касающихся организации внеурочной деятельности по волейболу.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести подпунктов, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Анатомо-физиологические и психические особенности детей 11-15 лет
В каждой возрастной периодизации установлены свои границы подросткового периода. В настоящее время существует множество возрастных периодизаций различных авторов, каждый из которых выделяет различные границы подросткового возраста. Так, Э. Эриксон как бы отождествляя юность и подростковый возраст, пишет о том, что этот период длится с 13 до 19 лет, после чего наступает молодость. В периодизации Л.С. Выготского пубертатный кризис, характерный для подросткового возраста длится с 13 до 17 лет. Однако в периодизации Д.Б. Эльконина, подростковый возраст определяется 11-15 годами .
Подростковый возраст, как правило, отличается мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку .
В подростковом возрасте происходит так называемая «ломка» многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности - в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему; подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения.
Рассмотрев общие характеристики подросткового возраста, можно говорить и возрастных периодизациях, которых в настоящее время очень много. Одной из таких периодизаций является периодизация Д.Б. Эльконина. Интересным и важным считается то, что Д.Б. Эльконин признавал только формулу «ребенок в обществе» и подчеркивал, что ребенок с момента рождения является общественным существом.
Развернутую периодизацию психического развития ребенка с момента рождения и до семнадцати лет Д.Б. Эльконин представил в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» 1971 года. В развитии детей автор считал необходимым именно выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. В периодизации Д.Б. Эльконина подростковый возраст входит в такой период как отрочество, который в свою очередь делится уже на непосредственно подростковый возраст (11-12 – 15 лет) и раннюю юность (от 15 лет) .
Переходя к более точному изучению подросткового возраста, хочется отметить, что в связи с изменениями в социальной ситуации развития, подростковый период принято называть переходным, трудным, критическим возрастом. Впервые психологические особенности подросткового возраста описал С. Холл, который выявил противоречивость в поведении подростка. Именно С. Холл ввел в психологию представления о подростковом возрасте как о кризисном периоде развития. Негативные, или кризисные явления этого возраста С. Холл связывал с промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п .
Кроме того, существуют внешние и внутренние предпосылки, оказывающие влияние на изменяющуюся социальную ситуацию развития. К внешним факторам относятся изменение характера учебной деятельности, как уже писалось выше, отсутствие единства требований между родителями и обществом, появление новых требований в семье. Отсюда вытекает необходимость собственной позиции подростка, появляется потребность отделения от влияния взрослых. К внутренним факторам относятся физиологические, физические, а также психические изменения подростка.
Если физические и физиологические предпосылки уже затрагивались, то психологические предпосылки еще не были рассмотрены. И ключевой психологической предпосылкой является проблема интереса в подростковом возрасте. Так, Л.С. Выготский выделял несколько групп интересов по доминантам.
«эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной личности;
«доминанта дали» - установка на большие масштабы;
«доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
«доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, негативизму .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М.: Дивизион, 2017. – 176 с.
3. Виера Б.Л. Волейбол. Шаги к успеху /Б. Л. Виера - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 161 с.
4. Волейбол / под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. М.: СпортАкадемПресс, 2015. – 368 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2: Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, – 1982.–314с.
6. Глейберман А.Н. Упражнения с набивным мячом / А.Н. Глейберман. – М.: Физкультура и Спорт, 2015. – 160 с.
7. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. / М.А. Годик. – М. : Физкультура и спорт, 1980. – 136 с.
8. Голомазов В.А. Волейбол в школе: Пособие для учителя/ В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: Просвещение, 2014. -112с.
9. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г.Никитушкин – М.: Физкультура и спорт, 2018. –280 с.
10. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А. Гуревич. - Минск: Высш. Шк., 1985. - 256 с.
11. Железняк Ю.Д. Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) / Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников. - М.: Сов. спорт, 2016. –112 с.
12. Железняк Ю.Д. Волейбол. У истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский – М.: Фаир-Пресс, 1998 – 289 с.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский.– М.: Сов. спорт, 2016. – 250 с.
14. Ивойлов А.В. Волейбол. / А.В. Ивойлов – Минск.: Вышейшая школа, 1985. – 261 с.
15. Клещев Ю.Н. Волейбол. / Ю.Н. Клещев, Л.Р. Айрапетьянц, B.JI. Паткин. – Т.: изд-во мед.лит. им. Абу Али ибн Сина, 1995. – 374 с.
16. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. / В.В. Кузнецов. – М.: ФиС, 1970. – 208 с.
17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е.Латышева – М.: Сов. спорт, 2016.– 464 с.
18. Леонтьев Д.А. Личность как преодоление индивидуальности: основы неклассической психологии личности / Д.А. Леонтьев // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016.– С. 134—147.
19. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В.И. Лях. – М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. – 272с.
20. Никитушкин В.Г. Методы отбора в игровые виды спорта / В.Г. Никитушкин.– М.: ИКА, 1998. – 320 с.
21. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов: методическое пособие. / В.Г. Никитушкин. – М.: гос. Департамент физической культуры и спорта города Москвы, 2009. – 112 с.
22. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. / Н.Г. Озолин. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 180 с.
23. Осколкова В.А. Техника и тактика игры в волейбол / В.А. Осколкова, М.С. Сунгурова. – М: Физкультура и спорт, 2009. – 208с.
24. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. / В.Н. Платонов. – Киев, – М., 2015. – 320 с.
25. Платонов В.Н. Физическая подготовка спортсмена. / В.Н. Платонов, М.М. Булатова. – М., 1995. – 210 с.
26. Поповский В.М. Технология планирования подготовки волейболистов / В.М. Поповский, А.Б.Дмитриев. – Л., 1987. – 31с.
27. Фурманов А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов.– Мн.: МЕТ, 2016. – 329 с.
28. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
29. Юрченко А.П. Физическая подготовка спортсмена: Автореф. дис. канд. пед. наук. / А.П. Юрченко. – Киев, 2011. – 211 с.