Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста связной речи. 6
1.1. Анализ психолого-педагогический исследований по проблеме формирования связной речи у детей дошкольного возраста 6
1.2. Книжная иллюстрация как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста связной речи 11
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет связной речи посредством книжной иллюстрации 24
2.1. Выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста связной речи 24
2.2. Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет связной речи посредством книжной иллюстрации 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 42
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что неотъемлемой частью развития ребенка является его умение правильно выстраивать общение со взрослыми и сверстниками. Взрослые выступают в качестве хранителей знаний, культуры, умений. Передать все накопленное возможно лишь через речь. Исходя из исследований специальной литературы, можно говорить о том, что дети подготовительной к школе группы не владеют навыками связной речи на уровне соответствующем их возрасту. Поэтому обучение связной речи относится к актуальным проблемам. Изучение формирования у детей старшего дошкольного возраста связной речи не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, так как речь является средством общения и орудием мышления, которое возникает и развивается в процессе общения. Связная речь выступает самой сложной формой речевой деятельности.
Вместе с тем, при рассмотрении проблемы изучения связной речи у дошкольников, можно сказать, что на сегодняшний день недостаточно разработаны приемы формирования связной речи посредством иллюстрации. Значимость этой проблемы, недостаточная разработанность приемов работы и острая потребность практики в новых технологиях в данном направлении составляют ее актуальность.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявилось противоречие между тем, что необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста связную речь и недостаточным использованием иллюстрации в данном процессе.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности иллюстрации в формировании у детей старшего дошкольного возраста связной речи?
Таким образом, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность иллюстрации как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
Объект исследования – процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста лет связной речи.
Предметом исследования – иллюстрация как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста лет связной речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством иллюстрации возможно, если:
- будет организована совместная деятельность педагога и детей по формированию связной речи посредством иллюстрации;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразными произведениями, содержащими иллюстрации.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста связной речи, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
3. Разработать комплекс упражнений для развития связной речи с помощью использования иллюстраций.
При исследовании проблемы использовались такие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования – наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились: исследования о формировании связной речи детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.С Мухина,
Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева); исследования о использовании иллюстрации в индивидуальной и коллективной работе с книгой внесли (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, О.С. Ушакова).
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей дошкольного возраста связной речи
1.1.Анализ психолого-педагогический исследований по проблеме формирования связной речи у детей дошкольного возраста
В ходе своего становления речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи происходит в нескольких течениях: рационализируется ее практическое использование в общении с другими людьми, так же речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
К старшему дошкольному возрасту при специально созданных условиях развития ребенок начинает не только активно использовать речь, но и понимать ее строение, что очень важно для дальнейшего овладения грамотой. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это: «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [25]. Исходя из этого, одной из главных характеристик связной речи является ее разборчивость для собеседника.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все стороны собственного предметного содержания. Речь бывает несвязной по двум факторам: либо из-за того что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Термин «связная речь» может употребляться в нескольких значениях: как процесс деятельности говорящего; как результат такой деятельности (текст, высказывание); как раздел работы по развитию речи.
Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном (неподвижном) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребенка планирование, и, следовательно, формулирование развернутого высказывания.
К наиболее распространенным затруднениям в работе по составлению описательных рассказов с детьми относят такие затруднения как умение самостоятельно определить при рассматривании объекта его главные свойства и признаки, умение установить последовательность изложения выявленных признаков, способность удержать в памяти эту последовательность, которая и является планом рассказа-описания [5]. В связи с этим, многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребенок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов.
Для подобной деятельности недостаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, научно обоснованное, системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств, которые, в свою очередь, облегчает детям дошкольного возраста овладение связной речью.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами.
Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни, как отмечал Ф.А. Сохин [30], ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя.
Так В.П. Глухов [12] рекомендует систему обучения детей с общим недоразвитием речи рассказыванию, которая включает ряд разделов, предусматривающих овладение ими навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа - описания, рассказывание с элементами творчества. Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. По каждому из разделов ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий, а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи.
Так, например, занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. [12]
В.П. Глухов рекомендует начать обучение с подготовительных упражнений, так как здесь основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета. Рекомендуются упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета.
В следующих периодах обучения у детей формируются навыки составления описания предметов, начиная с простого описания, составляемого с помощью логопеда (по вопросам), с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, затем - с опорой на данный образец). И только потом дети должны усвоить определенную схему высказывания - описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. В качестве такой схемы В.П. Глухов предлагает использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. То есть на занятиях детям объясняется, что вначале нужно определить объект описания, далее следует перечисление признаков предмета и завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе, на его назначение, приносимую пользу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Г.С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 811 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2001. – 160с.
3. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2013. – 448с.
4. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника [Текст] / А.Г. Арушанова – М.: Сфера, 2011 – 80с.
5. Богуш, А. М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Богуш, Е. П. Аматьева, С. К. Хаджирадева. – Х.: Ранок, 2011 – 288 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 2004. – 255 с.
7. Брандес, М. П. Стилистический анализ / М.П. Брандес. – М.: Высшая школа, 1971. - 189c
8. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение, 2003. – 385с.
9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: 2006
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский – СПб.: Союз, 2006 – 224с.
11. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 142 с.
12. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста /В.П. Глухов. – М.: Аркти., 2010. – 165 с.
13. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева – М.: Эксмо, 2009.– 176 с.
14. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей шестого года жизни. Автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст]/ Н.В. Елкина – М.: Синтез, 2000. – 16с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 176 с.
16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова – М.: Академия, 2000. – 416 с.
17. Кудрявцева, Е.А. Игровое пространство как эффективное условие развития ребенка [Текст] / Е.А. Кудрявцева – М.: Учитель, 2016.
18. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: НПФ Смысл, 2012. – 392 с.
19. Лосева, И. И. Развитие речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста [Текст] : монография / И. И. Лосева. - Ульяновск : Зебра, 2016. - 101 с
20. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие [Текст] / Г.М. Лямина – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.
21. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет [Текст] / А.И. Максаков – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 150 с.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина – М.: Академия, 2007. – 640 с.
23. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). М.: 1986
24. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / Т.С. Комарова – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
26. С.Л. Рубинштейн – М.: Питер, 2015. – 713 с.
27. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова – М.: Академия, - 2012. -256с.
28. Смирнова, О.Е. Детская психология [Текст] / О.Е. Смирнова – Спб.: Питер, 2017. – 304с.
29. Струнина, Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения [Текст]/ Е.М Струнина – М.: Вентана-граф, 2015. – 288с.
30. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин – М.: МПСИ, 2004. – 224с.
31. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду [Текст] / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова – М.: Дошкольник, 2004. – 120с.
32. Ткаченко Т.А. Использование схем составления описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание, 1990. № 10. С. 16-21
33. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256с.
34. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
35. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева – М.: Академия, 2009. – 368 с.
36. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. / К.Д. Ушинский. - М., 1988. — С. 30
37. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями [Текст] / Т.Б. Филичева – М.: Литур, 2001. – 80 с.
38. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева – М.: Академия, 2014. – 448 с.
39. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Эльконин – М.: Издательский центр
«Академия», 2007. – 384 с.