Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная молодежь довольно часто избегает вопроса профессионального самоопределения, оставляя эту проблему на потом или вообще не считая нужным тщательно обдумывать свое профессиональное будущее.
Многие молодые люди, которые заканчивают школу, чаще всего идут двумя путями: либо они находят себе работу, чтобы обеспечить собственные потребности, либо поступают в институт по требованию родителей, что чаще всего далеко от понятия эффективной профессиональной социализации.
Такая ситуация приводит к тому, что на сегодняшний день в России довольно мало специалистов, которые шли к своей профессиональной мечте всю жизнь, а, значит, полностью изучили с теоретической и практической точки зрения определенную сферу профессиональной деятельности. Это может, в итоге, стать причиной снижения качества труда большинства работников в любой экономической отрасли.
В связи с этим правительство предпринимает различные меры, для привлечения молодежи к этой проблеме. Одной из таких мер, является «Московский день профориентации и карьеры», который проводился 2 марта 2019 года, это огромная площадка, где компаниям и вузам предоставляется возможность показать себя, а старшеклассники могут определиться с выбором будущей профессии. Также, вспомним обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию, в котором обсуждалась программа «Билет в будущее», где школьникам будет дана возможность попробовать себя в ведущих промышленных предприятиях.
Степень изученности проблемы. Трудности в профессиональной ориентации современной молодежи довольно хорошо изучены в научной литературе. На тему профессионального самоопределения размышляли такие исследователи как С.И. Вершинин в своих трудах о готовности школьников к профессиональному выбору; Е.В. Карпинская, И.В. Оноприенко и В.В. Пирогова в работе «Факторы профессионального самоопределения современной молодежи»; Климов Е.А. в книге «Психология профессионального самоопределения», также Пряжникова Е.Ю. и Пряжников Н.С. и многие другие научные деятели.
Однако необходимо отметить, что сложно в полной мере рассмотреть процесс принятия решений в ходе профессионального самоопределения, т.к. данная проблема находится на стыке экономики и психологии
Все вышеизложенное подтверждает актуальность исследования факторов принятия решений в профессиональном самоопределении.
Цель исследования – выявить факторы принятия решений в профессиональном самоопределении молодежи.
Объект исследования – профессиональное самоопределение молодежи.
Предмет исследования - процесс профессионального самоопределении молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность и этапы самоопределения.
2. Определить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение молодежи.
3. Изучить опыт российских и зарубежных исследователей в сфере принятия решений в профессиональном самоопределении.
4. Рассмотреть модель факторов профессионального самоопределения.
5. Провести опрос молодежи о факторах профессионального самоопределения и проанализировать его результаты.
База исследования: опрос респондентов проводился с помощью социальной сети «Вконтакте».
Гипотеза исследования: современная молодежь мало ориентирована на профессиональное самоопределение и испытывает серьезные проблемы в процессе принятия решения о будущей профессии, что связано, прежде всего, с личностным инфантилизмом и зависимостью от авторитетного мнения.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, хронологический, историографический, опрос, анкетирование, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования обусловлена проведением в рамках курсовой работы грамотной компиляции различных точек зрения на проблему профессионального самоопределения молодежи и организации принятия решений в данной сфере.
Практическая значимость исследования связана с проведением социологического опроса молодежи на выявления факторов их профессионального самоопределения.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Во введении была выведена гипотеза, задачи исследования, значимость, актуальность. В первой главе рассмотрено самоопределение с теоретической точки зрения. Во второй главе проанализирован опыт российских и зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения молодежи. Третья глава посвящена описанию результатов исследования, проведенного в социальной сети «Вконтакте». А в выводе отражены ответы на поставленные задачи.
ТЕОРТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОМОПРЕДЕЛЕНИИ
1.1. Сущность и этапы самоопределения
Самоопределение личности – это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?».
О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Раньше у наших бабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно .
Самоопределение личности обсуждается во всех гуманитарных науках – психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора .
Даже литература включается в дискуссию о самоопределении. Интересно, что вся литература нового и новейшего времени построена на проблемах персонажей с личностным самоопределением. Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго – любой персонаж психологического романа испытывает трудности с определением жизненной позиции. О каком самоопределении идет речь в романе «Анна Каренина»? А в «Преступлении и наказании»?
Поэтому рассматривать урок литературы стоит не только с точки зрения расширения кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта подростков. Книга дает возможность моделировать непривычные социальные и психологические ситуации и взвешивать – а как я поступил бы на месте персонажа?
Ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы добиться определенного результата. Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так .
Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.
Самоопределение – это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток – это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители.
Этапы самоопределения молодежи :
1. Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки.
2. Сравнивает себя с другими и «примеряет» на себя требования действительности.
3. Оценивает себя.
4. Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.
В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире .
1.2. Факторы профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин «профессиональное самоопределение» используется как синоним слову «профориентация». Хотя можно провести тонкую грань между этими словами.
Когда мы говорим о «профориентации молодежи», молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в «профессиональном самоопределении» явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников .
В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного «оттянуть» профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное образование. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций .
Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Биккулова О. Самоопределение личности // Профориентатор. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». – [Электронный ресурс] https://proforientator.ru/publications/articles/samoopredelenie-lichnosti.html (Дата обращения: 01.05.2019)
2. Бражникова А.А., Смагина Г.В. Критерии профессиональной зрелости личности // Сборник статей Рязанского государственного университета. Вып. 4. – Рязань: Издательство Рязанского государственного университета, 2018. – С. 94–103
3. Вершинин С.И. Педагогические основы формирования у школьников готовности к принятию решения о профессиональном выборе: дис. на соиск. уч. ст. д. пед. наук. – М.: Российская академия образования, 1997. – 326 c.
4. Карпинская Е.В., Оноприенко И.В., Пирогова В.В. Факторы профессионального самоопределения современной молодежи // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 80–92
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Педагогика, 2004. – 360 с.
6. Кутугина В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал. – [Электронный ресурс] https://science-education.ru/ru/article/view?id=270 (Дата обращения: 02.05.2019)
7. Ливанова А.П., Каценко Г.Н., Артунян Б.Ю. Социальные ориентации молодежи как предмет научного исследования // Социология и психология коммуникации. Сборник статей. – Хабаровск: Статут, 2018. – С. 58–70
8. Личностное самоопределение как основа успешной и счастливой жизни // Zazama. Саморазвитие и самореализация. – [Электронный ресурс] https://zazama.ru/samorazvitie/lichnostnoe-samoopredelenie.html (Дата обращения: 03.05.2019)
9. Ломов Б.Ф. Математика и психология в изучении проблемы принятия решений // Нормативные и дескриптивные модели принятия решений / Под ред. Б.Ф. Ломова и др. – М.: Наука, 1981. – С. 5–20
10. Милютина А.М., Сикорская В.В., Алдонина А.П. Теоретические и практические аспекты исследования профессионального самоопределения молодежи: история и современность // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 2. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2018. – С. 56–70
11. Самоопределение личности // Психология. Информационный портал. – [Электронный ресурс] https://www.sunhome.ru/psychology/14604 (Дата обращения: 02.05.2019)
12. Хренникова А.А., Велигодская М.И., Петренко С.С. Модель профессиональной социализации личности // Психология и педагогика. – 2017. – № 9. – С. 30–45
13. Boye A., Kapane F. Autodétermination professionnelle. Marseille, 2016. 226 p.
14. Stanley E., Koster J. Professional youth self-determination: social and psychological aspects. L., 2018. 350 р.
15. Thompson A., Jefferson I. Basic models of professional self-determination of modern youth // Sociological studies: history and modernity. 2018. No. 3. P. 152–160