Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время весьма значимым является компетентностный подход к обучению и личностно - ориентированная модель преподавания любой дисциплины. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и навыков целеполагания и рефлексии, в основе которой лежит способность школьников к самостоятельному планированию деятельности, выполнению заданий, поиску информации, организации собственной деятельности, а также проверки эффективности своей деятельности [1].
Ученики должны обладать целеполаганием как основой любой деятельности. При этом учащийся должен уметь корректно поставить цель, разработать задачи, направленные на достижение цели, подобрать оптимальные средства и методы, позволяющие наиболее эффективно достичь поставленной цели. Важно уметь соотнести цель со своими силами, реальными возможностями. Рефлексия представляет собой анализ собственной деятельности, ее итогов, подведение результатов. При рефлексии учащийся должен уметь правильно проанализировать, насколько удалось достичь поставленной цели. Также под рефлексией подразумевают поиск причин и возможных альтернативных вариантов решения проблемы. если поставленной цели достичь не удалось, важно уметь выявить причины, скорректировать свои действия в соответствии с новыми условиями [2].
Наиболее оптимальный период для формирования у ребенка навыков целеполагания и рефлексии - это средний школьный возраст. Для этого периода характерен ряд психических и психофизиологических преобразований и качеств, которые могут лежать в основе дальнейшего развития ребенка. Именно самоконтроль, включающий целеполагание, рефлексию, уже давно рассматривается как неотъемлемая часть обучения в школе и является залогом дальнейшего успешного послешкольного образования [1].
Навыки целеполагания и рефлексии могут формироваться на любом уроке. Навыки целеполагания и рефлексии развивают в ребенке способность к анализу, творческому поиску, развивают мышление, расширяют кругозор, обеспечивают осознанный подход к обучению. При сознательном усвоении знаний, планировании, подведении итогов собственной деятельности, учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания [3].
Таким образом, актуальность темы диктуется изменениями, происходящими в современной образовательной системе. Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации. Акцент делается на формирование таких качеств ребенка, при которых он будет готов к самостоятельному поиску информации, выполнению заданий и самоконтролю.
Проблема исследования. Тенденция к поиску наиболее эффективного средства развития навыков целеполагания и рефлексии у школьников всегда остается актуальной. Это обусловлено тем, что усвоение новой информации требует от ребенка определенных навыков и развитого критического мышления, а также контроля того, насколько этот материал усвоен. В литературе предложено немало практических приемов, облегчающих целеполагание, рефлексию школьников. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения этой проблемы все еще остаются мало разработанными [7].
Цель исследования: проанализировать особенности формирования навыков целеполагания и рефлексии у учащихся.
Объект исследования – навыки целеполагания и рефлексии у учащихся.
Предмет исследования – обучение учеников навыкам целеполагания и рефлексии.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что обучение учеников целеполаганию и самоконтролю, будет способствовать развитию у них умения самостоятельно ставить цели, контролировать результаты своей деятельности, добывать знания, планировать образовательный процесс, повысит мотивацию и заинтересованность в учебном процессе, а также сформирует умение критически мыслить, анализировать информацию.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость обучения школьников целеполаганию и рефлексии;
2. Рассмотреть особенности обучения учеников целеполаганию.
3. Рассмотреть особенности обучения учеников рефлексии.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы: метод анализа литературы по теме исследования, метод классификации, обобщения и систематизации данных.
Новизна исследования. Заключается в уточнении системы понятий, обосновании существующего направления организации целеполагания и рефлексии, отборе и систематизации учебных и методических материалов, касающихся обучения целеполаганию и рефлексии.
Практическая значимость. Заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для обучения учащихся навыкам целеполагания и рефлексии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка используемой литературы.
1. Обучение учеников целеполаганию
В среднем школьном возрасте формируются новые виды деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе. Преподаватель должен помнить о том, что у детей изменяются и перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения личности ребенка. Не стоит забывать о том, что этот возраст является одним из самых ответственных этапов жизни. К числу психологических новообразований мышления школьника принято относить анализ, планирование (целеполагание) и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности. Наиболее интенсивно все вышеперечисленные качества развиваются, при тщательно спланированном ходе занятия и правильно подобранной технологии обучения и формы взаимодействия со школьниками [6].
Целеполагание представляет собой такое средство формирования образовательного процесса, и такое средство обучения, которое:
- должно быть направлено на достижение определенных дидактических целей и задач, которые соответствуют каждой конкретной ситуации
- на каждом этапе обучения происходит постепенно углубление знаний и умений учащихся, а также происходит движение от незнания к открытию новых знаний. Самостоятельная работа должна расширять кругозор ребенка.
- должнаоспособствовать решению познавательных задач, продвижению от низших уровней до высшей степени мыслительных процессов. Должна быть направлена на решение конкретных задач, важных для ребенка.
- у учащихся должна быть четко выработанная психологическая установка, направленная на регулярное, систематическое пополнение и расширение знаний, а также выработку определенных умений, навыков. Благодаря целеполаганию, ребенок должен получить возможность расширить способность к ориентации в многогранном потоке информации, а также
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся [Текст] / В.И. Боричевская // Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 5-7.
2. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей [Текст] / Г.Ф, Гаврилычева // Начальная школа. - 2017. - № 11. - С. 57-61.
3. Давыдов, В.А. Что такое учебная деятельность [Текст] / В.А. Давыдов // Начальная школа. - 2017. - № 7. - С. 12-16.
4. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]: учеб. для вузов / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2016. – 34 с.
5. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: учеб. для вузов / Ю.Б. Зотов.- М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
6. Педагогика / [Текст]: учебник / Р.Д. Карпенко. – М.: Рос. Пед. агентство, 2015. – 265 с.
7. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания [Текст]: первая книга учителя / П.И. Пидкасистый. - М.: Российское педагогическое агентство, 2014. -416 с.
8. Шамаев, В. К. Задания на дом отменяются [Текст] / В.К. Шамаев // Вечерняя средняя школа. - 2015. - № 6. - С. 16.
9. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
10. Подходы к целеполаганию на уроке. http://www.eidos.ru.
11. Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru
12. .Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.