Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня все больше внимания уделяется развитию системы инклюзивного образования, направленной на удовлетворение интересов и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатываются новые методы педагогического воздействия, терапии и реабилитации, программы психокоррекции. При работе с детьми, имеющими нарушения слуховой функции, очень важно своевременно выявить психологические нарушения, и провести их коррекцию. Это связано с тем, что нарушение слуховой функции, как и любой другой сенсорной системы в детском возрасте, неизбежно влечет за собой психологические нарушения и расстройства. В первую очередь страдает речь, поскольку речь является одной их основных высших психических функций, напрямую связанных со слухом [1].
Нарушения слуха, как правило, влекут за собой нарушение речи, и других психических функций. Это негативно сказывается на развитии личности ребенка, на успешности его обучения. Особенно неблагоприятно ситуация складывается в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период происходит адаптация ребенка к школе, он получает базовые навыки (овладение грамотой, умением читать, писать, выполнять элементарные арифметические действия). Если ребенок отстает в овладении этими навыками, ему будут сложно даваться и другие, более сложные навыки и знания, что зачастую становится причиной неуспеваемости, школьной дезадаптации [2].
Проблема исследования. Эффективность педагогического воздействия при этом зависит от своевременной диагностики и раннего принятия соответствующих мер. Сегодня все большую значимость приобретает разработка и внедрение различных внеклассных форм работы, направленных на своевременное выявление и коррекцию нарушений речи, возникающих на фоне снижения или утраты слуховой функции. Важно обеспечить такое содержание коррекции, которое обеспечит полноценное личностное, психическое и физическое развитие каждому ребенку, в том числе, ребенку с нарушением функции органов слуха [8]. Особое внимание необходимо уделять развитию речи, сохранению остаточного слуха.
Степень разработанности тематики. В литературе не выявлено программ внеклассной деятельности, направленных на развитие речи младших школьников с нарушениями слуха.
Объект исследования – развитие речи младших школьников с нарушением слуха.
Предмет исследования – формы внеклассных занятий, направленных на развитие речи младших школьников с нарушением слуха.
Цель исследования – разработать формы внеклассных занятий, способствующих развитию речи у младших школьников с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности психофизиологического развития детей с нарушениями слуховой функции.
2. Рассмотреть особенности речевых нарушений у детей с нарушениями слуха.
3. Определить специфические потребности, принципы и условия проведения занятий с детьми, имеющими нарушения слуховой функции.
4. Разработать программу, позволяющую использовать различные формы внеклассных занятий, способствующих развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуховой функции.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ
1.1. Психофизиологические особенности детей с нарушениями слуховой функции
Слух – один из основных сенсорных каналов для получения информации об окружающем мире. При неправильном функционировании слуховой сенсорной системы, или полном отсутствии слуха, ребенок знакомится с миром и получает информацию, опираясь на зрение, осязание, движения, обоняние и вкус. Такая информация не формируют целостного образа. Возникают сложности в установлении контактов даже с близкими людьми. Дети с нарушением слуха особенно осторожны в новых ситуациях. Кроме того, у них существенно нарушается восприятие, речь.
Дети, привыкая к незнакомым людям, вынуждены тщательно прислушиваться к голосам, а глухие дети вынуждены задействовать другие системы для установления контактов с людьми и связей с окружающей средой. Развитие ребенка с нарушением слуховой функции отличается от развития других детей, что позволяет говорить о том, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны близких и специалистов [4].
Нарушения слуха встречаются достаточно и у взрослых, и у детей (вне зависимости от их возраста). Дети с нарушенным слухом - это разнородная группа не только по степени снижения слуха, но и по времени его наступления, по уровню речевого развития и наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии. В зависимости от степени поражения слуховой функции различают два вида нарушения: тугоухость и глухоту [5].
Даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, оказывает отрицательное влияние на развитие ребёнка. В первую очередь страдает такой психический процесс, как речь. В то же время при своевременном нарушении слуха и раннем начале психокоррекционной работы может быть достигнут высокий уровень реабилитации ребёнка.
Согласно международной классификации нарушений слуха выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, что зависит от средней потери слуха в диапазоне трёх речевых частот: 500, 1000 и 2000 Гц [3]:
- 1 степень тугоухости – снижение слуха не превышает 40 дБ;
- 2 степень тугоухости – от 41 до 55 дБ;
- 3 степень тугоухости – от 56 до 70 дБ;
- 4 степень тугоухости – от 71 до 90 дБ.
- Снижение слуха более 90 дБ – глухота.
У глухого ребенка, в особенности, если глухота является врожденной, либо приобретенной в раннем возрасте, до того, как ребенок начал говорить, лишает его возможности овладения речевыми навыками. Для обучения коммуникативным навыкам используют специальные приемы обучения. Если же у ребенка уже начала формироваться речь, глухота может привести к недоразвитию ее, либо к распаду уже сформировавшихся, но еще непрочно закрепившихся речевых навыков.
У детей, которые оглохли в более поздние сроки, когда речь уже была сформирована, степень сохранности речевых навыков зависит от многих факторов, в частности, от возраста, когда ребенок потерял слух. Чем позже ребенок потерял слух, тем дольше будет сохраняться речь, даже в том случае, если коррекционная работа не проводится. Также степень сохранности речи во многом зависит от условий, в которых ребенок развивался в дальнейшем, уже после того, как потерял слух.
Существенную роль имеет такой фактор, как наличие или отсутствие специальной коррекционной работы, направленной на сохранение и дальнейшее развитие речевых навыков. Не менее важную роль играет и своевременное выявление и коррекция психических изменений, которые неизбежно возникают в мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферах ребенка. При условии своевременного начала психокоррекционной работы с детьми, психические нарушения можно предотвратить, не допустить их прогрессирования. Также можно достичь серьезных успехов на пути сохранения и развития речи, как основного психического процесса. Главное условие – психокоррекционная работа с детьми должна проводиться регулярно и систематически, в течение длительного времени, тогда речевые навыки, и другие психические функции ребенка могут сохраняться максимально долго и адекватно [8].
Существуют различные классификации психических нарушений у детей. Прежде всего, они основаны на уровне развития речевых навыков ребенка и определяются особенностями развития монологической речи, потребностью в коммуникации. У детей с различной степенью выраженности глухоты, существуют и различные типы организации монолога, различный уровень развития психических процессов, таких, как восприятие, память, воображение, эмоциональные реакции. Именно эти факторы во многом и определяют направления психокоррекционной работы и ее специфику [6].
В соответствии с этим фактором, выделяют 4 основные группы детей с нарушениями речевой функции.
Первая группа представлена детьми, у которых отмечается низкий уровень речевой активности, практически нет самостоятельных высказываний. Также у них нет мотивации к общению. Самостоятельные высказывания отсутствуют как в устной, так и в письменной речи. Речевая продукция характеризуется отсутствием отдельных микротем, выводов. Соответственно, дети не способны в полной мере раскрыть тему, основную мысль рассказа. Характерной чертой является ярко выраженное искажение основной мысли, отсутствие логики высказывания. Нарушается соотношение
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., Просвещение, 1990.
2. Безрукова, О.А., Каленкова, О.Н. Моя русская грамматика. / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова - М.: Русская речь, 2012. - 144с.
3. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
5. Вилыианская, А. Д., Прилуцкая М. И., ПротченкоЕ. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012.
6. Григоренко, Н.Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции. / Н.Ю. Григоренко // Дис. кандидата педагогических наук. – М., 2005. – 180с.
7. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
8. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. // Под ред. М. Р. Боскиса— М.: Педагогика, 1989.
9. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – / О.Б. Иншакова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 280с.
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста./ В.В. Коноваленко, С.С. Коноваленко - М., 1999.
11. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб., 2005.
12. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.
13. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, в ред. 2016. - 464 с.
14. Семенович А. В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. — М.: Генезис, 2007. — 250 с
15. Смирнова, И.А., Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. / И.А. Смирнова, - М.: Детство-Пресс ,2004.
16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина– М., 1993.- 136 с.
17. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада./ М. Ф. Фомичева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 240с.
18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 2014. - 240 с.
19. Чиркина, Г.В. Обследование звуковой стороны речи / Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред.проф. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2005. – 240с. – С.9-10.
20. Янн, П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.