Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Возникающие в подростковом возрасте физиологические, психологические и социальные изменения требуют от личностных и эмоциональных способностей подростка адаптации к изменяющимся обстоятельствам жизни. Эти способности формирующегося организма представляют собой важную составную часть процесса социализации. Именно подростковый возраст характеризуется началом выработки собственной системы ценностей и развития умений в различных социальных ситуациях принимать решения. Наряду с этим, подростки испытывают необходимость преодолевать трудности взросления, что часто требует поиска поддержки не только у взрослых членов своей семьи, но и у сверстников-подростков, которые сталкиваются с такими же трудностями.
Эмоциональная поддержка ровесников является чрезвычайно важной для формирования социальных навыков, являющихся одной из составных частей социальной компетентности. Кроме того, в понятие социальной компетентности включается умение правильной оценки личностных особенностей и эмоциональных состояний других людей и выбор адекватных способов поведения в различных социальных ситуациях. При нормальном развитии все это дает подростку возможность расширения зоны социальной поддержки, приобретения новых друзей и сохранения хороших отношений со старыми друзьями. Социальная компетентность становится базовым фактором успешности функционирования человека в социальной среде.
Особое значение решение проблемы социальной компетентности имеет в подростковом возрасте. Это обусловлено тем, что в этом возрасте изменение социальной позиции подростка, его устремление занять в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми определенное место находят отражение в резко повышенной потребности подростка в оценке самого себя в окружающем социуме.
Степень участия или возможность участия подростка в социально-ориентированной деятельности определяет его место в обществе. Главные противоречия подросткового возраста - это естественные стремления к самопознанию и самореализации, а также отсутствие надлежащего опыта и внутренней готовности к осуществлению данных позиций. В этих условиях подросток оказывается в критической ситуации смены и выбора жизненных смыслов, что требует новых мотивов поведения, социальных установок, ценностных ориентиров, сформированности социальной компетентности, что обеспечивает ему в окружающем социальном пространстве полноценное функционирование.
Актуальность проблемы социальной адаптации определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследование целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве. Дефицит социальной компетентности личности порождает личностную аномию, которая ставит подростка в положение социально неадаптированной личности. Возможность перехода к девиантным формам поведения определяется характером социализации личности, обусловленным взаимовлиянием множества факторов: наследственностью, воспитанием, образованием, влиянием микросреды, собственной деятельностью.
Девиантному поведению подростков посвящено достаточно большое количество медицинской литературы. Девиантное поведение, как правило, включает в себя такие формы, как делинквентное (противоправное) поведение; девиации сексуального поведения; раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; побеги из дома и бродяжничество, суицидальное поведение. При этом в разработках преимущественно клинических аспектов нарушенного поведения подростка, исследователями подчеркивается ведущая роль его социально-психологических детерминант.
Возможность перехода к девиантным формам поведения определяется характером социализации личности, которая обусловлена взаимовлиянием множества факторов в каждом конкретном случае, таких как наследственность, воспитание, образование, влияние микросреды, собственная деятельность. Деформация любой из этих составляющих может стать причиной девиантного поведения.
В последние десятилетия в социальной и педагогической психологии наблюдается большой интерес к изучению социальной компетентности подростков.
Теоретико-методологическая база исследования представлена трудами современных отечественных и западных социологов, педагогов, психологов, посвященных исследованию девиаций, особенностей социальной адаптации подростков девиантного деструктивного поведения [5, 11, 21, 26-32]. Изучение процесса социальной адаптации подростков девиантного поведения основывается на общеметодологических и частных социологических теориях: социологии личности, социологии образования, социологии семьи, социологии девиантного поведения.
Объект исследования – компетентность социальной адаптации.
Предмет исследования – диспозиционный виктимогенез компетентности социальной адаптации.
Цель работы: изучить феномен дефицита компетентности социальной адаптации как предопределяющего фактора формирования девиантного поведения.
Гипотеза исследования: дефицит компетентности социальной адаптации влияет на развитие девиантного поведения.
Задачи:
– рассмотреть функции социальной адаптации и особенности дефицита ее компетентности (разновидности ее дефектов);
– изучить специфику проявления девиаций у лиц юношеского возраста и периода ранней взрослости;
– проанализировать влияние дефицита компетентности социальной адаптации на развитие склонности к девиантному поведению;
– провести эмпирическое исследование уровня социальной адаптации у лиц со склонностью к девиантному поведению;
– разработать проект программы, развивающей компетентность социальной адаптации.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; систематизация; психодиагностический метод (тестирование); количественный качественный анализ результатов.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕФИЦИТА КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Теоретические подходы к изучению проблем социальной адаптации
В науках о природе и человеке проблема адаптации характеризуется традиционно используемыми в ходе изучения адаптивных процессов в природе и обществе общенаучными теоретико-методологическими подходами.
Проблема адаптации представляет собой одну из наиболее фундаментальных междисциплинарных научных проблем, изучаемых как на психологическом, педагогическом, так и на медико-биологическом, социально-экономическом и других уровнях. Понятие адаптации является понятием общенаучным. Оно зарождается «... в точках соприкосновения разных наук с последующей экстраполяцией на многие сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Понятие адаптации, как общенаучное, - содействует синтезу знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия исследуемых объектов различных наук объединяются в целостные теоретические построения» [25, с. 43].
Изучение процесса адаптации подростков к новым условиям предполагает анализ категории «адаптация». Энциклопедический словарь определяет термин «адаптация» как приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды, что более соответствует медико-биологическим аспектам этого процесса
Адаптация – (лат. adaptatio, adaptare, adaptio, adapto – приспособлять, устраивать) – является приспособлением организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2012. №6 (265). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-yakak-predmet-issledovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре // М.:Изд-во «Моск. психол.-соц. ин-т», Воронеж, Изд-во «Модэк», 2000. 416 с.
3. Авдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи // Психологические исследования. 2013. Том 6. № 31. с. 9.
4. Авдулова Т.П., Гордеева О.А. Кризисные явления в развитии подростков // Психологические исследования. 2010. Том 5. № 13.
5. Ананьев В.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 171с.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
7. Арзуманян С.С. Формирование Я-концепции как проблема педагогической психологии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanieya-kontseptsii-kak-problema-pedagogicheskoy-psihologii
8. Верховцев А.Ю. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения в процессе социализации учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Вестник МГТУ. 2008. Т 11, № 1. С. 155-162
9. Воложин, А. И. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления [Текст] / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин. - М. : Медицина, 1987. - 177 с.
10. Дагбаева С.Б. Ценностные ориентации подростков с различным уровнем этнической толерантности // Научно-издательский центр «Социосфера», Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университетим. Н. Г. Чернышевского. Чита. 2012. С. 39–42.
11. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: Анализ понятий // Вектор науки ТГУ. 2011. Т. 3(6). С. 99-102.
12. Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 412 с.
13. Идобаева О.А., Подольсикй А.И. Сравнительное исследование ценностно-мотивационной сферы личности деликвентных и правопослушных подростков // Вопросы психологии №6, 2015 С. 1–9.
14. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Спб.:Из-во «Речь», 2004. 70 с.
15. Крайг Г. Психология развития. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 992 с.
16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2е доп. и перераб. Л.: Медицина, 1983. 256 с.
17. Мартюшов В.Ф. Социальная релевантность адаптации. Тверь: ТГТУ,2005. С. 8- 9
18. Михайлов А. Теоретико-методологические основания явления девиации / Социологические науки 2005 С.154. URL: http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2005.
19. Мухамадеева З. Ф. Социальные проблемы подростков «группы риска» и пути их решения. // Вестник Башкирского университета.2007. Т.12, № 3 С. 139-141
20. Ощепков А.А. Экспериментальное исследование поведения эксистенциальной психокоррекции ценностно-смысловой сферы личности девиантных подростков // Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 4. С. 43–49.
21. Паатова М.Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. Х. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «Девиантное поведение» и «Делинквентное поведение» подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №1. С. 96–104.
22. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: Изд-во АНО «ПЭБ», 2007. 56с.
23. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. № 3. С. 5–12.
24. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротсва // Изд-во: Спб.: Питер 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. 400 с.
25. Психофизиологический статус детей 6—8 лет с факторами риска раннего дизонтогенеза [Электронный ресурс]. URL: http://www.nauka-shop.com. - 2009.12.18.
26. Руденский Е. В. Детерминизм актуальности социально-психологической виктимологии личности\\ Социально-психологическая виктимология личности. – 2017. – 1 (4) – с. 8
27. Руденский Е. В. Социализационный дефект онтогенеза личности как ядро проблемного поля социально-психологической виктимологии личности. \\ Социально-психологическая виктимология личности. – 2017. – 1 (4) – 34
28. Руденский Е.В. Теоретико-методологическая концептуализация проблемного поля социально-психологической виктимологии личности\\ Социально-психологическая виктимология личности. – 2017. – 1 (4) – с.25
29. Руденский Е.В. Дефицитно-компетентностная деформация личности подростка. Пропедевтика онтологической виктимизации личности. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – 112с.
30. Руденский Е.В. Психология адаптивного функционирования личности. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – 160с.
31. Руденский Е.В. Концептуальное введение в культурно-генетическую виктимологию. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 180 с.
32. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. Введение в психологическую теорию социального функционирования личности. – Новосибирск: Изд-во Института психологии личности, 1997. – 224 с.
33. Социальная работа с носителями девиантного поведения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. И Н. Шатилов, П. А. Шацков. Балашов; Николаев, 2007. С. 7-14
34. Сперанская А.В. Связь ценностно-мотивационной сферы и самоконтроля личности в период юности и зрелости: Дис. … канд. психол. наук. СПб, 2008. 201с.
35. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с
36. Философские проблемы теории адаптации [Текст] / Под ред. Г. И. Царегородцева. - Москва : Мысль, 1975. - 277 с.;
37. Хисматуллина З.Н. Принцип деятельности в социальной адаптации детей-инвалидов // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 4. С. 105