Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время в педагогике и психологии возникает все больше теорий о том, что на становление зрелой личности главным образом влияет его умственное развитие в раннем возрасте, которое, в первую очередь, зависит от степени развитости мышления человека.
Всего в педагогике у мышления как у познавательной деятельности человека, выделены три типа: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное. Наглядно-действенное мышление – это то, что опирается на непосредственное восприятие предметов, сводится к реальным действиям с материальными предметами, выполняется в наглядно-воспринимаемой ситуации. В данном случае внутренние, умственные, действия либо отсутствуют вообще, либо сведены к минимуму, и задача преимущественно решается внешними и практическими действиями. В начальном виде оно наблюдается у животных и младенцев, а также у детей раннего возраста, начиная с 6-го месяца жизни.
Каждый из видов мышления актуален для определенного периода раннего возраста. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления. Наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3-х лет. Благодаря развитию этого вида мышления, основанного на практической деятельности, у младшего дошкольника появляется основа для формирования более сложных видов мышления. Однако, к сожалению, в последнее время замечено, что семейное воспитание и современная педагогика все чаще вытесняют наглядность в действии в пользу наглядности в образах, тем самым как бы пропуская важный этап развития ребенка, характерный именно для раннего дошкольного возраста.
Проблема наглядно-действенного мышления часто упоминается в трудах Л. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Ж.-Ж. Пиаже и др., которые считали определяющей роль игры в развитии этого вида познавательной деятельности.
Таким образом, цель курсовой работы - определить актуальность наглядно-действенного мышления у детей в раннем дошкольном возрасте и выявить существующие возможности его амплификации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть мышление как основу умственного развития человека.
2. Выявить особенности наглядно-действенного мышления и методы его изучения среди детей раннего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть понятие «амплификация».
4. Определить возможности амплификации наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Гипотеза – эффективное развитие наглядно-действенного мышления благоприятно влияет на формирование других более сложных форм мышления.
Объект исследования – наглядно-действенное мышление детей 2-3 лет.
Предмет исследования – условия развития наглядно-действенного мышления детей раннего дошкольного возраста и возможности их усовершенствования.
Методы исследования:
1. Проведем анализ педагогической литературы по теме исследования
2. Рассмотрим методику изучения наглядно-познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста
3. Изучим существующие возможности амплификации наглядно-познавательного мышления
Глава 1. Наглядно-действенное мышление детей 2-3 лет
1.1. Мышление ребенка в раннем дошкольном возрасте и его роль в умственном развитии.
В научной литературе существует множество определений понятию Мышление. Однако стоит отметить, что, прежде всего, мышление – это способность устанавливать связи между предметами и объектами. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно порождает новые знания, творческое начало и помогает человеку преобразовывать действительность. Особенность мышления среди психологических процессов состоит в связи с наличием проблемной ситуации, задач, которую требуют решения в активно-изменяющихся условиях. В отличие от восприятия, у мышления есть свойства расширения границ познания.
Также, можно сказать, что благодаря мышлению, можно определить уровень успешности человека в окружающем мире, оценить его способности при решении повседневных задач различного уровня сложности, достигая при этом максимальной степени продуктивности
Мышление в сознании человека помогает ему ориентироваться в окружающем пространстве, формировать пространственную картину предметов и явлений, накаливая при этом опыт. Таким образом, образуется внутренняя система, моделирующая закономерности окружающего мира и включающая в себя такие этапы как прогнозирование, анализ и подведение итогов.
Основы мышления формируются в раннем детстве: сначала наглядно-действенное, потом на его основе развивается наглядно-образное, формируются первые выводы, основанные на опыте практической действительности.
Развитие мышления ребенка раннего возраста обусловливается усложнением и усвоением его умственной и практической деятельности. Важная роль при этом отводится развитию речи, так как развитию логической формы мышления ребенка способствуют: обогащение словарного запаса, усвоение грамматических структур, умение слушать, понимать и строить предложения [3].
По мнению ученых, дети способны овладевать навыками мышления различными путями и способами. Первый – через организацию ориентировочной деятельности, а также активизацию их речи (П. Гальперин, Д. Эльконин, Г. Минска). Второй – через алгоритмическую последовательность умственных действий (Л. Ланда. Ф. Фрадкина). Третий – через анализ и синтез, осваивая метод усвоения знаний (Н. Менчинская, Г. Костюк, Г. Люблинская). Отдавая предпочтение любому из этих способов есть шанс для достижения успешного развития каких-либо форм мышления детей раннего возраста. Благодаря последовательным стараниям, возрастает способность детей удивляться, воспринимать и усваивать новое, с применением различных форм, операций и способов мышления, повышая при этом свои возможности к дальнейшей умственной работе.
На развитие мышления влияет также игровая деятельность. Дошкольник должен уметь действовать с заменителем предмета в соответствии с игрой. Используя такой предмет-заменитель, ребенок учится думать о реальном предмете. Развитие мышления заключается в том, что ребенок постепенно перестает действовать с предметами непосредственно в конкретной ситуации, а учиться думать о них, действовать с ними в игровом плане. Игра готовит ребенка к мышлению с использованием представлений. Опыт игровых, реальных взаимоотношений в игре закладывает основы особого свойства мышления, дает им понять позицию другого человека. В этом заключается суть рефлексивного мышления, которое способствует адекватному поведению человека среди других людей. Также этому способствует игра, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать выполнение действия. Например, играя в ребенка, который заблудился в лесу, малыш плачет, как это бывает на самом деле, контролируя при этом выполнение своей роли. Двойная позиция во время исполнения роли (исполнитель и контролер) развивает способность сравнивать свое поведение с личным опытом. Ролевая игра имеет большие возможности для развития рефлексии. В способности к ней оказывается возможность понимать, чувствовать другого человека. Игровая деятельность создает благоприятные условия для развития ребенка, перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и элементам словесно-логического.
Развитие мышления способствует формированию у детей понятие о том, что предметы и явления следует рассматривать не сами по себе, а во взаимодействии с другими предметами, предполагает выход за границы самого предмета [5].
В результате, исследование предметов и явлений приводит к возникновению и увеличению количества неопределенных знаний в форме гипотез, стимулирующих умственную активность детей. Например, под руководством воспитателя дети рассматривали различных животных (белка, еж, олень) в типичных для них условиях обитания. Затем они получили задание выяснить, в какой среде живет неизвестное им животное, изображенное на картинках. Дети будто примеряли это животное к различным природным условиям на других рисунках, анализировали и соотносили особенности животных с различными природными условиями, делая свои выводы. В такой деятельности они учатся, изучая явления, предметы, последовательно совершать познавательные действия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребенок мыслит, вступая в коммуникации, действуя, играя, овладевая методами усвоения знаний. Все это как раз и стимулирует развитие умственной деятельности младших дошкольников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Артёмов А.С. Курс лекций по психологии. Харьков, 1958. 450 с.
2. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] /Т.Г. Богданова. - М.: Роспедагентство, 1994.
3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2002. 128 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека. -М.:Эксмо, 2005
5. Запорожец А.В. Психология. - М., 1953.
6. Мухина В.С. Детская психология. - СПб.: Просвещение. 1992-302с
7. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка) / Л.Ф. Обухова. - М., 1972.
8. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. - М.: Академический Проект, 2001.
9. Павелко Р.В. Детская психология: учеб пособие для вузов работа студ. / Р.В.Павелко, О.П. Цигипало - М. Академ-выдал, 2011.
10. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Диагностика в детском саду. –М.: ГЕНЕЗИС -2008.
11. Первушина О.Н. Общая психология: Методические рекомендации. - М., 2003.
12. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Педагогика-Пресс,1994.
13. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997
14. Путляева Л. О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 35-38
15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М., 1973. - 416с.
16. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 22-32
17. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития, № 4, 2001.
Интернет ресурсы:
18. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление
19.https://kakrufb.ru/samosovershenstvovanie/psihologija/57186-amplifikacija-jeto-vazhnaja-chast-detskogo.html
20.http://fb.ru/article/163615/amplifikatsiya-eto-vajnaya-chast-detskogo-razvitiya-chto-takoe-amplifikatsiya
21. http://cyberpedia.su
22. Detzdrav.com